Уже в эту субботу, завтра, на трассе Каталуния-Монтмелло состоится Гран-при Испании, пятый этап чемпионата мира по автогонкам в классе Формула0-1. @Sport.ru вспоминает одну из самых известных гонок на испанской земле, гран-при 1991-го года, предсавляет вашему вниманию интересные цифры, связанные с этим этапом "Больших призов" и размышляет о фаворитах предстоящего этапа...

Момент истории

 Гран-при Испании 1991-го года подарил нам одну из самых захватывающих дуэлей в истории Формулы-1 - Найджел Мэнселл на Williams и Айртон Сенна на McLaren на протяжении всей стартовой прямой, на скорости за 300 км/ч, боролись колесо в колесо, эффектно высекая искры по асфальту трассы в Барселоне. Именно таким был первый Гран-при Испании в истории трассы Каталуния.

Кроме всего прочего, это сражение носило решающий характер в борьбе за титул - Мэнселл в тот момент еще сохранял теоретические шансы на победу в чемпионате, отставая за три гонки до конца сезона от Сенны на 24 очка. Да, скорее всего усатый британец был бы ближе, но дисквалификация в Португалии из-за смены колеса вне зоны пит-стопа отбросила Большого Найджа далеко назад.

Для Сенны же математика в итоге была проста - ему нужно было просто выиграть гонку в Испании, в независимости от того, где финиширует Мэнселл, и спокойно отправиться на два заокеанских этапа - в Японию и Австралию - уже в ранге трехкратного чемпиона мира. Однако для бразильца уик-энд начинался не так и радужно - после отказа мотора в квалификации, Айртон не сумел навязать борьбу за поул ни Бергеру, ни Мэнселлу, и добился только третьего места на стартовой решетке. Но и из лагеря Williams новости приходили не совсем приятные для болельщиков Найджела - он умудрился потянуть лодыжку, играя в футбол в пятницу вечером...

После двух солнечных дней, в воскресенье над трассой нависли противные тучи, предрекающие дождь в гонке, который и хлынул незадолго до старта. И, пусть старт гонки прошел не под гнетом "небесной канцелярии", стюарды объявили гонку дождевой, и большинство болидов выбрали "резину с канавками" для первых кругов. Большинство, но не Ален Прост, который пусть и был бы рад уйти в бой не на сликах, но команда решила иначе...

Бергер рванул в первый поворот достаточно агрессивно, а вот для Мэнселла старт прошел не ахти как - в первом повороте он пропустил Сенну, а в пятом - Михаэля Шумахера на Benetton, проводящего только третью гонку за эту команду и четвертую в карьере.

После проваленного старта, Мэнселл достаточно быстро сумел набрать ход, и вскоре контратаковал Шумахера, "повиснув" на хвосте McLaren Сенны, второй же пилот McLaren - Герхард Бергер комфортно лидировал. После четвертого круга трасса окончательно просохла, и несколько пилотов ринулось в боксы для смены резины, однако Сенна и Мэнселл не торопились к своим механикам - вместо этого они продолжили разбираться на трассе.

В этот то момент и произошла одна из самых запоминающихся схваток если не всей истории Формулы-1, то уж начала 90-х то точно - на выходе из последнего поворота Мэнселл пристроился "в хвост" Сенне, "словил" слипстрим и попробовал обогнать бразильца на прямой старт-финиш. Целый километр пилоты шли колесо в колесо, но в итоге Айртон все же уступил британцу.

Вскоре после этого лидеры все же отправились в боксы за сликами - сначала Бергер, выпустив в лидеры Найджела, а затем, на девятом круге, и Мэнселл с Сенной, причем механики McLaren сработали гораздо лучше, чем работники сэра Фрэнка, и Сенна снова захватил инициативу.

"Было немного обидно после пит-стопа снова оказаться позади Сенны", - вспоминал потом Мэнселл. - "Мне снова нужно было стремиться его обогнать. Но меня это не слишком волновало - в тот момент, после пит-стопа, я подумал: "Черт возьми, мы прекрасно провели пит-стоп, и я выехал из боксов на всех четырех колесах!".

После волны пит-стопов все вернулось на круги своя - Бергер продолжил лидировать, но австриец наверняка был готов в любой момент пропустить Айртона, шедшего вторым. За Сенной шла троица Мэнселл-Прост-Шумахер. Все лидеры были на сликах, но возвращение дождя было практически неизбежно.

Вдруг, к всеобщему удивлению, Сенна ошибся в последнем повороте, McLaren бразильца развернуло, и он чудом избежал столкновения, как со стеной, так и с шедшими в тот момент позади него Мэнселлом и Шумахером - оба сумели в итоге опередить бразильца.

Обретя второе дыхание, вместе с шансами-таки не упустить титул, Мэнселл бросился в погоню за Бергером, быстро настиг его, и попытался повторить свой номер с Сенной. Однако McLaren Бергера был настроен на меньшую прижимную силу, и Герхард сумел удержать Williams позади. Тогда на 21-м круге, в четвертом повороте, Найджелл сунулся внутрь, и сумел опередить Бергера - это было достаточно опасно, поскольку новый асфальт Каталунии был скользким после пролившегося на трассу дождя, но Мэнселл был непоколебим и сумел выйти в лидеры.

"Это было очень близко", - вспоминал потом Мэнселл. - "Еще бы чуть-чуть, и контакта было не избежать". После того, как Найдж захватил лидерство, он спокойно наращивал отрыв от  Бергера и остальных соперников. Но Бергеру не было суждено финишировать даже в очках - австрийца подвел двигатель Honda и он был вынужден сойти с трассы. Сенна же на очередном пит-стопе избрал более жесткий комплект Goodyear, что стоило ему не одной позиции - его прошел и Рикардо Патрезе, напарник Мэнселла, и... многострадальный Ален Прост, к тому моменту уже подзабытый зрителями той гонки - француз, словно на крыльях, в своей лучшей традиции, незаметно подкрался к подиуму.

После этого основная борьба протекала уже "вне подиума" - между Сенной, Жаном Алези, пострадавшим в начале гонки из-за фальстарта и наказанным стоп-энд-гоу, и Михаэлем Шумахером, в самом начале претендовавшим на подиум. Но, если Шумахер так и не сумел опередить ни того, ни другого, оставшись шестым, то Сенна и Алези подарили зрителям еще одно сражение на стартовой прямой, итогом которого стало то, что французу удалось опередить бразильца в первом повороте, еще больше усугубив его и без того не самый счастливый день.

Мэнселл выиграл тот гран-при, тем самым, отложив титульные разборки еще на один этап, и, пусть уже через три недели, на гонке в Японии Сенна стал чемпионом после вылета Мэнселла, в тот момент Найджелл сумел реанимировать свои титульные притязания...

Интересные числа

• Первый Гран-при Испании в рамках чемпионата мира прошел в 1951-м году, на городской трассе Педральбес. Впоследствии гонка четырежды проходила на Монжуик-парке, в Хересе (пять раз) и девять раз Гран-при Испании принимала трасса Харама. С 1991-го года и по сей день, Гран-при Испании неизменно проходит на трассе Каталуния-Монтмелло.

• Появление шиканы в конце круга перед 2007-м годом сократило протяженность трассы почти на 100 метров.

• Ferrari является самой успешной командой в истории Гран-при Испании - на счету итальянцев 12 побед и 22 подиума на испанской земле. Восемь побед из этих 11 были одержаны именно здесь, уже на трассе Каталуния. Второе место по количеству побед в Каталунии занимает Williams - на их счету шесть выигранных гонок, причем последняя пришлась на позапрошлый сезон - победил тогда Пастор Мальдонадо.

• Михаэль Шумахер - обладатель рекордных шести побед в Испании, и все они были одержаны на трассе Каталуния. Пять побед Шумахер завоевал, выступая в команде Ferrari и еще одну, в 1995-м году - за рулем Benetton. Четыре пилота записали на свой счет по три победы в Испании - это Джеки Стюарт, Ален Прост, Найджел Мэнселл и Мика Хаккинен. Неудивительно, что Михаэль лидирует и по количеству кругов лидирования, опережая Мэнселла, Стюарта, Проста и Хаккинена.

• Среди действующих пилотов самое большое число подиумов у Фернандо Алонсо - шесть, Хотя у Кими Райкконена больше побед - их две, еще шесть гонщиков выигрывали Гран-при Испании по разу - Фелипе Масса, Дженсон Баттон, Марк Уэббер, Себастьян Феттель и Пастор Мальдонадо. Льюис Хэмилтон никогда не выигрывал в Барселоне, несмотря на то, что на счету британца есть круги лидирования в трех различных Гран-при в Испании.

• Следующие важные моменты для пилотов произошли в Испании:

 - Ferrari и Lotus именно здесь одержали свои 50-е победы, знаменательна гонка в Испании и для команды Tyrrell - именно здесь в 1971-м, вместе с Джеки Стюартом они выиграли впервые в своей конструкторской истории.

Сэр Джеки Стюарт одержал в 71-м первую победу для команды Tyrrell

 - Были в Испании и юбилейные старты у пилотов - Жак Лаффит, Кеке Росберг и Ярно Трулли именно в Испании провели свою сотую гонку, Рубенс Баррикелло провел здесь свою 200-ю гонку в карьере в 2005-м году, а в 2001-м Мика Хаккинен в 150-й раз стартовал в гран-при.

 - В позапрошлом году Пастор Мальдонадо отпраздновал в Испании дебютную победу, кроме Мальдонадо впервые в карьере на испанской земле выигрывали Ники Лауда (в 1974-м) и Йохен Масс (в 75-м). Так же для Мальдонадо в прошлом году в Испании был дебютный поул, до него такое достижение в Испании было только на счету Криса Амона в 1968-м году.

 - А вот впервые на подиум в Испании попадали чаще - это Луиджи Муссо в 1954-м, Брайан Редман в 68-м, Марио Андретти в 1970-м, Джордж Фоллмер в 1973-м, Гуннар Нильссон в 76-м, Джонни Херберт в 1995-м, Хуан-Пабло Монтойя в 2001-м.

 - Именно в Испании в прошлом году Роман Грожан впервые в карьере показал лучший круг в гонке.

• Рекорд круга в действующей конфигурации трассы принадлежит Кими Райкконену - в 2008-м году Кими проехал круг в гонке на Ferrari за 1:21.670.

• 17 раз в Каталунии победы были одержаны с поула. Последним победителем, стартовавшим с первого места на стартовой решетке, был Пастор Мальдонадо в прошлом году. Михаэль Шумахер в свое время записал здесь четыре подряд победы с поула - с 2001-го по 2004-й годы.

В 2004-м году Шумахер выиграл в Испании в 4-й раз подряд, и эта победа стала последней для Семикратного чемпиона на трассе Каталуния-Монтмелло

• Фернандо Алонсо станет единственным "домашним" пилотом на Гран-при Испании. Алонсо - один из одиннадцати испанцев, стартовавших в гонках Ф-1, но он единственный, кто одерживал победы на этапах чемпионата.

• Трасса в Каталунии знакома почти всем пилотам очень хорошо (даже новичкам, ведь здесь проходят гонки молодежных чемпионатов), поскольку практически каждый год здесь проходят тесты. Из действующих гонщиков больше всех проехал по Монтмелло Дженсон Баттон - на его счету более 7500 кругов.

• Расстояние от линии старт-финиш до первого поворота составляет 730 метров - это рекорд для действующего календаря чемпионата.

• Самый большой отрыв между первым и вторым местом был зафиксирован в 1995-м году, когда победитель гонки, Михаэль Шумахер, опередил своего напарника, Джонни Херберта, финишировавшего вторым, почти на минуту - на 51.988 секунды. Наименьший же разрыв между первым и вторым местом был в 2011-м году - Феттеля и Хэмилтона на финише разделили всего 0.630 секунды.

Прогноз

И немного о настоящем - гонка в Испании, по сложившейся уже традиции, станет первым европейским этапом и вполне сможет перевернуть с ног на голову многие представления этого сезона. Mercedes, являющийся фаворитом может не выиграть, а Lotus наоборот финишировать в очках, пусть и считаясь аутсайдером.

Как бы то ни было, несмотря на огромное количество новинок, привезённых в Испанию командами, факт остаётся фактом - в большинстве своём команды привезут примерно равное количество новшеств, а степень прогресса будет прямопропорциональна позициям команд в чемпионате - в Испании редко всё на самом деле встаёт с ног на голову, и не стоит уже этого ожидать, как это делается из года в год.

Mercedes можно смело ставить в лидеры, причём почти наверняка в чемпионате сменится лидер - Льюис Хэмилтон быстрее, выше и сильнее Нико Росберга и наверняка сделает всё возможное, чтобы одержать четвёртую подряд победу. Компанию паре пилотов Mercedes на подиуме должен составить Себастьян Феттель, рядом будет и Риккиардо - скоростные изгибы трассу в Испании хорошо подходят болидам Red Bull.

Интересно будет понаблюдать и за другими клиентами Mercedes - Force India и Williams явно не намерены сдавать позиции, да и McLaren вполне может подтянуться. Если это случится, то, как это ни прискорбно, Ferrari будет бороться со своими бывшими клиентами - Toro Rosso за место на границе очковой зоны. Так мы и про Квята вспомнили - поставим его в нашем прогнозе примерно на десятое место.

Но прогнозы, как известно, дело неблагодарное, так что просто посмотрим на интересную гонку вместе со @Sport.ru, который будет вести текстовые трансляции квалификации и гонки в субботу и воскресенье соответственно. Начало - в 16:00 по московскому времени. Будет интересно!

Александр Кожевников, @Sport.ru

Sport.ru