В преддверии Гран-При Италии в интервью для официального сайта "Формулы 1" главный инженер команды McLaren Тим Госс рассказал о тенденциях развития новых технологий при разработке моторов, об изменении регламента и правил в "Формуле 1" на ближайшие два года, а также поведал о том в какой конфигурации мы увидим машины McLaren в эти выходные на итальянской трасе в Монце.

Тим, ваша команда в Монреале и Спа показала очень хорошие результаты. Можно ли уже назвать McLaren фаворитами предстоящего уикенда, ведь трасса в Монце обладает очень похожими характеристиками?


Да, вы уже можете начинать праздновать наш успех, но думаю, что борьба будет очень ожесточённой. Многие уверены в том, что у Red Bull в эти выходные не будет столь значительного преимущества, как на Гран-при Венгрии, но в одном я уверен на сто процентов – в Монце ситуация будет очень напряженной. У нашей машины эффективная аэродинамика, и я считаю, что у нас есть хороший шанс на старт с первого ряда, а также на борьбу за победу в гонке.

Можно ли сказать, что вашей машине эта трасса подходит больше, чем Red Bull?

Мы были разочарованы выступлением в Венгрии, машины Red Bull более конкурентоспособны в плавных среднескоростных поворотах, и на Хунгароринге мы не могли с ними бороться. Скорость наших машин в Спа частично объясняется и характеристиками трассы, но к прошлому уикенду мы подготовили множество серьёзных новинок. Несколько гонок команда экспериментировала с «выдувным» диффузором, и в Спа мы, наконец, занялись оптимизацией настроек для его эффективного использования – конкурентоспособность в Бельгии связана и с этим. Мы добились существенного прогресса и надеемся на хорошее выступление не только в Монце, но и на других трассах в этом сезоне.

Какие характеристики вашей машины подходят к требованиям трассы в Монце?

Мы имеем большое преимущество в скорости на прямых, которое связано с высокой аэродинамической эффективностью и хорошо проработанным воздуховодом. Думаю, что пока мы остаёмся лидерами в развитии этой системы. Преимущество наших машин зависит от качества трассы. Оно возрастает, когда её характеристики позволяют максимально использовать потенциал воздуховода, хотя с именно этой трассой пока ничего не ясно – некоторые команды ещё не определились, будут ли они использовать воздуховод, или поставят обычное заднее антикрыло. В прошлых гонках мы не добились максимальной эффективности от новой конфигурации дна машины в затяжных плавных поворотах, но я чувствую, что в настоящее время ситуацию удалось переломить. Думаю, в Монце мы будем конкурентоспособны, и надеюсь, что будем быстры и на других оставшихся трассах этого сезона.

"Многие уверены в том, что у Red Bull в эти выходные не будет столь значительного преимущества, как на Гран-при Венгрии, но в одном я уверен на сто процентов – в Монце ситуация будет очень напряженной"

Вы решили, будете ли в этот уикенд прибегать к помощи воздуховода?

Мы поставим его в пятницу и вечером определимся по поводу его использования в гонке. Мы готовили два варианта развития событий и готовы к любому из них. Не так просто заставить воздуховод эффективно взаимодействовать с антикрылом минимальной конфигурации, но мы – лидеры в этой технологии и постараемся добиться максимума.

У всех уже более или менее сложилось представление о правилах и регламентах на сезон 2013 года, когда могут появиться турбированные моторы меньшего объёма, которые более эффективно используют топливо. На ваш взгляд, это правильные тенденции  для развития "Формулы 1"?

Если говорить о моторах, то, по моему мнению, это правильное решение. Двигатели используются уже на протяжении очень многих лет, а машины за это время успели сделать большой шаг в своём развитии. Думаю, что для "Формулы 1" было бы полезно вновь использовать самые передовые технологии при разработке моторов, чтобы добиться большей эффективности использования топлива. Переход на четырёхцилиндровые турбированные двигатели поможет развитию топливосберегающих технологий, которые в наше время очень популярны на рынке дорожных машин. Наша команда полностью поддерживает развитие данных технологий и считает, что направление выбрано абсолютно верно. Если говорить о регламенте в целом, то лично мне кажется, что стоит дождаться следующего сезона. В 2011 году произойдёт несколько существенных изменений, появится управляемый элемент заднего антикрыла, поэтому в дальнейших действиях нам нужно соблюдать осторожность, чтобы сохранить существующую интригу в "Формуле 1".  Сейчас нужно понять, сможем ли мы добиться максимального эффекта от управляемого элемента заднего антикрыла в следующем сезоне. А уж потом  думать о чемпионате 2013 года.

"Думаю, что для "Формулы 1" было бы полезно вновь использовать самые передовые технологии при разработке моторов, чтобы добиться большей эффективности использования топлива"

Двух лет вполне должно хватить для перехода на новые двигатели с меньшим потреблением топлива?

Да, я согласен, это достаточный срок. Думаю, все хотят решить этот вопрос максимально быстро, и FIA сейчас уже работает в этом направлении.

В Монце
FIA сделает второй шаг на пути к ужесточению регламента на переднее антикрыло и дно машины. А инженеры McLaren уже делали поправки в конструкции машины, чтобы соответствовать установленным требованиям?

Во-первых, нам не пришлось дорабатывать передние антикрылья, чтобы соответствовать новым правилам, поэтому их конструкция осталась прежней. В Монце мы планируем поставить антикрыло, которое будет доработано для предъявленных трассой требований, но на самом деле это тот же самый узел, который мы использовали по ходу сезона. Если говорить о дне машины, то здесь задача была более сложной, и потребовалось внести незначительные коррективы, потому что мы должны быть уверены в том, что его конструкция соответствует новым правилам FIA. Мы доработали аэродинамический "фартук", который расположен над передней частью контрольной планки, и сразу же добились повышения его эффективности.

На ваш взгляд, другим командам тоже придётся вносить изменения в конструкцию машин?

Да, думаю, что из-за ужесточения проверки очень многим командам пришлось внести изменения, чтобы соответствовать правилам. Кроме того, некоторые используют контрольную планку из нескольких частей, а FIA ограничила их число. По результатам Гран-При в Спа многие сделали вывод о том, что эффект более низкого расположения передних антикрыльев стал значительно меньшим, чем раньше. Хотя, на мой взгляд, в этом мнении присутствует большая доля субъективизма.

Яна Литвинчук, Sport.ru