На этой неделе состоится, возможно, последний этап Ф-1 в Турции, который, в случае не продления контракта, прекратит существование. @Sport.ru рассматривает конфликт между Экклстоуном и Стамбулом не как правление жадности, а как возможность развития, вплоть до проведения этапа в Сибири или на Дальнем Востоке.

 

Уже на этих выходных мы можем стать свидетелями последнего  в истории королевских гонок турецкого этапа чемпионата. В этом году между Формулой-1 и Гран-при Турцией завершается контракт, и за продление его Берни Экклстоун требует двукратного увеличения стоимости каждой гонки. На что, по понятным причинам, Стамбул идти категорически не желает. Но, может быть, там не всё так просто. Дело  в том, что в следующем году по ранее достигнутым договорённостям, в сезон должен добавиться новый этап, проводимый в США. Конечно, можно было бы увеличить количество гонок, но уже имеющееся количество - 20 - многими воспринимается как крайний предел. А значит, под американцев необходимо расчистить место и турки для этого подходят очень даже хорошо. Всё же, турецкая трасса, не столь традиционна для Ф-1, как в Мельбурне, Спа или Монце, которые также выражают крайнюю неудовлетворённость от выдвигаемых Берни Экклстоуном финансовых условий, и, в крайнем случае, также как и Стамбул готовы отказаться от этапа.

 

При чём австралийцы даже не скрывают, что готовы пойти на такой поворот событий, если Берни не умерит аппетиты. Никто работать себе в убыток не желает, а цены не проведение каждой гонки растут соизмеримо с проявляемым к Ф-1 интересом со стороны России и ближневосточных нефтяных стран, для которых выложить за гонку 25-40 миллионов, что сходить в булочную.  Никто даже интересоваться не будет, нужен этот этап кому-то в стране, или нет. В этом плане очень интересно будет посмотреть, каков ажиотаж  нас ждёт на российском Гран-при. Но не в первый год его проведения, а лет так через 5. Выдержит ли Ф-1 испытание временем в России? Даже при всём том довольно ощутимом интересе к гонкам в нашей стране, по этому поводу имеются некоторые сомнения. Хотя, уверен, так плачевно ситуация с посещаемостью, как например, в Стамбуле, в России стоять не будет. Но всё же.

 

"Не кажется ли вам, что очевидный приоритет развития большого спорта в европейской и кавказской части России не совсем верный путь для нашей страны "

 

Не стоит также забывать и об интересе к Ф-1 со стороны Москвы, как сочинцы намереваются делить этап со  столицей? Или решение будет принято властной рукой без учёта интересов Сочи? Вообще, согласитесь, выглядит несколько странным, что первый российский формуличный Гран-при отдан Сочи, а не Москве, или Санкт-Петербургу. Если у нас сейчас столько денег вкладывается в развитие спорта на Кавказе, почему бы тогда было не провести этап в Грозном или Махачкале? Когда этап Ф-1 проходит в Азии, в той же Южной Корее или Японии, многие российские болельщики Формулы с Дальнего Востока посещают эти Гран-при. Не кажется ли вам, что у нас всё, что дальше Урала, словно оторвано от цивилизации. Восточная часть России живёт своей жизнью, а западная - своей. Я не про экономическую, социальную или политическую жизнь сейчас веду речь, это меня абсолютно не интересует, а про спортивную. Да, в КХЛ есть хабаровский "Амур" - аутсайдер чемпионата. Достаточно ли? Серьёзная хоккейная (КХЛ), то есть общественная, та, что на виду, жизнь обрывается на Новокузнецке, на карте России - примерно посредине страны. Я не говорю, что это повод для того, чтобы Гран-при России проходил во Владивостоке, Чите или Иркутске, но не кажется ли вам, что очевидный приоритет развития большого спорта в европейской и кавказской части России не совсем верный путь для нашей страны.

 

Посмотрите на Канаду,  где тоже есть свои Москва и Санкт-Петербург - Торонто и Монреаль, но развитие, не только страны в целом, но и спортивное, происходит равномерно, на востоке и на западе. Даже малонаселённый центр пытается не отставать и уже в ближайшее годы должен обзавестись собственной командой НХЛ. Да, там играют свою роль экономически рычаги. Есть финансовый центры на западе (Ванкувер, Калгари, Эдмонтон), которому есть что противопоставить густонаселённому востоку. Оттого и спорт там развивается равномерно. Но это лишь оговорка для тех, кто делать ничего не хочет. Почему тот-же "Амур" не может быть главным фаворитом на Кубок Гагарина? Почему иркутский "Радиан-Байкал" не может играть в Лиге Европы? Почему Гран-при России отдано Сочи, а не Владивостоку? Экономически целесообразно? Лучшие погодные условия? А Роберто Карлос в Махачкале, это ли не нонсенс? Руд Гуллит в Грозном? Зимняя олимпиада в Сочи?

 

"Может быть нам как раз и не хватает своего Берни Экклстоуна, который сумел бы сделать то, и который реально делает, о чём другие даже бояться подумать? "

 

Я не говорю, что эти регионы надо обрезать, или их не надо развивать, но почему одним всё, а другим ничего? Мы так все любим ругать Берни Экклстоуна за его, как нам кажется, безумную политику распространения Формулы во всём мире. За его географические причуды, Берни ругают чуть ли не чаще, чем за финансовые или технические. Гран-при Ф-1 во Вьетнаме - как вам такое? Ну, знаете, это точно будет не хуже футбольного чемпионата мира в Катаре. Так может быть нам как раз и не хватает своего Берни Экклстоуна, который сумел бы сделать то, и который реально делает, о чём другие даже бояться подумать? Если действительно, иметь в  РФПЛ "Луч-Энергию" из Владивостока неудобно, то поострить там трассу класса Ф-1 можно было. Вообще, беря в расчёт то, как  в нашей стране развивается тот или иной вид спорта и для чего это делается, оптимальным вариантом было бы поострить, скажем, 5 трасс от восточной до западной границы и каждый год проводить Гран-при в новом городе. Если экономическая выгода не ставится во главу идеи, то и столь сумасбродная затея не выглядит столь уж дикой. Зато справедливо.

 

Тем более, при таком развитии событий, уверен, Берни Экклстоун был бы самым счастливым человеком на земле, а Россия бы сделала себе наиболее выгодную рекламу через чемпионат мира Ф-1, предъявив неплохую заявку на приобретение Гран-при России статуса знакового и самого уникального из всех этапов, которые были, есть и ещё будут. На такое могут пойти только в нашей стране. И подержать такую идею может только Берни! Сколько там ещё осталось старику? Не сегодня, так завтра, у него перекупят права на Ф-1 и пиши - пропало. Не думаю, что новые хозяева хотят приобрести королевские гонки, чтобы вернуть их в исторический формат. Сегодня большой спорт это бизнес, а когда разговор заходит о Формуле-1, стоит говорить о большом бизнесе. Каким бы самодуром иногда не казался бы Экклстоун, он, по крайней мере, предсказуем. К нему привыкли, изучили его сильные и слабые стороны, его взгляды на жизнь, научились понимать его мысли. Мы наверняка можем сказать, что может быть в Ф-1 при Берни, а чего нет. Гран-при в Магадане или Якутске? Нет проблем! Было бы желание Кремля, да Берни у руля Ф-1.

 

Александр Нешта. @Sport.ru

Sport.ru