В сезоне-2008 интрига сохранялась до самого последнего поворота, но не стоит забывать, что это произошло благодаря тому, что и сам сезон развивался по-спортивному захватывающе. Основные события разворачивались на трассах в разных уголках земного шара, а не в залах суда. Официальный сайт Формулы 1 в большом обзоре вспоминает главные новости и значимые моменты сезона.

 

Суета подготовки

 

По ходу предсезонной подготовки лидерами выглядели "Феррари" и "МакЛарен", а дуэт Льюиса Хэмилтона и Хейкки Ковалайнена казался, как минимум, не слабее Кими Райкконена и Фелипе Массы. К этой компании пресса активно прибавляла также и Фернандо Алонсо, вернувшегося в "Рено". Опыту и таланту испанца придавали особое значение накануне сезона, в котором нас ожидали сразу две новейшие уличные трассы (Валенсия и Сингапур), и множество изменений в регламенте: укороченный третий сегмент квалификации, запрет на трекшн-контроль, коробка передач на четыре гонки и своеобразный "джокер", позволяющий один раз внепланово заменить двигатель. На фоне всего этого Фернандо рассматривался претендентом на титул.

 

На пороге сезона был и ажиотаж по поводу ряда новых лиц: Себастьен Бурдэ шагнул из ЧемпКар в "Торо Россо", Нельсон Пике (сын трёхкратного чемпиона мира) присоединился к "Рено", Казуки Накаджима (сын японской легенды – Сатору) стал пилотом "Уильямс", а "Тойота" анонсировала старого нового Тимо Глока. Кое-какие изменения произошли и в отношении команд: "Спайкер" превратился в "Форс Индию", а "Супер Агури" объявила о смене владельца накануне сезона.

 

Все эти события можно назвать семенами, из которых впоследствии вырос замечательный чемпионат. Первые ростки появились ранней весной…

 

Мартовские контрасты

 

Если в душе Льюиса Хэмилтона ещё оставалось разочарование по поводу провала в конце сезона-2007, то на первой гонке в Австралии он никому не дал заглянуть в свою душу. Он описывал МП4-23 как "машину-мечту" и доминировал по ходу всего первого уик-энда – поул-позиция и победа явили собой начало знаменитой фразы: "Кто начинает – тот и…" Напарник Льюиса, Хейкки Ковалайнен, хоть в пылу борьбы и не вовремя нажал на кнопку ограничения скорости, но смог финишировать пятым и, более того, показать лучший круг гонки.

 

За здравие начали и "Уильямс". Нико Росберг впервые в своей карьере ощутил воздух подиума, финишировав третьим, а Казуки Накаджима уверенно прибыл на финиш шестым. Предсезонные обещания сдержали и в "БМВ" – Ник Хайдфельд занял вторую ступень. "Рено", несмотря на четвёртое место Фернандо Алонсо, напротив выглядели так, будто им ещё предстоит карабкаться на высокую гору. Впрочем, забегая вперёд скажем, что это впечатление не было ложным.

 

Что касается "Феррари", то для итальянской конюшни сезон начался с привкуса песка и гари: проблемы с топливным оборудованием, вылеты с трассы, и отказ двигателей послужили комплексом причин к двойному сходу. Сгорел мотор "Феррари" и на "Торо Россо", за рулём которого сидел дебютант Себастьен Бурдэ.

 

Впрочем, точно так же, как Хэмилтон оправился после прошлого сезона, "Феррари" показала ослепительный оскал всего неделю спустя после первой гонки. Гран При Малайзии прошёл под знаком гарцующего жеребца – поул-позицию взял Фелипе Масса. Единственное, что ему не повезло на дистанции – из гонки он выбыл, не удержав автомобиль на трассе. А победа досталась второму алому автомобилю: на сцене появился Кими Райкконен.

 

"МакЛарен" на сей раз досталась чёрная полоса: уже в субботу обоих пилотов оштрафовали потерей пяти мест на стартовой решётке за создание помех соперникам на быстром круге, и пусть, несмотря на это, Хейкки Ковалайнен завершил воскресенье первым подиумом в своей карьере, но Льюис Хэмилтон не смог подняться выше пятого места. На пит-стопе предательски заклинило гайковерт.

 

Интересно, что перипетии гонки в тот уик-энд остались в некоторой тени заявления Дитера Матешица – он сообщил, что намерен продать свои 50% акций "Торо Россо".

 

Мрачные новости

 

В паддоке Бахрейна кипели бурные обсуждения интимного скандала президента ФИА Макса Мосли. Напомним, это было в апреле, поэтому вскипать в тысячный раз сейчас мы не будем и поговорим о спорте. К заголовкам с именем Макса Мосли прибавились сообщения, озаглавленные словосочетанием "Роберт Кубица" – поляк завоевал первый подиум в своей карьере и в истории команды "БМВ Заубер". И хотя германо-швейцарскому автомобилю не хватило темпа для победы, именно "БМВ" по итогам трёх гонок можно было назвать "лучшими из остальных". Шутка ли, три подиума из трёх возможных.

 

На Гран При Бахрейна счёт своим очкам и победам открыл Фелипе Масса, возглавивший победный дубль "Феррари". А Льюису Хэмилтону снова не повезло. Британец провалился на семь позиций на старте, после чего умудрился врезаться в заднюю часть "Рено" Фернандо Алонсо, и, после вынужденного ремонта, остался без очков на несчастливой 13-й позиции.

 

Трёхнедельный перерыв перед Испанией не стал глухим временем, благодаря бурлению скандала вокруг Мосли и многочисленных заявлений компетентных и влиятельных лиц о том, что после такого Максу нужно по собственной воле уходить в отставку. На тестовых трассах в это же самое время также разыгралась драма: Себастьен Бурдэ основательно разбивает СТР3 на тестах и команда вынуждена отложить дебют нового автомобиля до Гран При Монако.

 

Перед Гран При Испании будущее маленькой "Супер Агури" стало совсем тёмным: команда, находящаяся в бедственном положении, в очередной раз была вынуждена искать новых финансовых покровителей.

 

Само по себе место проведения гонки – Барселона – в это время покровительствовало "Феррари". Как и в начале месяца, в последних числах апреля "алые жеребцы" оформили ещё один победный дубль с единственной разницей от прошлого – на сей раз, выше стоял Кими Райкконен, охарактеризовавший происходящее словами "прекрасный уик-энд".

 

Несмотря на двойной сход, положительный настрой продолжала сохранять команда "Рено", поскольку в субботу Фернандо Алонсо вписал своё имя во вторую строку квалификационного протокола.

 

Что касается положения "МакЛарен", то радость от третьего места Льюиса Хэмилтона была омрачена кратковременной госпитализацией Хейкки Ковалайнена – на 21 круге на автомобиле финна лопнула шина и он серьёзно врезался в защитный барьер.

 

Чемпионат сокращается и продолжается

 

Вместо тепла поздней весны, май принёс холод печали – команда "Супер Агури" покинула чемпионат. Стартовое поле сократилось до двадцати мест, а главным вопросом на повестке дня стал поиск оптимальных путей к сокращению расходов в Формуле 1.

 

На Гран При Турции "Феррари" была неуловима, а Фелипе Масса пошутил, что теперь может подавать заявку на турецкое гражданство – 2008 год принёс ему третью подряд победу в Стамбуле (Хэмилтон и Райкконен финишировали следом). А соотечественник Фелипе – Рубенс Баррикелло – именно здесь получил признание как самый опытный гонщик в истории Формулы 1. Рубиньо пересёк отметку в 257 стартов.

 

Две недели спустя в княжестве Монако, где погода выдалась не по сезону влажной, "Феррари", казалось, продолжит победную серию. Тем более что на старте они оккупировали первый ряд. Льюис Хэмилтон, стартовавший третьим, серьёзно ошибся на скользкой трассе и пробил правое заднее колесо. В этой ситуации в "МакЛарен" приняли верное решение – в баки было залито максимально много топлива. Именно этот факт, вкупе с "дождевым" мастерством Льюиса, принесли "серебряным" победу в этот день.

 

Повод для счастья нашёлся и у "Торо Россо". Отложенный дебют машины СТР3, что называется, выдался – вундеркинд Себастьян Феттель финишировал на достойном пятом месте. А вот "Форс Индия" имела полное право негодовать: Адриан Сутил был близок к завоеванию первых очков в истории индийской команды, он двигался по трассе четвёртым, но затем был сбит Кими Райкконеном.  

 

Так завершилась первая фаза чемпионата, из которой уже можно было вывести определённые закономерности и промежуточные итоги. В Личном Зачёте с 38 очками лидировал Льюис Хэмилтон, с отставанием в три пункта шёл действующиё чемпион Кими Райкконен, затем Масса с 34 очками и Роберт Кубица с 32. Первое место в Кубке Конструкторов занимала "Феррари", в активе которой находилось 69 пунктов против 53 у "МакЛарен", "БМВ Заубер" отстали всего-то на одно очко.

 

На въезде в лето, на выезде из пит-лейн

 

В июне потеплело: автомобильная федерация выразила доверие Максу Мосли и президентские полномочия остались при человеке-скандале. Удача пришла и на сторону Льюиса Хэмилтона – британцу удалось завоевать поул. А вот крахом квалификация Гран При Канады обернулась для "Торо Россо": Себастьен Бурдэ потерял пять мест на стартовой решётке за смену коробки передач и в итоге начинал гонку только с 16 места, а Себастьян Феттель и вовсе пропустил главную сессию субботы, поскольку механики не успели восстановить его автомобиль после аварии, произошедшей утром на свободных заездах.

 

Но вернёмся к Хэмилтону. Удача, которая, казалось бы, повернулась к нему лицом, вдруг развернулась совсем неожиданной стороной. Именно в Канаде Льюис Хэмилтон врезался в заднюю часть "Феррари" Кими Райкконена, когда тот ожидал зелёный сигнал светофора на выезде из пит-лейн. Оба гонщика выбыли из борьбы. А победа в тот день досталась Роберту Кубице. И более того, свершилась историческая двойная победа команды "БМВ Заубер", благодаря которой она возглавила Кубок Конструкторов. Был и ещё один счастливый человек в воскресенье: в жизни Дэвида Култхарда произошло событие, которое теперь всегда будет гордо называться "последним подиумом в карьере".

 

Во Францию Формула 1 прибыла в трауре после трагической гибели бывшего руководителя автоспортивного подразделения "Тойоты" Ове Андерсона. Его машина столкнулась с грузовиком во время ралли автомобилей-ветеранов. Также в паддоке Маньи-Кура было неспокойно из-за  планов ФИА по повышению стоимости суперлицензий. Но ни то, ни другое не вывело Кими Райкконена из равновесия – он завоевал 200 поул в истории "Феррари", опередив собственного напарника.

 

Льюис Хэмилтон после квалификации потерял десять мест на решётке – во Францию он привёз с собой штраф, полученный за инцидент на канадском пит-лейне. Хейкки Ковалайнен приехал сюда с чистой совестью, но старте всё же потерял – в субботу стюарды усмотрели помехи другим гонщикам с его стороны. Не удивительно, что "МакЛарен" так и не добралась до подиума, где в этот раз царил красный цвет.

 

Гонку выиграл, как ни странно, Фелипе Масса. Он выгодно воспользовался тем, что на середине дистанции на машине Кими Райкконена возникли проблемы с выхлопной системой и тот был вынужден скинуть скорость. Третью ступень подиума занял Ярно Трулли – в самом деле, первый подиум "Тойоты" за два сезона стал лучшим способом почтить память Ове Андерсона.

 

Здесь же Нельсиньо Пике заработал первые очки в своей карьере. Он довёз весь груз прессинга, давившего на него со всех сторон, до 7 места.

 

Двухнедельный перерыв перед Гран При Великобритании явил собой обсуждение долгосрочного будущего Формулы 1: нового регламента и вариантов снижения расходов.

 

Продолжение следует…

 

Перевод: Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru