Евгений Дзичковский продолжает автоэкскурсию по городам, которые примут летом чемпионат Европы, Александр Макаров пытается разобраться в хитросплетениях новой трактовки понятия "легионер", а Денис Бутырский продолжает держать руку на пульсе турецких событий, которые могут сказать и на дальнейшей судьбе ЦСКА в еврокубках. Всё это – в традиционном обзоре свежей прессы на @Sport.ru.

 

Новая трактовка понятия "легионер" в российском футболе многих ввела в заблуждение. Обозреватель газеты "Спорт день за днём" Александр Макаров пытается распутать этот клубок и понять, кто выиграет от этого хода, а кто потеряет место "в дамках".

 

В понедельник на заседании исполкома РФС была принята окончательная формулировка понятия "легионер". Отныне это "футболист, не имеющий права выступать за спортивные сборные РФ по футболу в соответствии с нормами ФИФА". При этом в виде исключения в сезоне-2012/13 люди с гражданством России и любой другой страны не будут считаться иностранцами. Точнее, поблажки получат те игроки, которые не признавались легионерами на 5 декабря 2011 года, согласно списку бюро исполкома.

 

Президент РФС Сергей Фурсенко заявил, что принятие новой поправки пролоббировали сами клубы, чтобы в одночасье не взрывать рынок футболистов. Вот только если просмотреть заявки команд премьер-лиги, то можно обнаружить, что решение РФС в первую очередь выгодно второй восьмерке, в то время как у лидеров чемпионата особых проблем с плавным переходом возникнуть не должно. Так, в составе питерского "Зенита" двойное гражданство имеет всего один человек. "Подвисает", как вы догадываетесь, голкипер Юрий Жевнов. Вот только белорус — не игрок стартового состава сине-бело-голубых, и его в любой момент могут подменить россияне — Бородин или Зайцев. В связи с этим видится следующая ситуация: в сезоне-2012/13 питерцы продадут Жевнова и сделают ставку на местного голкипера (приобретенного или воспитанника школы). Согласитесь, держать на скамейке вратаря-легионера означает, что в случае форс-мажорной ситуации придется менять не только Малафеева, но и кого-то из полевых иностранцев, чтобы вписаться в систему "шесть — пять".

 

Однако здесь можно затронуть другой вопрос, из области политики. Почему бы не вспомнить о существовании союзного государства России и Белоруссии, созданного в 1999 году? В рамках этого проекта планировалось создать единое экономическое, таможенное, культурное и прочие пространства. Почему белорусам предоставляются скидки на приобретение газа, а для футболистов послабления не делаются? В премьер-лиге играют 11 человек с российско-белорусским гражданством, и вполне можно признать их "своими".

 

 

 

Скандал с договорными матчами в турецком футболе никак не утихнет. Денис Бутырский на страницах номера "Советского спорта" за среду излагает хронику последних событий и заставляет задуматься – а что, если "Трабзонспор" постигнет судьба "Фенербахче"?

 

В июне турецкая полиция арестовала более ста человек, подозреваемых в организации договорных матчей. Сообщалось, что они манипулировали результатами почти двадцати матчей в прошлом сезоне. Под подозрением оказались все лидеры турецкого футбола. Турция рисковала потерять всех своих участников еврокубков. Власти тогда приняли решение не выносить поспешных наказаний, чтобы сохранить команды в Европе. УЕФА лишь потребовал вывести из состава участников Лиги чемпионов "Фенербахче", вместо которого в групповой этап попал серебряный призер "Трабзонспор".

 

До декабря никаких горячих новостей о ходе разбирательств не появлялось. Уже казалось, что дело решили спустить на тормозах. В некоторых источниках утверждалось, что задержанные услышат обвинения и приговоры только в межсезонье. Однако все решилось намного раньше – 3 декабря.

 

Ходатайствуя об ответственности в отношении 93 фигурантов дела (31 из них уже находятся за решеткой до окончания слушаний), прокурор Мехмет Берк потребовал максимально жесткие наказания. Они предусмотрены в законе о борьбе с коррупцией в турецком футболе, принятом в этом году. Согласно этому закону за организацию или участие в договорняке обвиняемому светит от 5 до 12 лет тюремного заключения. А президенту "Фенербахче" Азизу Илдыриму, одному из самых влиятельных людей в стране, по совокупности обвинений грозит 138 лет за решеткой.

 

Среди обвиняемых оказались и двое представителей "Трабзонспора". Это президент клуба Садри Шенер и член совета директоров Невзат Шакар. Правда, суд пока официально обвинения не утвердил. Решение должно быть вынесено в течение 15 дней после оглашения обвинений, то есть крайний срок – 18 декабря. Впрочем, сразу нескольким игрокам уже запретили выходить на поле в прошлом туре турецкого чемпионата.

 

Известно, что большинство обвиненных руководителей клубов – видные члены различных партий, люди, имеющие в стране огромный политический вес. И некоторые парламентские партии, члены которых, по всей видимости, неравнодушны к судьбам арестантов, внесли предложение смягчить наказания, предусмотренные законом. Максимальное наказание попытались снизить с пятнадцати до трёх лет тюремного заключения.

 

Но не тут-то было. В дело вмешался лично президент страны Абдулла Гюль и наложил вето. Гюль раскритиковал парламент за подобную инициативу. В ответ последовала не менее жесткая реакция. "Хюрриет" сообщает, что политики уже нашли лазейки в законодательстве, чтобы принять изменения без участия президента. Окончательное решение будет выносить премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В ближайшие неделю-две ситуация должна проясниться – от этого зависит, насколько серьезные наказания понесут организаторы договорных матчей.

 

 

 

 

Главный путешественник "Спорт-Экспресса" Евгений Дзичковский продолжает автомобильное путешествие по местам будущей славы (или бесславия) Евро-2012. На очереди – стольный Киев-град, готовый удивить бывалого корреспондента кулинарными изысками…

 

Харьков проводил пробками, Киев встретил дождем. Все, что было от и до, напоминало работу по выполнению суточной нормы: безальтернативно, монотонно, не слишком легко, но в целом терпимо.

 

500-километровый путь начался с приятного двухполосного участка, совсем скоро превратившегося в российскую дорогу с северов на моря 10-летней давности. У нас таких по сей день много, так что представить будет несложно. Трасса Харьков - Киев - это асфальт, пролетарский характер которого не сломить ни температурными одутловатостями, ни тысячами заплаток, ни редкими праздниками ремонтов. Две трети дороги можно смело оснащать знаками "Пусть вам повезет", представляющими собой два черных горба в красном треугольнике. В редких случаях, так и быть, можно предупреждать водителей одним горбом.

 

Здесь требуется пояснение и понимание, которого мы у вас в данный момент и просим. Не хочется обижать достославную Украину, пеняя на зеркало и забывая о собственном в нем отражении. Перетерпеть такую дорогу, которая пролегает между двумя крупнейшими городами Украины, нам, восточным соседям, раз плюнуть. Машинка не разваливается - уже хорошо, спасибо государству за наше дорожное счастье. Однако для турнира под названием Euro-2012 требуются транспортные магистрали, качество которых также увязано со словом "евро". То есть можно, конечно, и без них, но с ними правильнее.

 

Дорога же между Харьковом и Киевом в нашем сознании увязалась не столько со словом "евро", сколько с аббревиатурой "СССР". Петляет себе по степям и холмам, режет напополам города и поселки, изобилует знаками "40" и светофорами, премируя водителей двухполосностью лишь периодически.

 

Средняя скорость невысока: бригада "СЭ", в частности, преодолела дистанцию за 8 часов. Но есть у дороги и свои плюсы. На подъемах, например, украинцы оставили у обочины кучки песка с информирующими об этом табличками. Мы далеки от мысли, что участники движения сами горазды посыпать трассу перед штурмом обледеневшего участка. Наш участник, пока не убедится в обледенении эмпирическим путем, не почешется. Зато дорожникам не надо ждать грузовиков с абразивом. Взял лопатку, раскидал песочек в черновом варианте - и сиди, жди подмоги.

 

За нашим окном мелькали села, гуси, "москвичи" и "таврии". Душа требовала отдохновения и креатива. Топонимически мы расслабились дважды: когда увидели поворот на населенный пункт Глухомань и указатель, зазывающий в ресторан "Мухомор", посещать который, естественно, не стали. Но был еще и гастрономический релакс.

 

Остановились пообедать в кафе, напоминающем маленькую крепость. Таких, кстати, на украинских дорогах много, и выглядит стилизация под замки, мельницы, хаты с соломенными крышами, надо признать, здорово. Так вот, остановились. Поинтересовались. Хозяйка обещала накормить чем бог послал. Он послал в тот день борщ з пампушками, квашену капусту, смажену картоплю з салом и домашнi ковбаски. Мучительный выбор между последними и карасем в сметанi закончился тем, что тестирование карася мы оставили на потом.