"Леонардо - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример "универсального человека" (лат. homo universalis) — идеала итальянского Ренессанса. Он опередил своё время на несколько веков. Явив собою идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи". Именно так говорит о Леонардо да Винчи Википедия. Тем временем бразильский тренер Леонардо, сменив "Милан" на "Интер", всерьёз готов поспорить с великим художником и учёным в вопросе универсальности…

Конечно, сменить "Милан" на "Интер" – это уже маленький подвиг, граничащий с помутнением рассудка, потому как из города Милана Леонардо никуда не уехал, а "тиффози" у "россонери" не самые миролюбивые. Тем более что это был не рядовой переход игрока "Милана" в "Интер", как то было, например, с Кларенсом Зеедорфом. "Милан" вырастил Леонардо, взяв под своё крыло после завершения карьеры, бразилец работал в системе клуба не один и даже не два года.

Именно поэтому его назначение на пост главного тренера многими преподносилось как звёздный час золотого мальчика, любимого сына семейства "россонери". И пусть в игроцком плане сравнить значимость Леонардо и Хосепа Гвардиолы можно, но результат будет в пользу каталонца, мало кто удержался от сравнения этих двух молодых наставников. И тут Леонардо вновь оказался аутсайдером…

Начало его тренерской карьеры вообще не задалось – играть "Милан" начал только ближе к зиме, то есть середине сезона 2009/2010, а в конце команда вновь начала прихрамывать на четвёртую ногу.  Но тот короткий период, когда "Милан" играл, запомнился поклонникам "россонери" не просто как луч света в тёмном царстве, а настоящая вспышка. Таким "Милан" не видели давно, и вообще вряд ли видели в бытность тренером Карло Анчелотти.

Но фактор Анчелотти также надо учесть в данном случае. Вспомним, когда пришёл Леонардо в клуб? Когда его покинул Анчелотти, когда завершил карьеру Мальдини, когда Гаттузо с Пирло перешли к стадии старения, а Индзаги и вовсе от этого этапа карьеры перешёл к естественному одряхлению. Клуб не получил ни одного глотка свежего воздуха до зимы, пока из "Реала" не был взят на поруки Хунтелаар, но и тот оказался гадким утёнком, ничем красно-чёрным помочь не сумевшим.

Именно в таких условиях работал Леонардо; можно ли их сравнить с теми начальными данными, чтоб были у Хосепа в "Барсе". Никоим образом – ни по текущему составу, ни по ресурсам для его совершенствования. "Барселона" в том состоянии, что был "Милан" в момент назначения Леонардо, не была уже N-ное количество лет со времён Радомира Антича, и то ту степень упадка с полным развалом в "Милане" сравнить сложно.

Если итожить – "Милан" Леонардо достался очень слабый – по составу, по выстроенности, по стадии созревания командной игры… Можно ли это сравнить с тем, что получил Аллегри хотя бы в лице Ибрагимовича, Робиньо и Боатенга? Разумеется, нет, а значит мы в любом случае должны понимать, что тот зимний футбол "Милана" был подвигом, а среди главным его творцом на первом месте находится именно бразильский тренер.

И вот теперь самое время перейти к разговору об "Интере". "Интере", из которого ушёл Жозе Моуриньо, превративший "нерадзурри" в ничто иное как "машину для убийства". И вместо Жозе приглашают Рафу Бенитеса. Конечно, задним умом мы все молодцы, но решение и в начале сезона выглядело, мягко говоря, необдуманным.

Что мы знаем о Бенитесе, собственно говоря. Мы знаем, что он с любой командой может выиграть любой кубок. Любой. Это сугубо кубковый тренер, который мучил "Ливерпуль" и сам мучился не один год, пытаясь создать что-то эдакое, способное отыграть без оглушительных провалов 38 туров. Не вышло.

Кубок чепионов был, финал Кубка чемпионов был, но чемпионства в Англии Рафа так и не добился. Не его это задача. И вот такого кубкового бойца отправили в за руль "машины для убийства", построенной Моуриньо. Бенитес прекрасно понимал, что для построения чего-то своего собственного надо разрушить всё, а если не рушить, то всё равно развалится при полнейшем его попустительстве. В итоге испанец начал осуществлять что-то среднее, что когда-то называли perestroika, и мы знаем, чем это всё закончилось – развалом.

Здесь даже не стоило рассчитывать на симбиоз двух философий – кубковой и дистанционной, потому что назвать "Интер" не кубковым бойцом ни у кого бы язык не повернулся, а значит Бенитес не мог ничего дать сине-чёрным. И совсем другое дело Леонардо, который годом раньше построил в "Милане" замок в пустыне.

В "Интере" бразильцу предоставлено главное – материал. "Интер" может быть хуже, чем при Моуриньо, может быть лучше, но таким же никогда не будет. И самый главный успех Леонардо – это полный отказ от попытки скопировать что-то. Те четыре победы подряд (оставим за скобками проигрыш "Удинезе" но лишь из-за результата, содержание лишь подтверждает тенденцию) показали нам, что вскоре "Интер" может принять другое обличие – команды, играющий в футбол, а не только в него выигрывающей. И быть может слова "Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи" можно будет произнести в честь и другого Леонардо.

Алексей Данилов, @Sport.ru