@Sport.ru  начинает серию итоговых материалов, посвящённых завершившемуся чемпионату мира Формулы-1, и начинает с подведения итогов последнего Гран-при, результаты которого и определили нового, пусть и несколько неожиданного, но абсолютно заслуженного чемпиона Себастьяна Феттеля.

 

Можно ли назвать победу Себастьяна Феттеля неожиданной? Да, безусловно! Если кто и должен был становиться чемпионом в этом сезоне, так это, безусловно, Фернандо Алонсо или Марк Уэббер. За первого говорил не только опыт и уже признанное всеми мастерство, но и такая махина (организация), как Ferrari.  Скудерия не только сумела преодолеть кризис идей, в котором оказалась посреди сезона, но и предоставить своим пилотам такой болид, который мог не только на равных соперничать с Red Bull, но и оставил далеко позади себя  McLaren-Mercedes. К тому же и турнирная ситуация после Гран-при Бразилии сложилась таким образом, что испанцу легче было выиграть чемпионат, чем его проиграть.

 

То же самое касается и Марка Уэббера.  Австралиец изначально перед решающими заездами находился в более выгодном положении, чем Себа, и, казалось,  именно на него должны сделать ставку в Red Bull. Тем более, по мнению многих, это была первая и последняя в карьере Уэббера возможность стать чемпионом мира (хотя, почему, скажем, Марк не может повторить это в следующем году?). Неужели Кристиан Хорнер согласен был довольствоваться выигранным кубком конструкторов, и отдать титул в личном зачёте Ferrari? Многие ли из вас после результатов Гран-при в Сан-Пауло верили в то, что Фернандо отдаст трофей, который был уже практически в его кармане? "Это позор, чтобы упустить титул в самый последний момент, тем более, когда он был практически в твоих руках", - признал Алонсо.

 

Сейчас можно сколько угодно размышлять над тем, что в Ferrari ошиблись в тактике и стратегии на последнюю гонку, что зря "купились" на ранний заезд в боксы Марка Уэббера, и многое прочее. Приехать в первой пятёрке Феранндо мог и без всякой тактики, просто чётко проехав дистанцию, но, видимо, в самый неподходящий момент просто сдали нервы, что привело к ненужным и глупым играм. И как тут не отметить выдержку и спокойствие Red Bull! После того, как Скудерия в наглую применила командную тактику и ей за это ничего не было, многие были уверенны, что теперь уж точно Ред Буллу ничто не помешает, ни мораль ни закон, отойти от личных принципов и сделать всё ради победы Уэббера. Я, признаюсь, был несколько обескуражен тем, как в Бразилии Феттель отрывался вперёд и даже не помышлял предоставить шанс Уэбберу завершить гонку первым,  думал "что они делают?"  Уверен, подавляющее большинство было уверенно, что, не желая идти против своей чести, Red Bull сознательно роет себе яму.

 

"Виталий делал ровным счётом то, что должен был, вёл борьбу за очки и с честью её выиграл… "

 

Да, можно возразить, то, что сделал Виталий Петров в Абу-Даби, иначе как командной тактикой назвать трудно, и это уже даже не командная тактика, а вселенский заговор Renault против Алонсо. Но, с другой стороны, с какой это радости россиянин должен был пропускать испанца? Ferrari сами себя загнали в угол, а Виталий делал ровным счётом то, что должен был, вёл борьбу за очки и с честью её выиграл. На вопрос журналистов, разговаривал ли Петров после гонки, наш гонщик ответил:  "Нет, думаю, он был сердит, да и к тому же, не вижу причин, по которым я должен был  с ним разговаривать. Если в Ferrari  выбрали неправильную тактику, я же не виноват в том. Не думаю, что и Red Bull должен меня в чём-то благодарить, я делал свою работу, а не помогал Феттелю или мешал Алонсо".

 

И всё же, очень трудно сейчас дать оценку итоговой победе Феттеля. Что в ней больше, удачи, таланта Себы, гениальности Эдриана Ньюи или же мудрости и тонкого расчёта Кристиана Хернера? Уверен, каждый из них внёс в победу свою лепту. "Это был особенный сезон. В прошлый уик-энд мы завоевали кубок конструкторов, - не скрывал своей радости руководитель КБ Red Bull Эдриан Ньюи. - Что же касается Феттеля, то он провел отличную гонку и заслужил победу". Не смог Эдриан не затронуть и тему помощи Себастьяну со стороны других команд, но не Петрова британец видит главным невольным помощником, а команду Toro Rosso: "Если бы Хайме Альгерсуари не задержал Марка Уэббера, Ferrari не рискнула бы проводить столь ранний пит-стоп Алонсо, но из-за того, что Марк задержался, они решились на это и прогадали". А ведь Toro Rosso использует мотор Ferrari, и, сдерживая Уэбера, помогала Алонсо.  Другое дело, что такая помощь вылезла боком, но это, как говорится, уже проблемы самой Ferrari.

 

"Дело даже не в том, что в Арабских Эмиратах Себа был лучше, дело в целом сезоне, на протяжении которого главные фавориты менялись, лишь Red Bull всегда оставался в их списках..."

 

Как видим, делать упор на то, что кто-то со стороны мешал или помогал Red Bull или Ferrari не стоит, так как при большом желании за уши можно тут притянуть что угодно, стоит лишь отталкиваться от фактов. А они таковы: Себастьян Феттель выиграл 5 Гран-при в сезоне против пяти у Алонсо, но при этом 10 раз завоёвывал пул, испанец лишь дважды. Две последние гонки немец выиграл за явным преимуществом, тогда как на заключительном этапе Ferrari перемудрила с тактикой. "Себастьян имел преимущество над соперниками по ходу всей гонки, его просто не в чем упрекнуть, и десять секунд преимущества на финише подчеркивают его невероятную скорость. На мой взгляд, не другие проиграли титул, а Себастьян его завоевал", - так прокомментировал ход последнего этапа легендарный шотландец Джеки Стюарт, трёхкратный чемпион Формулы-1. Red Bull - лучшая команда сезона, разве этого мало, чтобы признать победу Феттеля и Red Bull закономерной и не искать подводных камней. Ведь дело даже не в том, что в Арабских Эмиратах Себа был лучше, дело в целом сезоне, на протяжении которого главные фавориты менялись, лишь Red Bull всегда оставался в их списках.

 

Не подумайте, что это ода Red Bull, хотя почему бы и нет, заслуженная победа команды на всех фронтах, не ругать же её. Но эта победа лишь начало пути, гораздо легче взойти на вершину, чем на ней удержаться, и в этом следующий сезон будет очень интересным и определяющим. Лишь через год мы сможем наверняка сказать, случайно ли было поражение Фернандо или нет. К тому же испанец теперь будет испытывать острую необходимость реванша, нотки которой в его устах можно услышать уже сейчас: "Ferrari – великая команда, и мы это докажем. Мы будем упорно трудиться над новым болидом, чтобы в начале следующего года быть лучшими". Что ж, остаётся запастись терпением и дождаться старта следующего сезона, в надежде, что он станет не менее захватывающим, чем этот. А вот об истинных причинах чемпионства Себастьяна Феттеля читайте в завтрашней статье Алексея Данилова "Почему Феттель, а не Алонсо?"

 

Александр Нешта. @Sport.ru