Спортивная арена всё быстрее и быстрее заполняется новыми видами спорта. Многие мы считаем глупыми, многие и вовсе не принимаем за спорт. Но нельзя отрицать, что многие спортивные расточки развиваются и очень скоро могут созреть до официального признания.

Технический прогресс наложил свой отпечаток абсолютно на все грани нашей жизни. Новые технологии, всеобщая компьютеризация, поиски новой реальности – всё то, что резко поменяло ход жизни огромного количества людей на всей планете.

Изменился и казалось бы консервативный спорт, который тоже не смог не открыть своих дверей новым дисциплинам, связанным по рукам и ногам  компьютерными технологиями. Игры, которые совсем недавно считались лишь играми стали спортом или, как его окрестили, киберспортом.

"Хоккейная коробка быстро сменилась домашними тапочками и профессиональной мышкой, а вроде бы детская забава вскоре переросла в серьёзную работу"

Мы давно к этому шли. Молодые ребята, часами проводившие время за компьютерами и приставками, сделали свой выбор. Они променяли реальность на ирреальность и усердно принялись писать новые картины жизни. Хоккейная коробка быстро сменилась домашними тапочками и профессиональной мышкой, а вроде бы детская забава вскоре переросла в серьёзную работу.

И ведь неправильно говорить, что киберспорт не может входить в плеяду уже известных дисциплин. Почему нет, если на компьютерных аренах присутствует соревновательность, а игроки вынуждены тренироваться не меньше настоящих спортсменов. Слепо верить, что любой человек сможет познать азы контр-страйк за пару-тройку недель. Команды, выступающие на серьёзных турнирах, тренируются каждый день. И не по одного часу…

Киберспорту открыло дорогу в мир создание сетевых игр. Именно этот факт и позволил игрокам выступать не против машины, а против таких же людей. История киберспорта началась с легендарного DOOM, очень скоро ставшего настоящим бестселлером. А Благодаря популярности игры Quake, в 1997 г. в США появилась первая лига киберспортсменов — Cyberathlete Professional League (CPL). Это стало первым шагом для входа во взрослую жизнь ещё такого молодого вида спорта.

Огромные коррективы в летопись киберспорта внесла легендарная игра Counter-Strike, которая очень быстро стала настольной игрушкой каждого второго геймера. Шутер был популярен не только благодаря широких возможностей для сетевых игр, но и из-за очень невысоких системных требований, что позволило игре появиться практически на всех имеющихся компьютерах.

Контр-страйк – не игра для одиночек. Если вы хотите добиться каких-то существенных достижений, то вам придётся научиться действовать в команде. На арене "КС" действует гласное правило – один в поле не воин, а потому профессиональные команды, которые ставят перед собой цель выступить на серьёзном соревновании, вынуждены оттачивать своё мастерство, проводить "трансферные кампании", а также разрабатывать стратегии для официальных карт.

Контр-страйк – не просто шутер. Эта игра, в которой невозможно победить лишь благодаря реакции и опыту. В "КС" ключевым элементом становится стратегическая подковка команды. Может именно благодаря этому факту игра очень быстро полюбилась пользователям, а вскоре была включена в списки крупнейших соревнований по киберспорту.

Грешно думать, что соревнования по киберспорту созданы на голом энтузиазме. Может так и было в самом начале становления дисциплины, но сейчас опытные игроки уже могут и неплохо зарабатывать на своём увлечении. Самый престижный турнир по киберспорту World Cyber Games с каждым годом притягивает интересы всё большего числа спонсоров. Да и участников с каждым годом только прибавляется. Вдумайтесь: в 2000 году в Сеуле прошёл первый чемпионат мира по киберспорту. В нём приняло участие 174 спортсмена из 17 стран, а призовой фонд составил 200 тысяч долларов. В 2005 году же на турнире в  Сингапуре выступили уже 679 спортсменов из 67 стран, которые разыграли 435 тысяч долларов. Интересная динамика, не правда ли?

С каждым годом растёт и количество дисциплин. Если в 2000 году участники соревновались лишь в FIFA 2000, StarCraft: Brood War и  Quake III Arena, то в 2008 году список заявленных игр разросся до 9 пунктов в категории компьютерных игр, 4 в приставочных играх, а также одной в мобильном сегменте.

Россия является активном игроком на World Cyber Games. Самым "хлебным" годом для наших геймеров стал 2002 год, когда были добыты три золотых медали (в Counter-Strike и два "золота" в Quake 3).

Турнир World Cyber Games очень поход по своей структуре с Олимпийскими Играми. Может поэтому и был придуман символ соревнований - четыре цветных круга (зелёный, жёлтый, красный и синий) на чёрном фоне. Почти как пять олимпийских колец…

Чтобы попасть на WCG мало искусно владеть клавиатурой и мышкой. Нужно сначала пробиться через самые настоящие тернии в региональных соревнованиях. Для отбора на престижнейший мировой форум и был создан общероссийский чемпионат по киберспорту, который на сегодняшний день в включает в себя четыре дисциплины: Half-Life: Counter-Strike 1.6, WarCraft III: The Frozen Throne, StarCraft: Brood War и FIFA Soccer 09. Чтобы попасть "на Россию" сначала требуется пробиться сквозь сито региональных чемпионатов, а уж там конкуренция тоже совсем не слабая.

По динамике развития мирового киберспорта видно, что у этой веточки спорта есть возможность уже совсем скоро официально стать видом спорта. Можно сколько угодно кричать, что компьютерные игрушки – не спорт, но факт остаётся фактом. У киберспорта большое будущее.

Александр Кушнир, Sport.ru

Sport.ru