Текущий сезон Формулы 1 пока что получается более чем удивительным. Шесть Гран-при, шесть победителей и много вопросов, на которые не так-то и просто ответить. @Sport.ru подводит итоги первой трети чемпионата, предвкушая куда больше "хлеба и зрелищ".

 

Обычно изменения в регламенте, инициированный ФИА, встречают с недовольством как минимум несколько команд. Но в этот раз весьма скромные реформы дали свои плоды – сезон в кои-то веки получается весьма непредсказуемый. И всему, как это ни странно, есть объяснения.

 

Развенчание "культа Феттеля" проходит пока на удивление спокойно. Во-первых, после ограничения аэродинамических новшеств сконструированная Эдрианом Ньюи машина впервые за два с половиной года не является безоговорочно сильнейшей в Формуле. Даже для завоевания поула на весьма простых трассах RB8 слабоват. "Самовозка" ушла в прошлое, и всё нужно завоёвывать непосильным трудом. Во-вторых (и это главное), Хельмут Марко слишком уж отвлёкся от дел своего протеже. Если бы Феттель попал в столь нелепое столкновение с Картикеяном в прошлом году, то старый австриец в лучшем случае согласился бы с Себастьяном и потребовал психиатрической экспертизы для Нараина, а в худшем – предложил бы объявить войну Индии.

 

"Для Виталия Петрова символическое с точки зрения очков участие в чемпионате в составе "Катэрхема" лучше, чем совсем ничего"

 

Сейчас же Марко дал понять, что Феттелю пора самому решать свои проблемы. У одного из ответственных лиц концерна "Ред Булл" в Формуле и так дел невпроворот. Даниэль Риккьярдо, Шарль Пик, Жак-Эрик Вернь – делами этих ребят в той или иной степени занимается именно Хельмут. А ведь есть ещё и неприкаянный Хайме Альгерсуари, который посреди сезона может нарисоваться в кокпите одного из болидов команд-аутсайдеров! Так что австрийцу даже некогда клевать ненавистного Марка Уэббера, который в таких условиях задышал полной грудью. А Феттель поплакался-поплакался в прессе и успокоился. Вывод? Короля не существует без свиты.

 

Параллельно чуть ли не на первый план вышли неудачливые, казалось, любители больших гонок во главе с Фрэнком Уильямсом. Как сказал кто-то из аналитиков пару лет назад, "Патрик Хэд всегда предпочитал экономичности дешевизну". Поэтому никого и не удивляла ставка на моторы "Косворт", которые сгодятся для корейских под(д)елок, но никак не для болида Формулы. Не удивляли и провалы, которые в итоге привели к падению в район плинтуса.

 

Но как показал старт сезона-2012, моторы от "Рено" – штука животворящая. Машина стала быстрой и мощной как на коротких отрезках, так и на длительной дистанции. Этим и только этим объясняется второе место в квалификации и победа в гонке Пастора Мальдонадо в Барселоне. После шести этапов у венесуэльца двадцать девять очков – втрое больше, чем было у команды по итогам минувшего чемпионата. Хотя прогресс стоит выражать здесь не очками, а другими цифрами. Если бы ещё не периодические аварии…

 

Однако не всё так радужно, как может показаться на первый взгляд. В Маранелло, например, отнюдь не радуются без оглядки на реальность – всем понятно, что сиюминутный взлёт "Феррари" и лидерство Фернандо Алонсо в личном зачёте являются следствием "уравниловки", а никак не прогресса в некоторых важных аспектах. Тяжеловесный болид "Скудерии" перестал казаться "грузовиком" на фоне конкурентов лишь потому, что другие болиды изменились в сторону утяжеления.

 

У "жеребцов" всё ещё остались два крайне слабых звена – второй пилот, утративший спортивную мотивацию и остатки амбиций пару лет назад, и генерально-технический директор, упорно не желающий признавать свои и только свои ошибки, продолжая сворачивать всё на других людей и обстоятельства. Ему не нравится скорость машины на коротких отрезках после того, как "Феррари" в этом плане хоть как-то начали соперничать с прошлогодними лидерами. Он считает умелые руки механиков в боксы наиболее маловажным фактором, но уже не раз Алонсо удавалось оказаться на плаву именно за счёт более быстрых пит-стопов. Никому не кажется, что кого-то всё же нужно менять?

 

"Развенчание "культа Феттеля" проходит пока на удивление спокойно…"

 

Главная же интрига сезона пока сохраняется. Пока что неясно, насколько Мартину Уитмаршу удалось мотивироваться Льюиса Хэмилтона. Чемпион мира-2008 всё равно остаётся для стюардов чем-то наподобие красной тряпки для быка, но пытается минимизировать своё участие в разного рода скандальных ситуациях. Лишь однажды он попался на недовесе болида, и возмутило это скорее потому, что в случае аналогичного проступка, скажем, Массы ФИА, каждый второй член которой стоит горой за "Скудерию", просто скомандовала бы спустить дело на тормозах. Но даже в режиме "одни против всех" серебряные болиды пока что держатся на плаву.

 

Что же касается наиболее волнующего российскую часть публики вопроса, то и здесь ожидания подтвердились. Иногда не пилот красит машину, а наоборот. Конечно, для Виталия Петрова символическое с точки зрения очков участие в чемпионате в составе "Катэрхема" лучше, чем совсем ничего, но скептики всё же получили доказательства своей правоты – даже прошлогодний хлипкий и ненадёжный "Рено" был быстрее и мощнее зелёной машины имени Тони Фернандеса. Так что неудивительно, что российские болельщики переключились из режима активного боления в режим пассивного наблюдения.

 

Иван Манчев, @Sport.ru