Завершая повествование о “Джордане”, сегодня мы расскажем о последних годах команды. Начавшийся кризис оказался для команды губительным, и Эдди Джордану пришлось продать своё детище…

 

В 2001 году машина оставляла желать лучшего. Френтцен мог финишировать максимум на четвёртой позиции. А по ходу сезона отношения немца с командой значительно ухудшились, и после Гран-при Великобритании, где Хайнц-Харальд финишировал седьмым, он был уволен. На одну гонку его заменой стал бразилец Рикардо Зонта, а затем до конца сезона был подписан контракт с Жаном Алези. Француз принял участие в пяти гонках, и лишь в одной не финишировал. На Гран-при Японии, во время последней гонки в своей карьере, он столкнулся с тогда ещё новичком Кими Райкконеном.





 

Ярно Трулли же выступал за команду весь сезон, но это ему не особо помогло – два раза он финишировал четвёртым, и на подиум так и не забрался. А на Гран-при Австрии он и вовсе был дисквалифицирован за выезд с пит-лейна на красный сигнал светофора.

 

Но главной головной болью Эдди Джордана стало другое – многие страны начали бороться за ограничение табачной рекламы. А титульным спонсором команды “Джордан”, напомним, был Benson&Hedges. Из-за этой проблемы он не смог продлить контракт с Алези, но это было лишь начало кризиса. В 2001 году команда всё-таки заняла пятое место в Кубке Конструкторов. Но набрала лишь 19 очков, и ни разу не поднялась на подиум.

 

Перед сезоном 2002 в команду вернулся Джанкарло Физикелла. Напарником его стал Такума Сато. Результаты продолжали снижаться: пилоты с трудом боролись за попадание в очковую зону, а о подиумах и речи не было. Пять финишей в очках (из них только один на счету Сато) – в итоге за сезон “Джордан” набрал лишь девять очков.

 

После 2002 года дела Эдди Джордана стали ещё хуже. Концерн “Хонда” прекратил поставлять ему свои двигатели – руководство японской фирмы окончательно решило расширять сотрудничество с командой “БАР”. В компанию к оставшемуся в команде Физикелле был подписан другой рента-драйвер – Ральф Фёрман. Машина оказалась ещё хуже предшественницы, но Физикелле удалось буквально совершить чудо – на Гран-при Бразилии, проходившим под дождём, он смог добыть победу. Хотя поначалу первое место было отдано Кими Райкконену, но после пересмотра результатов судьи решили, что первым закончил гонку, остановленную раньше положенного времени, именно Джанкарло.

 

Фактически, это стало единственным светлым моментом команды в том сезоне. После этого пилотам “Джордана” ещё всего лишь два раза удалось финишировать в очках: Фёрман отметился в Испании, а Физикелла – в США. Закончила же сезон команда на девятом месте, набрав тринадцать очков.

 

2004 сезон стал последним для “Джордан Ф1”. Команда буквально боролась за выживание, и Эдди уже искал потенциального покупателя. Гонялись за команду Ник Хайдфельд, для которого это стало спасением карьеры – это была его единственная возможность задержаться в Формуле-1, а также Джорджио Пантано и Тимо Глок. В очках удалось финишировать лишь три раза – за сезон жёлтые болиды смогли набрать только пять очков.

 

А в конце сезона было объявлено о том, что выходец из России, Алекс Шнайдер, станет новым хозяином команды. Джордан решил отойди от дел, найдя покупателя, который его устроил.

 

Вот так закончилась история великолепной команды “Джордан”. Это была очень харизматичная и весёлая команда – особенно ярко она смотрелась на фоне серьёзных конкурентов. Трудно понять, что же пошло не так у этой команды на переломе веков, но началом конца стал упущенный контракт с Vodafone. Эта компания сначала намеревалась стать спонсором “Джордана”, но затем неожиданно передумала, и подписала контракт с “Феррари”. Огромная сумма денег прошла мимо Эдди Джордана, что не могло не сказаться на делах команды.

 

Да ещё и эта непонятная история с “Фордом” – после заключения контракта на поставку двигателей, многие в руководстве концерна всё ещё не хотели видеть “Джордан” в числе своих клиентов, и на сезон-2004 пришлось подписывать контракт с “Тойотой”. Сам Эдди Джордан так прокомментировал эту ситуацию в интервью журналу F1Racing в начале 2005 года: “Ни одна команда не протянула нам руку помощи, только “Тойота”. Это была самая молодая команда в Ф1. Но они ясно дали понять, что всегда готовы помочь, если эта помощь будет в интересах Ф1. И они помогли. Они молодцы!”

 

После этого Джордану не удалось заключить ещё одну крупную сделку – с “Мерседесом”. И это уже было как смертный приговор команде. Команде, бывшей в девяностые годы очень многообещающей. Вот так бесславно закончила своё существование “Джордан Ф1”, борясь за выживание в конце пелетона.

 

Впоследствии Эдди Джордан пытался вернуться в Формулу-1 – когда был объявлен тендер на место двенадцатой команды-участницы, он отправил и свою заявку. Но выбрали другую команду. Которая, впрочем, на старт так и не вышла.

 

Много есть в истории “Джордан” таких моментов: “а если бы…”. А если бы Шумахер не ушёл, а если бы удалось договориться с “Хондой”, или с “Мерседесом”, а если бы… Но история не терпит сослагательного наклонения. И Гран-при Бразилии 2004 года стал последним для Эдди Джордана в качестве руководителя команды. Приходили новые люди, менялось название, но дух той самой команды “Джордан”, дух тех рок-н-ролльных дней, когда Эдди устраивал безумные вечеринки, до сих пор витает над базой команды в Сильверстоуне…

 

Пётр Геллер, Sport.ru

 

Читайте также:

 

"Джордан" расцветающий

"Джордан" цветущий

Sport.ru в Telegram VK