Поздней осенью, когда дорога покрыта снегом, мотогонщики пересаживаются с железного коня на железного пони. И гонки на мини-мототоциклах  - это не игрушечный вид спорта, как это может показаться на первый взгляд, а весьма экстремальный.

 

В своё время именно с покет байков (в переводе с английского "карманный" мотоцикл) начинали свою карьеру Валентино Росси, Даиджиро Като, Марко Меландри, Шинья Накано и многие другие мотогонщики. Это своеобразный картинг в мире мотоспорта.

 

Сейчас уже нельзя точно сказать где и когда появился первый мини-байк. Известно, что миниатюрные мотоциклы появились из-за необходимости тренировок при плохой погоде. Так первые "пони" собирались в гаражах в домашних условиях. Тогда на байки устанавливали двигатели от бензопил. Правда скорость у таких "домашних" байков была весьма низкая, так как объём двигателя приравнивался к 20 – 30 сс, это порядка двух лошадиных сил. Известно, что уже в 1965 году стали проводить первые любительские гонки на минимото, однако правил проведения заездов, как таковых, не было, и своей популярностью они уступали картингу.

 

Спустя 10 лет на рынке стали появляться серийные мини-байки "Bullet". Уже через год неподалёку от Токио стартовал первый мини-мотоциклетный чемпионат со своими правилами и регламентом. Вскоре болезнь по минимото охватила и святыню мотоспорта – Италию.

 

В России гонки на минимото появились совсем недавно. С 2002 года стал проводиться Кубок России. И лишь только в 2007 году соревнования стали носить официальный характер. Ежегодно число участников соревнований увеличивается почти на 50%. Также фотосалон "Байкленд" взял на себя смелость бесплатно отправить своего покупателя мини-мотоцикла определённых фирм на любительские соревнования M1 Challenge.  

 

В 2007 году спортсмены попробовали свои силы на европейских чемпионатах, но, к сожалению, вернулись без наград. В этом году наши парни ограничились только чемпионатом Финляндии и приехали с первого этапа с медалями. Так Никита Завражнов в двух гонках занял первое и четвёртое место. Таким образом, Никита занял второе место на первом этапе по итогам двух гонок. А Дмитрий Мищенко не завершил вторую гонку из-за грубой ошибки – не продул воздушный фильтр. В итоге у Дмитрия в кармане третье место.

 

Минимото, несомненно, зрелище забавное и экстремальное. Пилоты не только держат равновесие на крохе, но и входят во все виражи "с коленочкой" и даже не падают. Руль нельзя повернуть, поэтому в повороты стоит входить только при правильном распределении веса тела.

 

С первого взгляда и не скажешь, что в этой машине 14 – 16 л.с. и он может разогнаться до 120 км/ч. Кубатура двигателя варьируется от 30 до 50 сс, а заводится мотор как у бензопилы шнуром. В самой мощной комплектации вес "карманника" достигает всего 22 килограмм. За то его и любят, что для его транспортировки не нужен никакой прицеп. На мини-мотоциклах нет подвески. Переднее и заднее колесо намертво закреплены – малейшая неровность дорожного покрытия или неточность в управлении, и потеря контакта с дорожным полотном и мотоциклом обеспечено.

 

Специальных трасс для минимото нет, но для соревнований подойдёт любой трек картинг-центров. Гонки проходят также и на более длинных трассах – таких как картодром "Лидер" (протяжённость которого составляет более километра), где проводится любительская гоночная серия M1 Challenge.

 

Низкая стоимость мотоцикла (в среднем стоимость хорошего мини-байка 2 000 – 2 500 евро) и малые эксплуатационные расходы делают гонки по минимото одними из самых привлекательных технических видов спорта. Бюджет участия в соревнованиях меньше чем у картинга в 4 раза.

 

Эта спортивная дисциплина позволяет тренироваться и участвовать в соревнованиях даже зимой – за что их и любят ведущие мотогонщики. Ведь миник позволяет поддерживать форму и отрабатывать навыки вождения большим мотоциклом. Многие пилоты не только российских шоссено-кольцевых мотогонок тренируются на мини-байках, а некоторые из них зимой даже участвуют в Кубке Росси, но и мировые звёзды не прочь на время позабыть о своих "гранприйных" байках и погонять на миниках.

 

Травмы и серьёзные повреждения техники – большая редкость, и спортсмены позволяют себе рисковать, что добавляет соревнованиям зрелищности.

 

Анастасия Прудникова, Sport.ru



Sport.ru