Всё идёт к тому, что уже в ближайшее время Формула-1 кардинально изменит своё лицо. @Sport.ru уже рассказывал о том, в каком конфликте с Ф-1 пребывают главные спонсоры гонок, и к чему это может привести, мы можем только догадываться. Теперь же, чуть ли не каждую неделю мы узнаём о возможных всё новых и новых этапах чемпионата. Вскоре, вместо желаемых 20 Гран-при мы можем получить 52, и тогда гонки будут проходить каждую неделю без перерыва на летние и зимние каникулы.

 

Этап чемпионата Формулы-1 Гран-при Вьетнама - так звучит новая идея, под которую руководство этого юго-восточного государства уже сейчас готово выделить 150 миллионов долларов. Всё дело в том, что экономика страны в последнее время, может быть и не бурно, но всё же растёт.  Вьетнам становится привлекательным для туристов, и этап Формулы-1 чуть ли не идеальная возможность придать стране новый имидж и заявить о себе в полный голос. Не секрет, что практически во всём мире эта страна ассоциируется не с древней и интересной историей или прекрасной природой, а с вьетнамской войной, которая "отлично" представлена голливудским кинематографом. И по задумке Гран-при Вьетнама должен стать прорывом для страны в умах мировой общественности, что, безусловно, для Вьетнама сейчас очень важно.

 

Всё это, конечно, здорово, но какой, скажите, интерес от этого командам и их спонсорам? Очень сомнительная выгода от дорогой рекламы для крупных мировых банков, производителей автомобилей или, например, WURTH, в стране, где средняя зарплата, если я не ошибаюсь, составляет порядка 100 долларов. Зато для Берни Экклстонуна очередная пиар-акция и дополнительные 20-30 миллионов долларов в год. Уже есть Гран-при Сингапура, Абу-Даби, Бахрейна, Малайзии, которые ничего, кроме личных интересов Экклстоуна и Ко мировому автоспорту не дают. Впереди нас ждут Индия и Россия... Вьетнам? Складывается впечатление, что мир сошёл с ума! Зимняя олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу в Катаре, формуличная Гран-при в...

 

"Глобализация с лёгкостью может поглотить историю и гордость королевских гонок, вроде Монцы или Сильверстоуна…"

 

И ладно бы они существовали себе мирно и не рушили устоявшихся традиций, так нет же, каждый новый этап означает, что кому-то придётся подвинуться. Кто знает, возможно, вскоре мы останемся без таких знаковых гран-при, как Великобритании, Канады, или, страшно подумать, Монако. Фантастика? Отнюдь! Сегодня существует реальная угроза, что одна из старейших гонок Формулы-1 прекратит существование. Если вы внимательно следите за королевскими гонками, знаете, что речь идёт об этапе в Монце, который рискует "накрыться медным тазом" "благодаря" предполагаемому Гран-при Рима.  "Сейчас в Формуле-1 наблюдается тенденция к глобализации, - отмечает руководитель трассы в Монце Энрико Ферарри, - при которой каждая страна принимает только один этап. Рим – столица Италии, так что в случае проведения этой гонки, боюсь, мы можем навсегда потерять Гран-при". И эта вот глобализация с лёгкостью может поглотить историю и гордость королевских гонок, вроде Монцы или Сильверстоуна.

 

И ведь нет никаких гарантий, что при таких порядках Гран-при в Сочи ждёт долгая и счастливая жизнь. Сейчас в Подмосковье полным ходом идёт строительство гоночной трассы Moscow Raceway, которая по своим характеристикам сможет в будущем принять один из этапов чемпионата Формулы-1. "Для нас очень важно, чтобы к трассе было привлечено внимание внутри страны, мы считаем, что международные серии нас уже заметили, - замечает руководитель Moscow Raceway Екатерина Бельцевич. - Ведём переговоры относительно проведения их этапов в 2012 году. Но международные соревнования нужны в первую очередь для того, чтобы популяризировать автоспорт в нашей стране. Мы очень рады подписанию контракта на проведение гонки в Сочи. Но они в 2012 году только начнут строить трассу, а у нас она будет уже готова. Уже весной мы будем полностью готовы принять этап Формулы-1 и рады предложить федеральным властям начать проведение Гран-при России уже с 2012 года".

 

"Трассу в Сочи построят, проведут одно или два Гран-при, а затем переедут поближе к столице, оставив сочинцам кусок ровной супердорогой дороги вместе с кучей бесполезных объектов, возведённых под зимнюю Олимпиаду…"

 

Не получится ли так, что трассу в Сочи построят, проведут одно или два Гран-при, а затем переедут поближе к столице, оставив сочинцам кусок ровной супердорогой дороги вместе с кучей бесполезных объектов, возведённых под зимнюю Олимпиаду. Если хозяева Moscow Raceway, как они утверждают, рассчитывают только получать прибыль от своего проекта за счёт предоставления трассы в частное пользование, можно было бы не доводить её до норм Формулы-1 и тратить под это не один миллион. Следовательно, они всерьёз рассчитывают на получение Гран-при, если это не главная идея проекта, который, в силу своего географического положения, будет выглядеть куда более привлекательным с экономической точки зрения, и с точки зрения привлечения интереса со стороны общественности, чем этап в Сочи.

 

Если это произойдёт, а такой поворот событий я бы не стал исключать, то, как же это всё будет по-нашему! Дать всем и всё сразу то, что никому толком и не нужно. Что-то сделать, а затем задуматься – "зачем"? А лишь затем, чтобы все видели –  мы можем, мы умеем. Это желание непременно удивить весь мир в ущерб собственным нуждам тянется ещё со времён Советского Союза, когда настроили города промзон, стоящие сейчас в полном запущении. Или как под идею к 1980-му году обеспечить каждую советскую семью квартирой по всей стране настроили однотипных коробок, не только угнетающих своим видом, но и не отвечающих нормальным нормам удобств. Ну да, мы можем, мы умеем…

 

Александр Нешта. @Sport.ru