Если формуличное Гран-при России @Sport.ru  воспринимает как должное, ибо это приятно и тешит наше самолюбие, заставляя поверить, что мы заслужили это более чем другие, то вот информация о возможных новых в будущем этапах чемпионата воспринимается довольно скептически и с резонным замечанием, дескать, Формула-то не резиновая. Для чего многие хотят попасть в мир королевских автогонок не до конца ясно, ведь кроме финансовых потерь и морального удовлетворения в последнее время он ничего организаторам не сулит, но это с одной стороны.

 

Похоже, что современный мир большого спорта понемногу начинает сходить с ума. Первым звонком, пусть и не очень заметным, стал чемпионат Европы по футболу-2012 в Украине, после чего нас словно снежным комом накрыло неожиданными поворотами! Зимняя олимпиада в Сочи! Мало? Гран-при Формулы-1 в России! Мало? Гран-при Рима в ущерб исторического этапа в Монце! Не впечатляет? А как вам чемпионат мира по футболу в России? Было бы это намного глупее, если бы не было столь приятно. А вот что окончательно добило, сродни контрольному выстрелу в затылок, так это футбольный мундиаль в Катаре, да ещё, скорее всего, зимой.

 

Тут бы, казалось, остановиться, да куда там, чем дальше в лес, тем больше дров. Оказалось, что для бурно развивающейся экономики Вьетнама и для её статуса регионального туристического центра кровь из носу необходим один из этапов Ф-1. Пожалуй, на этом можно было сильно не акцентировать внимание, что нам до их желаний, мало ли кто чего хочет, если бы это не было столь серьёзно в свете неуёмной жажды Берни Экклстоуна не только к наживе, но и к бесконечному расширению географии гонок  ради всё того же обогащения. Конечно, нам, благодаря этому получившим своё Гран-при сейчас легко рассуждать на эту тему, нужности или ненужности вьетнамского или ещё какого экзотического этапа. Казалось бы, чем нас могут ещё удивить? Оказывается - могут.

 

Украина вознамерилась построить у себя трассу, способную принять один из этапов чемпионата Формулы-1, на который в будущем очень рассчитывают, о чём заявил председатель Киевской областной государственной администрации Анатолий Присяжнюк. Перед новым годом чиновник сообщил, что проект трассы, главным разработчиком которой является небезызвестный Герман Тильке, сейчас проходит экспертную оценку, и обещает начать строительство уже в этом году, при этом обойтись она вместе со всей инфраструктурой должна дешевле, чем подобная трасса в Сочи. Правда, где взять денег Присяжнюк не сказал, видимо, надеясь на помощь государства, на что Премьер-министр Украины Николай Азаров успел возразить, денег нет и не предвидятся. "Мечтать очень полезно, но денег нет. Если Присяжнюк привлечет инвестиции, то я буду ему аплодировать", - сказал Азаров. А Борис Колесников, один из ближайших людей Януковича добавил: "Сложность не в том, можно ли будет построить такую трассу в Украине, а в том, что нужно будет перед этим заручиться поддержкой Международной федерации автомобильного спорта в том, что один из этапов Формулы-1 будет ежегодно проходить именно в Украине".

 

"В возведении в Украине трассы и инфраструктуры уровня Ф-1 заинтересованы не столько в Украине, как за её пределами..."

 

Как видим, не всё так просто, и так печально, как рисует ситуацию президент киевского автомотоклуба Сергей Малик: "Формула-1 в Украине? Не смешите. Только за то, чтобы Формула-1 приехала в Сочи, Россия заплатит Международной федерации автоспорта 51 миллион долларов! Откуда у нашей страны такие деньги? Если не прикрываться брендом Формулы-1, то могут построить хорошего уровня трассу для других гонок". Но, исходя из слов украинских госчиновников, если кому-то удастся договориться с Экклстоуном о гарантированном проведении в Украине одного из этапов Ф-1, деньги на трассу в казне или в закромах одного их местных олигархов найдутся. В противном случае, Малику рассчитывать на строительство даже "хорошего уровня трассы для других гонок" не приходится, никому это не интересно, а у Присяжнюка, поднявшего эту тему, попросту нет для этого ресурсов. Если эта идея в Украине никого из толстосумов не заинтересовала ранее, то теперь и подавно. Рассчитывать, что Ф-1 под Киевом даст прибыль наивно, а работать себе в убыток в Украине могут позволить лишь на футболе.

 

Так что получается, эта тема выеденного яйца не стоит? С одной стороны вроде как да... Но с другой, логика в действиях таких организаций как ФИФА, УЕФА, МОК или Формула-1, просто отсутствует. И, чтобы окончательно развеять сомнения в возможности развития подобного сценария, отметим, что последние три месяца известный в прошлом датский гонщик Петер Хансен, находящийся в очень близких отношениях с Берни Экклстонуом, находился в Киеве, где изучал все возможные варианты дальнейшего развития автоспорта в Украине, а также пробивал почву для возможности иностранного инвестирования в строительство трассы по проекту Тильке. А это уже говорит о серьёзных намерениях серьёзных людей. Другими словами, в возведении в Украине трассы и инфраструктуры уровня Ф-1 заинтересованы не столько в Украине, как за её пределами и, может быть, что идея эта возникла совсем даже не в Украине. Смущает лишь одно, если идея и реализация проекта полностью лежит на иностранцах, какую выгоды они намерены с этого получить? Чёткий ответ на этот вопрос я пока найти не могу. На данный момент Гран-при Украины выглядит ещё более утопическим проектом, нежели зимняя олимпиада в Сочи.

 

"Возможность провести в стране Формулу-1, это возможность показать, что она это может..."

 

Но есть и другая точка зрения, тоже вполне обоснования и в пух разбивающая предыдущую. "Озвученная в прессе цифра в 200 миллионов долларов на строительство трассы сейчас нужна для того, чтобы позлить простых людей, - считает один из наиболее известных автолюбителей Украины Алексей Мочанов. - В стране полная задница, а им некуда деньги девать! Не так давно  Педро де ла Роса нашел инвесторов и построил тестовый трек Ф-1, и обошлось это испанцам в 50 миллионов евро. При этом не стоит забывать, что ни одна гоночная дорога в мире, которая принимает Формулу-1, не живет за счет Формулы-1. Один Гран-При в год - это убыточное мероприятие. На сегодняшний день реальность такова, что Берни Экклстоун подписывает контракт только с правительством страны под правительственные гарантии, сроком минимум на пять лет, и страна должна платить Экклстоуну, а не наоборот, 30 миллионов в год.

 

То есть нужно потратить 150 миллионов, чтобы получить право принимать гонку, и проблема в том, что ты не можешь на этом заработать "в лоб" ни копейки, даже фамилию жены поперек трассы повесить, потому что все это принадлежит FOA. Таким образом, возможность провести в стране Формулу-1, это возможность показать, что она это может. Кто бы знал Малайзию как страну, благоприятную для инвестиций, если бы там не проводился Гран-При Формулы-1? Многие думали, что Малайзия - это там, где пляжи, где тайский массаж, потому что Таиланд где-то недалеко. А для любого инвестора, глобально, если страна способна принять Формулу-1, значит с ней можно о чем-то договариваться, значит, она способна осваивать огромные проекты. Мыслить и действовать масштабно, а не как островное или банановое государство". И если Алексей прав и всё так, как он говорит, на многое начинаешь смотреть под другим углом. Только вот эта убыточность может вылезти боком той же Монце или Сильверстоуну, которым никому ничего доказывать в этом мире не надо.

 

Александр Нешта. @Sport.ru