Заключительное гран-при в сезоне "Формулы" обещало стать достойным завершение великолепного года, который болельщики будут вспоминать ещё очень долго. @Sport.ru рассказывает о борьбе за чемпионство и многом другом…

 

Вчерашняя квалификация в Бразилии уже порядочно заинтриговала, но сегодняшний заезд грозил стать квинтэссенцией сезона – никаких шансов на то, что Себастьян Феттель спокойно приедет первым, не было. Впереди были оба "Макларена", а также партнёр по команде Марк Уэббер, который не намеревался уступать позиции немцу. Радовать Себа могло только то, что Алонсо стартовал ещё дальше – 7-ым.

 

Огромную роль обещала сыграть и погода: почти все были уверены, что начнётся дождь, но время старта выпадения осадков оставалось загадкой. Было понятно, что если трасса останется сухой, то "Макларен" имеют все шансы на победу. Дождь же мог поменяться всё с ног на голову, а тучи вокруг сгущались угрожающие.

 

Старт – зачастую, самая интересная часть заезда, поскольку скопление машин неизбежно оборачивается сменами позиций, а про количество обгонов вообще и заикаться не стоит. Нынешнее начало стало одним из самых интересных в году: Масса вырвался на 2-ю строчку, Феттеля развернуло, и он оказался последним, хотя серьёзных повреждений болида не наблюдалось, а Алонсо выкатился на 3-е место. В таком раскладе, разумеется, чемпионом становился испанец, но болид "Ред Булл" был готов продолжить борьбу. Сошли же в стартовом столпотворении Мальдонадо, Сенна и Перес.

 

На 5-ом круге начался дождь, и многие поспешили в боксы. Тем временем, Феттель улучшал позиции, но даже до 10-ой строчки ему было довольно далеко, а как только немец в десятку вошёл, его воззвали на пит-стоп, отбросивший пилота к концу пелотона. Алонсо провёл свою остановку в это же время, но ему удалось сохранить за собой хотя бы 12-ое место. А кто же шёл в лидерах? Там творился полный ахтунг: первое место за Батоном, которого преследовали Хюлькенберг и Хэмильтон. Замыкал пятёрку Вернь, а десятку – Петров! Но всё это было крайне нестабильно, поскольку положение пилотов менялось за круг по нескольку раз. И дело тут было не столько в том, что более сильные оказались сзади, но и в различных шинах: кто-то предпочёл резину средней жёсткости, а кто-то выбрал более плотный комплект. Например, к 19-му кругу Хюлькенберг на сликах обогнал Баттона, а Феттель и Алонсо поехали на вторые пит-стопы для переобувки. Чуть позже всё тот же Баттон на обгоне Росберга зацепил болид последнего, и из-за обломков на трассе появилась машина безопасности, позволившая выдохнуть и проанализировать позиции пилотов. За лидером Хэлькенбергом следовали два "Макларена", а следом оба претендента на титул, причём, такой расклад, благодаря отрыву, делал чемпионом именно немца. Петрова откинуло на 14-ую позицию, но он был на 2 строчки выше Ковалайнена и очень близко к желанному "Катерэмом" 12-ому месту.

 

К 30-му кругу всё возобновилось: и гонка, и дождь. Кобаяши, для которого сегодняшняя гонка вполне может стать последней в карьере пилота "Формулы-1", чуть не угробил Феттеля вместе с Уэббером, но Марк спас партнёра ценой собственного слёта с основной траектории. Японец же прошёл Себа и принялся обгонять Алонсо! Хорош был и Масса, умудрившийся сразу отыграть 3 позиции и оказаться на 8-ом месте. Сместил со второй позиции Баттона Хэмильтон. Вернули ракурс на Кобаяши, который прошёл и "Феррари". Феттелю в эти мгновения инженеры кричали, чтобы он не лез на повтор манёвра Камуи, поскольку за пределами траектории было очень скользко. Немцу принять указание было крайне сложно, поскольку испанец прямо на его глазах вернул себе 4-ую строчку. А тут ещё и Масса его обошёл, откинув пилота "Ред Булл" на 7-ую строчку, с которой его намеревался потеснить Риккардо. Тут уже возникал логичный вопрос: а всё ли в порядке с машиной немца? Но инженеры молчали…

 

"А кто же шёл в лидерах? Там творился полный ахтунг: первое место за Батоном, которого преследовали Хюлькенберг и Хэмильтон. Замыкал пятёрку Вернь, а десятку – Петров!..."

 

В это же время шла борьба за 2-е место в Кубке Конструкторов, в которой к 40-му кругу успех был за "Феррари", а "Макларен" откатывался на 3-е место. Непосредственная заслуга в этом принадлежит Массе, которого родной воздух, похоже, гнал вперёд лучше жажды любых  наград. Впрочем, даже Фелипе было далеко до Хюлькенберга, который просто лидировал, пока сзади шла ожесточённая борьба. В противовес этим успехам действовал Марк Уэббер, который не успевал нормализовать ситуацию, как попадал в новый форс-мажор. После разворота на старте и выноса с траектории после возобновления гонки, австриец едва вновь не развернулся "против течения", но успел поймать машину и выловить её на половине разворота.

 

За 25 кругов до конца шины большинства пилотов должны были начать портиться, вызвав новую волну пит-стопов. При этом могли оказаться и те, кто ради успеха в гонке был бы готов пожертвовать остановкой и попробовать закончить состязание на текущей резине. Впрочем, на дождливой трассе таких смельчаков вряд ли обнаружилось бы много. Дождь, кстати, был довольно мелкий, но трасса от этого более сухой не становилась. Очередным её жертвами стали Петров, которого сразу отбросило с 13-ой позиции на 16-ую, и Хюлькенберг, уступивший лидерство Хэмильтону. Феттель на всё это ответил заездом в боксы и получением среднего типа резины. Это был безумный риск – вернулся немец только 10-ым. Но при этом из всех лидеров он заехал на пит-стоп первым. Но пока он выезжал, произошло столкновение Хюлькенберга и Хэмильтона, выбившее Льюиса из борьбы, но позволившее Алоно выйти на 3-ю позицию, но только для своей остановки, после которой он одну позицию потерял. Страшно предположить, что творилось в головах инженеров "Ред Булл", поскольку виртуально титул то оставался в руках их пилота, то уходил в стан конкурентов. Рассерженный Феттель, кстати, даже с Кобаяши поборолся и обошёл его, правда, показалось, что от его машины полетели какие-то куски. Но всё это было пустой лирикой, поскольку Масса шёл вторым, а Алонсо третьим, и если бразилец пропускал партнёра, то испанец на два очка отставал от Себа, при его 7-ой строчке! Таким образом, Алонсо нужно было ещё и Баттона обгонять или желать потери позиций Себу. Но 4-ым был Уэббер, который также мог заняться пропуском многих, и Феттеля в том числе, но эта ситуация была не столь удобной, как у "Феррари", где Фернандо уже воспользовался пропуском партнёра. Феттель же за 9 кругов до конца упёрся в хвост Шумахера, который мог пропустить соперника только из патриотизма, что он и сделал. К этому моменту у молодого немца было 281 виртуальное очко, а у Алонсо – 278. К слову, впереди Феттеля тоже был пилот из Германии, вот только надеяться на доброту Хюлькенберга было довольно опрометчиво. Инженеры австрийской команды по радио просили своего пилота следить за резиной и не нервничать – они верили в Баттона.

 

На 70-ом круге ди Реста разбил болид, вызвав пейскар, и всё шло к тому, что финиш будет под жёлтыми флагами, а это значило запрет на обгоны и практически гарантированное чемпионство Феттеля. Так оно и случилось: Баттон выиграл гран-при, а Феттель – чемпионат!

 

Напоследок случилась и ещё одна радостная новость: Петров финишировал 11-ым, принеся своей команде 10-е место в Кубке Конструкторов, которое можно считать выдающимся успехом для этого сезона. Под проливным дождём Бразилия стала великолепной гонкой, исход которой не смог предсказать, наверное, никто. Вся аналитика будет после, а пока – да здравствует новый старый чемпион!

Пучков Павел, @Sport.ru

Формула-1. Гран-при Бразилии. Гонка:

1. Дженсон Баттон ("Макларен")
2. Фернандо Алонсо ("Феррари")
3. Фелипе Масса ("Феррари")
4. Марк Уэббер ("Ред Булл")
5. Нико Хюлькенберг ("Форс Индия")
6. Себастьян Феттель ("Ред Булл")
7. Михаэль Шумахер ("Мерседес")
8. Камуи Кобаяси ("Заубер")
9. Жан-Эрик Вернь ("Торо Россо")
10. Кими Райкконен ("Лотус")
11. Виталий Петров ("Кэтерхэм")
12. Шарль Пик ("Маруся")
13. Даниэль Риккиардо ("Торо Россо")
14. Нико Росбрерг ("Мерседес")
15. Тимо Глок ("Маруся")
16. Хейкки Ковалайнен ("Кэтерхэм")
17. Педро де ла Роса ("ХРТ")
18. Нараин Картикеян ("ХРТ")

Не финишировали

Пол ди Реста ("Форс Индия")
Льюис Хэмилтон ("Макларен")
Ромен Грожан ("Кэтерхэм")
Пастор Мальдонадо ("Уильямс")
Бруно Сенна ("Уильямс")
Серхио Перес ("Заубер")