Бунт каталонской трассы "Каталунья" не стал чем-то из ряда вон выходящим для мира королевских гонок. Для @Sport.ru складывается вполне очевидная картина, что любой конфликт, любой скандал в Формуле-1, мастерски режиссирован ни кем иным, как сами Берни Экклстоуном, против которого все недовольства и направлены.

 

 

Глядя на то, как с периодичностью примерно месяца два, на плечи руководителя Формулы-1 Берни Экклстоуна наваливается очередная проблема тире скандал, с которой неизвестно, как разобраться, невольно задумываешься, а не специально ли всё это разжигается? Непрекращающиеся скандалы - не являются ли частью продуманной пиар-компании, за счёт которой Берни подогревает интерес к своему детищу? Реклама в мире бизнеса решает всё, старец это прекрасно понимает и на этом живёт. Иначе, не кажется ли вам, что ни один менеджер в мире, каким бы он гениальным ни был, не смог бы удержаться в своём кресле, будь в вверенной ему сфере проблемы и скандалы обыденным делом.

 

Чтобы сильно не копаться в памяти, вспомню бучу двухлетней давности, когда организаторы гонки в Спа, она же Гран-при Бельгии, проводимой с 1925 года, заявили о невозможности в сложившейся экономикой ситуации в Европе, проводить этап. Сколь много критических стрел тогда было выпущено в сторону Экклстоуна, что обезумевший от денег Берни готов пойти против всех традиционных трасс, лишь бы набить свой карман. Что для старца приоритетны этапы в нефтедобывающих регионах, а не те, благодаря которым и существует нынешняя Ф-1, со всей своей историей, традициями и легендами. Бельгийцы говорили, что у них нет денег, просили Экклстоуна сбавить аппетиты. Старец на уступки не шёл. Общественность сочувствовала первым и хаяла второго. Продолжение этой истории помните? Всё по-тихому замяли.

 

"Мы никогда не узнаем, была ли угроза исключения Сильверстоуна из чемпионата реальной. Не исключено, что это была очередная постановка от хитрого старика…"

 

Дальше был неприятный момент для Ф-1 с капризной Монцой, которая в строительстве трассы под Римом видела для себя прямую угрозу. Столица выигрывала перед провинцией с экономической точки зрения, а два Гран-при для одной Италии исключал сам Берни. Признаюсь, на мой взгляд, это прямое пренебрежение традиционной трассой в угоду экономической выгоде, и негодования организаторов этапа в Монце мне понятны. Как и понятна нарастающая неприязнь у старых болельщиков Формулы к Берни. Но с Берни, что с гуся вода. Британец традиционно не шёл на уступки, и каким образом он успокоил расстроившихся итальянцев не известно. Вряд ли, думаю, вариант с попеременным проведением Гран-при Италии в Риме и Монце устраивает последних.

 

Да, хотел бы вернуться ещё чуть назад, и остановиться на одной из войн Берни против организаторов гонок. Война эта грозила привести к довольно серьёзным последствиям - исключением из чемпионата трассы в Сильверстоуне. А это, должен признать, дело было серьёзное, как для имиджа самих королевских гонок, так и для Берни. Экклстоун настаивал на кардинальной реконструкции автодрома, сильверстоуновцы же просили оставить их в покое. Никто не хотел идти на уступки, но, в конце концов, организаторы сдались. Теперь Великобритания может похвастаться самым лучшим автодромом Ф-1 в мире. Уверен, мы никогда не узнаем, была ли угроза исключения Сильверстоуна из чемпионата реальной. Не исключено, что это была очередная постановка от хитрого старика.

 

"Трасса бунтует, говорит, как всё плохо, на что Берни отвечает, что на самом деле всё хорошо, трасса верит, на том всё и успокаивается. Опробованная структура конфликта, который подогревает интерес к каждому из бунтующему Гран-при…"

 

Не менее серьёзную задачу поставили австралийцы. Мер Мельбурна открыто заявил, если Ф-1 не снизит свои аппетиты, он вынужден будет отказаться от проведения этапа в своём городе. Гонка не приносит прибыль, а содержать этап в условиях экономического кризиса нецелесообразно. Реакция Экклстоуна была предельно жёсткая - не хотите, не проводите. Думаю, в Мельбурне не ожидали такого поворота событий и вынуждены были умерить тон своих выступлений. Теперь они предлагали перенести этап в другое место Австралии. Но и тут Берни был непреклонен - не хотите, не проводите. В итоге всё самой (или не само собой) успокоилось и улеглось. На сегодняшний день Мельбурн сохраняет тишину и, возможно, договор о взаимном ненападении. Складывается впечатление, что австралийцы на самом деле ничего существенно менять не хотели, и Берни об этом был прекрасно осведомлён. Тогда это был не конфликт интересов, а хорошо поставленная игра на публику. Мер Мельбурна заботится о городе, Берни о Ф-1, и всё между ними благополучно.

 

А вот когда уже взбунтовалась Турция, недовольная убытками (убытками ли?) от проведения Гран-при Стамбула, такого напряжения уже не чувствовалось. Во-первых, Стамбул не был традиционной для Формулы трассой, а во вторых, этап действительно не пользовался особой популярностью. Хотя, стоит признать, и город и трасса заслуживают того, чтобы быть в семье Ф-1. В общем, турки побунтовали, поплакались, погрозили выходом из чемпионата, натолкнулись на прохладную и уже традиционную позицию со стороны Экклстоуна - не хотите, не проводите, и успокоились. По крайней мере, наружу сор из избы уже никто не выносит. В общем, всё как всегда и уже не интересно. Трасса бунтует, говорит, как всё плохо, на что Берни отвечает, что на самом деле всё хорошо, трасса верит, на том всё и успокаивается. Опробованная структура конфликта, который подогревает интерес к каждому из бунтующему Гран-при.

 

Так что, когда на днях о своём недовольстве положения дел заговорили организаторы каталонского этапа Гран-при Испании, лично на меня должного эффекта не произвело. Всё знаем, проходили уже не раз. Как и легко предугадать позицию Экклстоуна - не хотите, не проводите. После чего всё уляжется и забудется. Не знаю, возможно, недовольство и присутствует, но если в мире Ф-1 столько недовольных, а это не только трассы, но и команды со своими спонсорами, как им умудряется противостоять один, пусть и хитрый, но древний, как мир, Берни? Неужели он настолько умный, что с ним не могут справиться ни города, ни страны, ни трансконтинентальные корпорации? Что-то мне в это слабо верится. А вам?

 

Александр Нешта, @Sport.ru