Недоброжелатели язвительно называют его “ангелом-хранителем Красного Барона”. Скептики замечают, что порох в пороховницах у вездесущего Росса Брауна потихоньку заканчивается. Но все забывают одно – опыт не проедается, не пропивается и не просиживается. И достижение Брауна остается в своем роде уникальным.

 

Непросвещенную публику удивляет щепетильность Росса во многих вопросах. Это не желание выделиться – это в крови. Как и любой англичанин с классическим складом характера, технический директор Мерседеса любит потратить уйму времени для наведения порядка в саду. Садоводство и временами рыбалка позволяют избавиться от напряжения, в то же время сохраняя тонус вкупе с ловкостью рук и незамутнённостью взора. Аккуратность и взвешенность многих решений Брауна-менеджера также не вызывает лишних вопросов. Он предпочитает не скакать семимильными шагами, а медленно идти к успеху. Историю с чемпионством Баттона позвольте считать исключением, да и то весьма своеобразным.

 

Человек, приложивший руку к личным и коллективным триумфам трех разных команд в разные эпохи, по определению не может считаться непрофессионалом. Но триумф Brawn GP два года назад отчасти сыграл с Россом злую шутку. Чтобы сейчас слепить из Мерседеса претендента на доминирование, нужно не просто прыгнуть выше головы, как это было в 2009-м – придётся делать нечто большее. Ведь тогда, после ухода Хонды из Формулы 1 в распоряжении Брауна осталась не только пара толковых и опытных гонщиков, которым было что доказывать, но и потенциально чемпионский болид. Можно утверждать, что ничего бы не вышло без поддержки Ричарда Бренсона. Да, это скорее правда, чем нет. Но сейчас Бренсон уже занят своей “игрушкой”, а Браун не оставляет попыток войти в историю и просто побеждать. Однако реальность сурова – в минувшем сезоне гонщики Мерседеса не одержали ни единой победы, и это серьезный удар по репутации Росса-победителя.

 

“В случае объединения усилий Брауна и Ньюи не было бы ни феерического чемпионства Баттона, ни скандального триумфа Феттеля”

 

В прошлом году был принят целый ряд беспроигрышных решений – уход под крыло Мерседеса, создание команды в духе “дойче, дойче, юбер аллес” и – самое главное – возвращение в большие гонки Красного Барона. Росс справедливо рассчитывал, что Шумахер снова станет топ-пилотом и ещё покажет кузькину мать всяким Хэмилтонам и Алонсо. Но расчёт не сработал по весьма прозаической причине. Во времена чемпионства в Бенеттоне Шуми только предстояло доказать, что он действительно элитный и перспективный гонщик, а не балласт на трассе, а Браун пытался дать понять, что он не только специалист в технике, но и великолепный тактик и стратег. Тогда это сработало – оба оказались в Феррари. Что было дальше, все отлично помнят: почти гениальная перестройка по Брауну, пять чемпионств Шумахера кряду, всевозможные рекорды.… Но потом сказка окончилась как минимум для немца, а следом и британца попросили вон из Скудерии с веселящей формулировкой “творческий отпуск”.

 

Тогда, в древние времена, Красному Барону и его “ангелу-хранителю” в кресле технического директора лишь предстояло пройти путь per aspera ad astra, они оба были мотивированы максимально. А сейчас глаза горят лишь у Брауна. Для Росса не важны цифры и рекорды – для него первичен процесс, а не результат. Хотя некоторые вещи в новинку даже для столь бывалого главнокомандующего. Например, проблемы с промежуточной версией болида на февральских тестах. Раньше во всех командах Брауна машина была готова к предсезонной проверке в худшем случае процентов на девяносто, а сейчас пришлось додумывать некоторые моменты на ходу и в буквальном смысле прикручивать обратно отпадающие элементы прямо на “поле боя”. Потому-то новость об отмене Гран-при Бахрейна в Мерседесе восприняли с плохо скрываемой радостью. Несмотря на убедительные заявления технического директора в духе “всё так и должно быть”, посвящённая часть публики понимает обратное – выше третьего места в Кубке Конструкторов прыгнуть не удастся. Не все обновления, прекрасно работающие в аэродинамической трубе, так же продуктивно сработают в гоночных условиях.

 

“В минувшем сезоне гонщики Мерседеса не одержали ни единой победы, и это серьезный удар по репутации Росса-победителя”

 

Когда же гоночная тягомотина надоедает Брауну, он летит домой в Сток-Роу и привычно отводит душу. Под июльским солнцем он тщательно подстригает каждый кустик в собственном саду. Октябрьский рассвет Росс встречает на рыбалке, а когда старушку Англию засыпает снегом, просто стоит на берегу, глядя на холодную, но никак не замерзающую Темзу. Именно в такой спокойной обстановке уже в качества кавалера Королевского Ордена Браун принимает ключевые решения. В 2007 году по окончании “творческого отпуска” его звал в Ред Булл лично Дитрих Маттешиц, но после продолжительных размышлений лучший тактик и стратег Формулы последних лет отказал Красным Быкам. Причина была прозаичной – нежелание мешать Адриану Ньюи, с которым у Брауна всегда были подчеркнуто уважительные дружеские отношения.

 

Сейчас, спустя четыре года, становится ясно, что решение сие было как никогда правильным. Есть ведь замечательная украинская поговорка: “Дві господині в хаті не дадуть ради й кошеняті”. И вполне вероятно, что в случае объединения усилий Брауна и Ньюи не было бы ни феерического чемпионства Баттона, ни скандального триумфа Феттеля. Каждый должен идти своим путем и набивать свои шишки, пока не достигнет потолка. По крайней мере, технический директор Мерседеса сделает это нескоро.

 

Иван Манчев, @Sport.ru