В июне @Sport.ru начинает новый цикл статей, посвящённых автоспорту - "Чёрные страницы автоспорта", посвящённых трагедиям на мировых автодромах. Первыми мы расскажем вам о Дэйле Эрнхардте, знаменитом пилоте из Америки, погибшем во время гонки NASCAR...

Дэйл Эрнхардт родился в городе Каннаполис, что в Северной Каролине, в семье гонщика, чемпиона серии NASCAR 1956 года Ральфа Эрнхардта. Однако, несмотря на это, Ральф был категорически против того, чтобы его сын стал гонщиком. Но стремление и желание участвовать в гонках у Дэйла было настолько сильным, что из-за этого он даже бросил школу. Однако, на "большой трек" Дэйл впервые вышел уже после смерти своего отца.

Дэйл сразу же заявил о себе как об очень перспективном и амбициозном новичке. Какое-то время спустя, а если быть точнее, то через шесть лет, к Дэйлу пришла и первая победа - он финишировал первым в гонке 500 миль Юго-востока в Бристоле. В этом же году Эрнхард дебютировал в высшем дивизионе NASCAR - Winston Cup. А спустя год он уже стал чемпионом - победив на 5 гонках, Дэйл с легкостью взял свой первый титул. Затем были годы неудач - разногласия с новой командой Дэйла, Richard Childress Racing, 4 года забвения и триумфальное возвращение в лоно этой команды в 1985. На следующий год Дэйл выиграл второй титул, выступая на автомобиле под номером "3". Под тем самым номером, с которым он не расставался до самого конца. Затем были ещё пять триумфов в чемпионате - в 1987, 1990, 1991, 1993 и 1994 годах.

За эти годы Дэйл приобрел репутацию самого жёсткого и бескомпромиссного пилота в чемпионате. Именно за это Эрнхардт получил свое прозвище - "Intimidator" (Устрашитель).

В 1996-м году наш герой создал свою собственную гоночную команду - Dale Earnhardt, Inc., за которую впоследствии выступал он сам и его сын, Дэйл "Младший" - "Устрашитель", в отличие от своего отца, был рад тому, что сын пошёл по его стопам, и всеми силами поддерживал его.

Всего на счету Дэйла 677 гонок, в 76 из которых он одержал победу. 22 раза Эрнхардт завоёвывал первое место на старте гонки и удерживал лидерство в 428 кругах. Последнюю победу Дэйл одержал в 2000-м, в гонке Winston Cup Series в Талладеге.

Однако самой значимой, самой важной для себя победой Дэйл, без сомнения, считал триумф на знаменитой гонке Дайтона 500 в 1998 году. Та победа, к которой он шёл долгие 20 лет. Но эта трасса стала для него роковой....

В 2001 году Эрнхард уже так сильно не стремился оправдать своё прозвище, и работал больше на свою команду. На той самой трассе в Дайтоне, на гонке открытия сезона долгое время лидировал Уорд Бёртон, но на 173-м круге Уорд стал жертвой столкновения с Робби Гордоном (сейчас выступающим на марафоне Дакар в классе внедорожников), что привело к массовой аварии с участием 20 машин. В лидеры вышли пилоты Dale Earnhardt, Inc. - Майкл Уолтрип, Дэйл "Джуниор" Эрнхардт и "Устрашитель". Майкл и Дэйл-младший немного оторвались от основного пелетона, а Дэйл-старший сдерживал атаки Кена Шрейдера и ещё десятка пилотов.

Трагическая развязка наступила на последнем, 199-м круге, перед последним поворотом. Эрнхард решил предпринять манёвр и перестроиться на внутренний ряд, однако споттер (человек, следящий за расположением машин сзади и по бокам и сообщающий своему пилоту об этом по рации) оповестил Дэйла о машине Стирлинга Марлина под номером 40. Но Дэйл не послушал своего "гоночного инженера" и предпринял этот необдуманный и опасный манёвр. Машины столкнулись, и Эрнхардта понесло на внешнюю часть овала. Машина №3 столкнулась с автомобилем Кена Шрейдера и на скорости 200 миль в час влетела в бетонный отбойник. 

Внешне эта авария не выглядела страшной, но последствия её были ужасными. Особенно, если вспомнить, что до этого "Устрашитель" попадал в куда более серьёзные катастрофы. Всё было бы хорошо, но не выдержал ремень безопасности, и Эрнхард со всей силы ударился подбородком о руль. Ничего не подозревающий Шрейдер побежал к машине Эрнхардта, чтобы помочь Дэйлу выбраться из повреждённого автомобиля..... и обомлел, увидев то, что произошло. Кен замахал руками, призывая на помощь, вскоре подъехали реанимационные автомобили, но было уже поздно... Дэйл умер в госпитале, не приходя в сознание от перелома основания черепа....

Помимо этой травмы, согласно официальному заявлению врачей, Эрнхард получил перелом восьми рёбер с левой стороны, перелом грудины (предположительно о рычаг КПП), перелом левой лодыжки и сильные ссадины на бедре и плече (от ремней безопасности). Но смертельной травмой был признан именно перелом основания черепа.

Эта трагедия послужила толчком к повышению безопасности в серии NASCAR, в частности: установка SAFER-барьера, обязательное использование гонщиками системы HANS (поддержка головы и шеи), применение рестрикторов в гонках на суперспидвеях, снижающих мощность двигателя (применяются с 1987 года, с момента знаменитого полёта Бобби Эллисона в Талладеге), и строжайший запрет ослаблять ремни безопасности, что так любил делать Устрашитель при движении под жёлтыми флагами.

Это была последняя смерть на автодромах NASCAR, но, как всегда бывает, цена этого была слишком высока - жизнь одного из лучших пилотов NASCAR, семикратного чемпиона серии и просто отца... Устрашителя...

Александр Кожевников, @Sport.ru