То пусто, то густо. Почти 16 лет Формула жила без команды под звучным именем Lotus, а теперь с сезона 2011 в чемпионате  будет выступать сразу две команды под таким названием - Тим Лотус и Рено Лотус. Казалось бы - возрождение старого бренда, что может быть плохого в этом? А нет, не так то всё и просто и чем эта история завершится - предсказать очень сложно. Но @Sport.ru обязательно будет держать руку на пульсе всех событий в этом направлении.

 

Начнём с того, из-за чего собственно и разгорелся весь сыр-бор. Team Lotus - легендарная команда, участвующая в чемпионатах Формулы-1 на протяжении 36 лет, с 1958-го по 1994-й года. За это время команда, созданная легендарным британским конструктором Колином Чепменом, 7 раз выигрывавшая кубок конструктора и 6 раз её пилоты становились чемпионами мира. В последний раз это случилось в 1978-м, когда Лотусом пилотировал американец Марио Андретти, оставивший далеко позади таких монстров как Ники Лауда, Жиль Вильнёв, Эмерсон Фитипальди и Джеймс Хант. Но ближе к 90-м результаты команды стали ухудшаться, и. несмотря на наличие таких пилотов, как Айртон Сенна, Нельсон Пике и Найджел Мэнселл, добиться больших успехов уже было не суждено. 

 

Окончательно же добило Лотус решение Ф-1 запретить использование командами в своих машинах всевозможной электроники, а именно на это в команде делали ставку и вкладывали большие деньги. Так команда залезла в долги, обанкротилась и слилась с Pacific Racing, которая и сама спустя сезон, в 1995-м, приказала долго жить. И лишь в прошлом сезоне, спустя 16 лет, вновь удалось заявить команду Lotus Racing, владелец которой малазийский бизнесмен Тони Фернандес договорился про использование бренда с его владельцем Дэвидом Хантом, братом Джеймса Ханта, чемпиона мира-1976, а вскоре и полностью его выкупить. А Lotus Cars - британская компания-производитель автомобилей, так же основанная Колиным Чапмэном, является собственностью корпорации Perusahaan Otomobil Nasional Bhd (она же Proton).

 

"Lotus Cars стал владельцем и главным спонсором  команды Renault F1. Этим то французская сторона и решила воспользоваться по полной…"

 

А теперь начинается самое интересное. Команда Renault F1, за которую, к слову, выступает наш Виталий Петров, с нового сезона тоже будет носить в своём имени название Лотус, а именно - Lotus Renault GP. Дело всё в том, что контрольный пакет акций команды выкупила всё та же корпорация Proton. Таким образом, Lotus Cars стал владельцем и главным спонсором  команды Renault F1. Этим то французская сторона и решила воспользоваться по полной. "Lotus – это английский производитель, - отметил глава Renault Эрик Булье. - Я не хотел об этом говорить раньше, но теперь скажу, отныне мы выступаем под британской гоночной лицензией и это очень важное событие для всей команды. Можно сказать, что сейчас мы производим масштабный ребрендинг".

 

Такой поворот, когда в чемпионате появилась ещё одна команда Лотуса, никак не устраивает Тони Фернандеса, готового идти до конца и через суд отстаивать право своей конюшни, как единственной, которая может носить это имя. "Давайте будем всё называть своими именами. Вы создаёте компанию, независимую от автомобильной, чтобы та не зависела от успехов или неудач в гонках. Потом эта компания обанкротилась и ликвидировалась, а права на бренд достались Дэвиду Ханту. Шестнадцать лет Lotus провёл вне гонок. Затем права на бренд купили Наса, Дин и Тони. Всё, конец истории. Proton и Дани Бахар не основали Group Lotus, это сделал Колин Чепмен, и Proton принадлежит Group Lotus, а я, Наса и Дин – владельцы прав на Team Lotus. Так что  Lotus Renault - это всего лишь Renault. Я сейчас не могу слишком много говорить о Дэвиде Ханте, но он самый благородный человек в этом деле, его любовь к бренду Lotus огромна".

 

"Фернандес посетил несколько матчей, познакомился с инфраструктурой клуба, и руководство "Норвич Сити" предложило ему выкупить клуб…"

 

Для тех, кто считает, что Фернандес ещё один азиатский миллионер, которому некуда девать свои деньги и спорт для него лишь игрушка - спешу разочаровать. Энтони Фрэнсис Фернандес родился в Малайзии, там же сделал свой бизнес, но домом сегодня для него является английское графство Норфолк, известное не только чопорными жителями, про которых остальные англичане любят слагать анекдоты, но и тем, что именно там расположена резиденция Lotus Racing. Практически всё своё время Тони проводит с командой. А в том году его ещё и приобщили к местной гордости футбольному клубу "Норвич Сити". Фернандес посетил несколько матчей, познакомился с инфраструктурой клуба, и руководство "Норвича" предложило ему выкупить клуб. К слову, болельщики "канареек" были в восторге от этой идеи, так как финансовые дела "Сити" сейчас не ахти. Но, поразмыслив, Тони отказался, сославшись на свою любовь к автоспорту и желание отдавать свои силы формуличной команде. Так что Lotus для него не простой звук, и своя правда у него, безусловно, есть.

 

Конечно, в том, что Ярно Трулли стоит на стороне своего босса, нет ничего удивительного, но и к словам итальянского гонщика, для которого мир Формулы не циничен, а лишь отличное место для получения удовольствия, прислушаться стоит: "Что касается разногласий относительно бренда Lotus, хочу сказать, что  Тони сделал уникальное дело - вернуть имя Lotus в гонки не удавалось на протяжении многих лет. Тони Фернандес и Майк Гаскойн сделали команду на пустом месте, хотя было бы намного легче купить команду, но он  всё сделал сам, именно поэтому мы и есть настоящая Team Lotus. Мы знаем, что Group Lotus будет спонсировать команду Renault, но это – совсем не то, хотя, не исключаю, что они могут быть не согласны с этим. Пусть обращаются в суд. В конце концов, люди понимают кто есть кто и, что именно мы и есть Team Lotus. А в прошлом году было начало новой эры Lotus". Кто прав? По-моему, тут всё ясно, не так ли?

 

Александр Нешта. @Sport.ru