Пандемия COVID-19 перевернула все сферы жизни и спорт тоже не стал исключением. Меры по социальному дистанцированию, введённые для ограничения распространения коронавируса, оказали значительное влияние на организацию и проведение спортивных событий. Пострадали все аспекты данной области: спортсмены были вынуждены брать паузу, организаторы мероприятий потеряли огромные суммы на организации событий, журналисты - лишились возможности освещать зрелищные события. И удивляться тут нечему - COVID-19 внёс огромные коррективы в спортивный календарь.

Большой спорт - это бизнес. Причём бизнес высокодоходный и именно поэтому приостановка проведения мероприятий крайне негативно сказалась на всех участниках этой бизнес-схемы. Пострадали даже беттеры и букмекеры - первые лишились возможности зарабатывать на ставках на громкие события, вторые вынуждены были оперативно переориентироваться в соответствии с запросами пользователей. Так, например, букмекеры расширили список спортивных дисциплин и ввели новые промо-коды для привлечения аудитории, такие как Welcome-бонус или бонус код. Впрочем, букмекеры как раз в сложившейся ситуации оказались в выигрыше - самоизоляция и карантин подстегнули спрос на онлайн-гемблинг и беттинг. Но больше всего пострадали организаторы спортивных матчей и сами спортивные лиги, которые, ввиду отсутствия громких мероприятий и запрета на их проведение, лишились всех трёх основных источников дохода: трансляций (продажа прав СМИ), рекламы (спонсорское и рекламное партнёрство) и дохода от матчей (продажа билетов).

Какие стратегии принимает спортивная отрасль в ответ на происходящее

Спорт, как и все остальные отрасли экономики сегодня, пытается извлечь выгоду из всплеска потребления медиа, находя новые способы вовлечения потребителей. В отсутствие живых игр это означает расширение пула контента, доступного фанатам. Например, спортивные каналы, такие как ESPN и Fox Sports, показывают классические игры, заархивированный контент, документальные фильмы, киберспорт и нишевые соревнования, стремясь заставить потребителей смотреть. Индивидуальные лиги делают то же самое. NFL делает каждую игру с 2009 года доступной для потоковой передачи по своему прямому каналу для потребителей Game Pass - стратегии, которая привела к 500-кратному увеличению ежедневных подписок на услугу.

Марк Татум, заместитель комиссара и главный операционный директор NBA, описал стратегию лиги на Всемирном экономическом форуме: "Мы запустили соревнование NBA 2K (киберспортивная форма игры), когда игроки выходят из своих домов. Мы ускорили производство, чтобы продвинуть выпуск документального фильма Майкла Джордана. Проводим карантинные вечеринки в социальных сетях с действующими и бывшими игроками, и каждый вечер показываем классические игры. Делаем всё, что нужно, чтобы продолжать привлекать наших поклонников в это время".

Долгосрочная трансформация

В долгосрочной перспективе базовая модель работы спортивных лиг должна остаться без изменений. Лиги будут по-прежнему организовываться одинаково - через соревновательный сезон заранее определённой длины, где каждая команда играет друг с другом. Однако пандемия коронавируса подчёркивает, насколько эта модель зависит от телевизионного вещания и прямой аудитории.

Вот три тенденции трансформации, которые мы должны ожидать увидеть в спортивной индустрии:

1) Увеличение потребления медиа, вызванное коронавирусом, не согласуется с традиционным вещательным телевидением, которое строит свои основные программы вокруг вечернего прайм-тайма. Это может ускорить принятие услуг D2C для распространения спортивного контента. Сервисы сейчас более привлекательны, потому что у них нет фиксированного графика и больших библиотек контента, чтобы занять людей. Потребители будут пробовать больше, и многие останутся с ними, как только пандемия стихнет, ускоряя существующий спад в кабельном телевидении.

2) Снижение рекламных доходов. Для спортивной индустрии вероятным успехом является то, что лиги будут всё чаще обращать внимание на свои собственные услуги по продаже контента, а также потенциально заключать более мелкие сделки с другими цифровыми игроками.

3) Зависимость спортивных лиг от вещателей и доходов от рекламы обнажается кризисом коронавируса. Это подчёркивает необходимость изучения более разнообразных источников. Сюда могут входить модели монетизации в реальном времени, такие как игровая аудитория (например, прямые платежи за цифровые товары, новые ракурсы камеры, комментарии фанатов и статистический анализ) и азартные игры.

Отсутствие "настоящего" спорта даёт возможность развиваться виртуальным технологиям. Спортивные лиги по всему миру уже используют киберспорт, чтобы поддерживать интерес и чувство конкуренции во время остановок. Киберспорт в последние годы значительно вырос и представляет новый способ привлечения фанатов и получения прибыли. Кроме того, технологии могут позволить фанатам испытывать игры вживую без физического присутствия. 

В эти трудные времена способность спортивных состязаний объединять людей ощущается больше, чем когда-либо. Сама отрасль может оказаться на новой территории, но при правильных стратегиях из кризиса может выйти сильной и популярной, чем когда-либо.