Деньги, деньги, деньги – это слово слышно со всех углов паддока Формулы-1. Пожалуй, именно в “Королевских гонках” крутится больше всего денег, чем в любом другом виде спорта. Даже футбол не всегда может сравниться по своим финансовым достижениям с “первой Формулой”. @Sport.ru рассуждает над тем, что же происходит с бюджетами команд и как им можно справиться с проблемами...

 

Более того, в автоспорте всё-таки своя специфика – если в футболе основные деньги уходят на мастеров мяча, то в Формуле-1 – на разработку болида. Да, разумеется, это не только детали шасси, двигатели – это ещё и хитрые умы вроде Эдриана Ньюи. Но, всё же – Формула-1 это очень специфичный вид спорта, где самые большие суммы уходят на амуницию. Разве можно представить себе ситуацию, при которой футбольные команды будут тратить на бутсы для своих футболистов десятки миллионов долларов?

 

Поэтому, у команд Формулы-1 совсем другая, отличная от футбольной, экономика. И банкротство у них тоже своеобразное. Собственно говоря, за последние годы полностью обанкротилась не одна команда. Но всякий раз, упавший флаг поднимала какая-нибудь инвестиционная группа, башковитые специалисты или просто энтузиасты.

 

За последние годы, пожалуй, только две команды были преданы забвению – старая добрая Super Aguri и HRT. Остальные же всякий раз, словно птица феникс, воскресали из пепла, меняя имена, паспорта, ливрею, руководителей, но, при этом, оставаясь в Формуле-1.

 

Иногда бывает и иначе – команда сохраняет всё, но при этом продаёт часть своих акций. Так случилось с Sauber в этом сезоне – российские инвестиционные группы спасли команду от неминуемого банкротства и отказа от продолжения выступлений уже в этом сезоне.

 

Однако кризис ударил не только по коллективу герра Петера. Вообще, уже достаточно давно частным командам было куда как сложнее удержаться на плаву, чем заводским. И это абсолютно логично – денежные вливания от автопроизводителей даже рядом не стояли с подобными же вливаниями со стороны частных инвесторов, будь то хоть обычная инвестиционная группа или даже нефтедобывающий бренд, фактически, устанавливающий власть в солнечной латиноамериканской стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По этой таблице наглядно видны бюджеты команд в этом сезоне и источники финансирования этих самых команд. Первые четыре пункта в таблице не испытывают никаких проблем с финансированием, несмотря на то, что и расходы их гораздо выше, чем у нижней части таблицы.

 

А вот у команд ранга Caterham, Marussia, Sauber и Williams проблемы попросту неизбежны. Что и выливается в разные “симптомы” – три команды в этом сезоне по своим результатам оставляют желать лучшего, а четвертая хоть иногда и набирает очки, но это стоит им слишком дорого. Что и вылилось в итоге в продажу этого коллектива российским инвесторам.

 

Есть и еще одна команда, испытывающая серьёзные финансовые проблемы, и, как это ни странно, коллектив этот принадлежит к верхней части таблицы. Речь о Lotus. У команды ужасные долги – равные половине годового бюджета. То есть, более ста миллионов долларов. Разумеется, команда пытается справиться с этими трудностями, но... Пока это незаметно.

 

Lotus попросту откусили слишком большой кусок, который практически невозможно прожевать команде с их возможностями – борьба за титул, постоянная доработка машины, многомиллионный контракт Райкконена... Всё это заставляет команду превышать свой бюджет, и как бы не старались в FIA ограничить расходы, это не помогает таким коллективам.

 

Недавно Lotus продали 35% своих акций арабским шейхам, компании Infinity. 65% осталось у GENII Capital – люксембургской фирме, принадлежащей Жерару Лопесу. Сначала, после продажи, казалось, что команда начнёт выбираться из долговой ямы. Но все последние события, происходящие в стане команды, все слухи, исходящие из паддока, говорят только об одном – команда на грани краха.

 

И этот крах может произойти по всем фронтам – мало того, что команда вполне может потерять своего ведущего пилота, Кими Райкконена, который по неподтверждённой информации не получил кровнозаработанные деньги и даже собирался бойкотировать предсезонные тесты (то есть проблемы команды длятся уже очень долго). Так еще и следующий сезон сожрёт огромную часть бюджета – смена регламента, самые дорогие моторы Renault, абсолютно новые шасси... 

 

Да, разумеется, никто не говорит о том, что Lotus окончательно покинет Формулу-1. Но продажа команды сейчас кажется практически неизбежной. И проданы будут не 35% акций, а всё. Полный пакет акций, иначе команде просто не удержаться на плаву. Слишком большие амбиции пересеклись со слишком ограниченными возможностями. А в таких случаях неизбежны проблемы – откусив слишком много, очень сложно не подавиться. Главное теперь – не задохнуться. Ведь в Формуле 1 уже не раз случалось так, что из-за неуклюжего менеджмента или неумения рассчитать собственные силы исчезали интересные и самобытные команды. Так или иначе, всё расставит по местам лишь время.

Александр Кожевников, @Sport.ru

Sport.ru