Нельзя приготовить яичницу, не разбив яиц. Нельзя выиграть войну, если кто-то предварительно не развязал её. Нельзя стать чемпионом НБА, если ты играешь в "уличный баскетбол". Это аксиома. @Sport.ru продолжает рассуждать о деградации профессионального спорта на примере одной команды и одного сезона.

 

Пэт Райли всегда занимался одним и тем же – шокировал баскетбольную публику. Иногда на спор, как в эпоху "шоу-тайм", иногда ради собственной выгоды. Он умеет "сделать всё из чего-то, а что-нибудь – из ничего". Но последний тонкий ход старого лиса почти убил баскетбол в его классическом "академичном" понятии. По сути, игра миллионов сейчас находится в том же состоянии, что и человек, в черепе которого застряли две пули, выпущенные из "Беретты". Одно неаккуратное движение хирурга-аматора – и следующим, кто увидит пострадавшего, будет патологоанатом.

 

"Принстонское нападение", которое упорно насаждал своим командам Рик Адельман. Шикарные комбинации с двойными заслонами, ставшие визитной карточкой Дока Риверса и Рика Карлайла. Легендарные "забить за семь секунд", сделавшие имя Стиву Нэшу. Всё это намерены к чёртовой матери выбросить на свалку истории люди, не научившиеся ценить время. Теперь можно выигрывать матчи, не реализовав ни одного трёхочкового броска. Можно иметь сумасшедшее преимущество исключительно за счёт грубой силы и прямолинейности. Можно добиваться успеха благодаря судейской благосклонности и бесконечным выходам на линию штрафных бросков. Это так же пошло, как и обнажённая Мег Райан, которая была и остаётся воплощением этой самой "академичной романтики" в американской киноиндустрии. Которая, к слову, тоже уходит под откос параллельно с баскетболом.

 

"Нетрудно заметить, что чаще всего флоридцам устраивают холодный душ люди, пережившие процесс становления личности в восьмидесятых"

 

Нетрудно заметить, что чаще всего флоридцам устраивают холодный душ люди, пережившие процесс становления личности в восьмидесятых. Всё логично – тогда идеалы были совсем другими. Поколение, выросшее на музыке Кори Харта и фильмах с Томом Хэнксом, видевшее воочию "Плохих Парней" Чака Дейли и "Лейкерс" с нестареющим Каримом и невероятным Меджиком, имеет право на это. Майкл Джордан был эгоистом, каких ещё поискать, но он никогда не задумывался о том, чтобы сбежать от ответственности. Именно сбежать, а не просто уйти. Реджи Миллер, которому для попадания в большой баскетбол пришлось перебороть серьёзный недуг, никогда не обливался слезами в раздевалке после поражения в рядовом матче регулярного чемпионата. Он понимал, что нужно быть если не железным человеком, то просто мужчиной, и настраивался на следующий бой, как на последний. Сейчас это невозможно по определению. ЛеБрон и трэш-токинг? Не смешите.

 

У этой вариации "Хит" шанс выиграть чемпионство был лишь в одном случае – если бы Пэт Райли второй раз за пять лет проявил решительность, инициировав самовыдвижение на должность главного тренера. Эрик Споэльстра – это Майк Д'Энтони в негативе, и возражать бесполезно. Он может навести порядок в защите, хотя с таким защитным потенциалом, как у Джеймса и Уэйда, подобное удалось бы даже Курту Рэмбису. С атакой дела обстоят похуже. Если посадить в первый ряд "Американ Эйрлайнс Арены" парнишку с блокнотом, который будет записывать все комбинации, разыгранные баскетболистами "Майами", то итог после каждого матча будет один и тот же: блокнот останется девственно чистым. Играть исключительно от прохода лет десять назад было невозможно даже не из-за того, что защита соперника пресекала упорные попытки влезть под кольцо. Просто тогда в судейской среде не существовало понятия "если прикоснулись к звезде – немедленно свисти". Даже как-то обидно становится, ведь подобные вещи портят репутацию талантливым ребятам вроде Кевина Дюранта. Но что теперь поделаешь...

 

"Год назад многие любили приводить в пример Большое Трио из Бостона, говоря о том, что поколение Джеймса созреет для такого решения годам к тридцати"

 

Год назад многие любили приводить в пример Большое Трио из Бостона, говоря о том, что поколение Джеймса созреет для такого решения годам к тридцати. Но тогда эти рассуждения вели к тому, что в Майами, Чикаго и любом другом месте три звезды не соберутся именно летом 2010 года. Они собрались, но так и не созрели для того, чтобы стать одним целым, а не тремя дорогостоящими деталями постоянно рассыпающегося паззла. Поэтому не стоит искать причины поражения "Майами" в финале в игровой плоскости. Эта команда просто не должна была забраться так высоко. "Филадельфия" с лидером, запускающим эйрболлы из-за дуги в девяти случаях из десяти, уставший и постаревший "Бостон" без передней линии с перегруженным Кей-Джи, такой же сырой и неопытный "Чикаго", вызывавший симпатии хотя бы потому, что обойма талантливых ребят вокруг Роуза собралась без малейшего налёта скандальности. Не надо искать какую-то логику – это было стечение обстоятельств. Lucky Strike, иначе и не скажешь.

 

Выгода, полученная Пэтом Райли, похожа на спасительные таблетки со смертельным побочным эффектом. Лига получила рекордную прибыль, у голубых экранов собралась рекордная телеаудитория. Но львиная доля публики ещё не настолько деградировала, чтобы с восторгом наблюдать за перетягиванием каната, не надейтесь. Исчезновение баскетбола как эстетического удовольствия, увы, неизбежно. Даже если профсоюз игроков и ассоциация быстро найдут общий язык, и локаута не будет. Слишком плохой пример Пэт Райли подал молодым и бестолковым коллегам по амплуа. Хотя виноват ли в этом только руководитель "Хит"? Разумеется, нет.

 

Иван Манчев, @Sport.ru