Основной доход футбольных клубов во всём мире – реклама. И наибольшую ценность представляет та, что размещена на футболках. @Sport.ru пытался разобраться, кого же рекламируют на майках отечественные клубы…

 

"Алания" (Владикавказ)

 

Буквально несколько дней назад стало известно, что новым генеральным спонсором владикавказской "Алании" будет компания "РусГидро", которая выкупила контрольный пакет акций клуба, став его владельцем. Ни для кого не секрет, что поисками спонсора для команды занимались на самых верхах отечественной власти, так как до Президента страны дошло письмо с просьбами помочь осетинам. Пример "Томи" доказывал, что если Владимир Владимирович хочет, то Владимир Владимирович поможет. В итоге впервые с 2005 года у "Алании" появится свой официальный генеральный спонсор/владелец, что значительно разгрузит республиканский бюджет.

 

"Мордовия" (Саранск)

 

В отличие от своих товарищей по выходу в ПЛ, представители Саранска не стали писать никаких писем, а продолжили обходиться собственными силами. Таким образом, основная нагрузка финансирования "Мордовии" лежит на плечах местного бюджета, но буквально этим летом удалось договориться с местным предприятием "Магма", которое согласилось сменить на "должности" титульного спонсора "Мордовцемент". И та, и другая компания занимаются производством строительных смесей. Суммы контракта компании и клуба не разглашается, однако она довольно серьёзно (по местным, разумеется, меркам увеличила бюджет мордовчан.

 

"Волга" (Нижний Новгород)

 

Своего титульного спонсора у "Волги" в прошлом году не было, и в этом не планируется, хотя финансируется клуб не только за счёт бюджета области, но и силами местной сбытовой компании, которая поставляет электроэнергию, опять же, для нижегородского края. По сути, это всё равно является местными источниками финансирования, так что пытаться где-либо найти сумму, выделяемую на команду, крайне сложно. Однако можно прикинуть размер бюджета, который равен примерно 32 млн долларов (сумма прошлого года, которая почти наверняка осталась неизменной)

 

"Ростов" (Ростов-на-Дону)

 

В плане получения денег ростовская команда ничем не отличается от своих соседей по второй половине турнирной таблицы. Контрольный паке акций находится у Администрации области, так что футболки ростовчан не запятнаны никакой титульной рекламой, хотя у них в спонсорах также числятся несколько местных предприятий, снижающих нагрузку на областной бюджет.

 

"Крылья Советов" (Самара)

 

Самарская команда является тем клубом, который не зависит от областного бюджета и имеет своего спонсора и владельца. Во многом это произошло после страшной весны-2010, когда клуб был на грани разорения и фактической финансовой смерти, однако в дело опять вмешался Владимир Путин, что спасло "Крылья". Сейчас их владельцем считается некая "Секаната Лтд", зарегистрированная, как и многие предприятия в страны, на Кипре. Титульным же спонсором клуба является компания "Волгоспецстрой".

 

"Терек" (Грозный)

 

Учитывая специфику Северного Кавказа, нет ничего удивительного в том, что спонсором грозненского "Терека" является частное лицо: бизнесмен Тельман Исмаилов (экс-владелец Черкизовского рынка). На футболках же у команды размещена эмблема Регионального общественного фонда имени Ахмата Кадырова, который также вкладывает определённую финансовую лепту в "Терек".

 

"Амкар" (Пермь)

 

Вплоть до последних дней пермский "Амкар" содержался на деньги местной администрации, которой помогал завод минеральных удобрений, по сути, давший название команде. Однако буквально несколько дней назад команда, судя по всему, нашла полноценного спонсора, чьё название будет гордо красоваться на футболках игроков. Новым "донором" команды стало предприятие "Уралкалий" – также местное предприятие, также занимающееся продажей минералов. К слову, контрольный пакет акций "Уралкалия" принадлежит группе инвесторов из 3 человек, и один из них…Сулейман Керимов.

 

"Краснодар" (Краснодар)

 

За счёт каких средств живёт и прогрессирует футбольный клуб "Краснодар", по-моему, знают абсолютно все в футбольном мире. Сергей Галицкий – владелец сети магазинов "Магнит", расположенных буквально под каждым домом буквально в каждом городе, является отцом футбольного клуба. Спонсируется команда не только за счёт его средств – титульным спонсором является банк "Хоум Кредит", однако бОльшую часть денег на содержание, разумеется, выделяет владелец команды.

 

 Продолжение следует...

 

Пучков Павел, @Sport.ru