Совсем скоро один из красивейших стадионов Восточной Европы ”Донбасс-Арена” примет второй для себя матч европейского футбольного первенства. Обозреватель @Sport.ru вспоминает атмосферу в Донецке во время первого матча, в котором встретились англичане и французы, присматривается к окрестностям арены, восхищается Джоном Терри, отдаёт должное связке Насри-Рибери и вообще делится впечатлениями от первой части своего ЕВРОтура.  

Из Одессы в Донецк лучший способ добраться на автомобиле – через Мариуполь. Езда практически по прямой, в общем-то приличной дороге,  занимает около 8 часов. От Мариуполя трасса сворачивает на север, и вот он Донецк, буквально через каких-то 100 километров. Трасса Мариуполь – Донецк – один из проектов ЕВРО-2012. Дорогу чуть расширили, избавили от постоянных дыр и трещин. Но по старой украинской традиции ”чего-то опять не хватило, чтобы сделать всё нормально”. Интересно, после ЕВРО доведут до ума ещё 10% дороги? Вроде бы не так много, но осадок остался…

За 5 часов до начала матча в центре Донецка (улица Артёма) немноголюдно. От здания горсовета, где расположился пресс-центр для тех, кто, как говорится,  победнее, всего километр до стадиона ”Донбасс-Арена”. В центре можно было встретить небольшие группы англичан, поющих поляков, пару-тройку французов и, конечно же, несравненных голландцев. Ребятам в оранжевых футболках нечего делать в нематчевые дни в Харькове, вот они и путешествуют по всей стране в поисках новых впечатлений. Основное скопление болельщиков в барах – в Донецке стояла неслабая жара, каждый спасался как мог. В основном, пивом. Хотя и для французов, и для англичан погода была самая подходящая. Так, по крайней мере, они говорили.

За 3,5 часа до начала игры зрители первого донецкого матча начинают скапливаться в окрестностях стадиона. Болельщики располагаются кто где – кто сидит у пруда, спустив туда ноги и таким образом прохлаждаясь, кто сидит на многочисленных скамейках в огромном парке, а кто лежит на изумрудном травяном газоне. Это не запрещено, более того – как по заказу для любителей футбола включается система полива травы. При 36-ти градусной жаре это происходит как нельзя кстати. Количество фанов увеличивается, но услышать французский или британский говор проблематично. Таганрог, Ростов, Брянск, Рязань и даже Норильск – 60% болельщиков из России.

“Пустые места в Донецке (да и в Харькове со Львовом) – это всё-таки  места для граждан страны-хозяйки”

Когда 5 лет назад россияне узнали, что большой футбольный праздник состоится у них под носом, жители условных Белгорода и Курска смекнули, что к чему. ”Зенит” и ЦСКА, ”Ювентус” и ”Ньюкасл” им не   ближайшие лет 20-30, а значит надо было штурмовать терминалы УЕФА и получилось. Вы же слышали скандирования в приграничных с Россией Харькове и Донецке? Я ни в коем случае не осуждаю, ведь соседи приехали к нам в гости, оставили деньги (в том числе и в копилку УЕФА, покупая даже брелоки за 5 евро), получают удовольствие от футбола мирового уровня,  просто неприятно другое.

Интерес к турниру в большей степени как раз проявили и пока что проявляют именно украинцы. Пустые места в Донецке (да и в Харькове со Львовом) – это всё-таки  места для граждан страны-хозяйки. Можно сколько угодно пенять на нерадивых иностранцев, которые побоялись ехать в страну из-за политической ситуации, но ведь они всё-таки приехали. И их немало. А вот то, что свои по причине пофигизма и бедности не обеспечивают аншлаг просто обидно и где-то даже стыдно. Те же жители Донецка, что пришли на стадион поддерживали команду Роя Ходжсона.

Уже немало сказано о красотах донецкой чудо-арены, и я не собираюсь петь дифирамбы Ринату Ахметову, её главному задумщику. Но как же здорово, что футбол на этом стадионе смотреть удобно отовсюду. Вот, казалось бы, билеты по 30 евро, за воротами одной из команд. Не очень комфортно, скажете? А то, что в десяти метрах от наших мест Джолиан Лескотт забивал первый мяч своей сборной на турнире - разве это плохие места. Посмотрев такой футбол с трибуны, понимаешь: всё то, что нам выдают за чемпионат, скажем, Украины – это нечто другое, более низкого класса. Не верьте тому, кто назвал этот матч скучным и осторожным. Это был мужской футбол, где-то прагматичный, но это был футбол достойных, сильных команд, фаворитов своей группы. Даже несмотря на кадровые проблемы англичан, да и не только кадровые.

С трибун можно чётко рассмотреть, как свежи после тяжёлого клубного сезона Рибери и Насри. Их скорость, техника, умение найти нестандартный ход завораживают. Это футбол в футболе. Командный, между прочим. Однажды их комбинация принесла результат, но был ещё один персонаж, которым в тот вечер нельзя было не восхититься. Признаюсь честно, никогда не разделял восторга в адрес Джона Терри. Считал его величие и лидерские качества больше надуманными. Но посмотреть на Терри живьём Те, кто смотрел игру в Донецке, благодаря желанию и возможностям  его величества режиссера  видели несколько эффектных действий в защите от Джона Терри. Но сколько его грамотная, эффективная, внешне лёгкая  игра оставалсь за пределами кадра. Терри был лидером сборной в игре против французов. Он знал, где нужно быть и был там. Лескотт-то забил в том числе и благодаря Джону. Опекун автора забитого мяча наверняка за спиной чуял и дыхание Терри… Это был классный матч. И Украина должна была бы встретить грандов вропейского футбола полными трибунами.

Стадион быстро опустел после финального свистка, никаких пешеходных заторов, никакой давки, всё чинно и благородно. Мы же отправились машиной в Киев, и тут обнажилась ещё одна проблема организаторов ЕВРО-2012 в Украине. Из Донецка в Киев автомобильная дорога (поездами по нашей странней нынче ездить неудобно – едь либо во время матча, либо рано-рано утром) ведет через Днепропетровск. Тот самый город, который изначально претендовал на домашнее ЕВРО. Некогда закрытый город пролетел, и о том, что его можно и нужно как-то использовать, забыли. По так называемой магистрали Донецк – Днепропетровск наша машина шла со скоростью 40 км/ч. Дорогой это направление назвать было никак нельзя. Ни нормальных заправок, ни более-менее приличных стоянок. С горем пополам преодолев 250 километров дистанции, мы попались в западню Днепропетровска. Указатели транзитного еврогорода расставлены так, чтобы показать водителю наиболее неудобный вариант маршрута.

Об организационных вопросах, имеющих непосредственное отношение к футболу, мы поговорим во второй части ЕВРОвпечатлений.

Виталий Хемий, @Sport.ru (Одесса – Донецк – Киев – Львов - Одесса)