
07.01.2025, 20:18
Дыхание, сознание, движение: как работает метод обучения плаванию Дианы Касаткиной
Трёхкомпонентная система работы с подростками, страдающими водной тревожностью, помогает им преодолеть страх воды и начать регулярные тренировки
Источник: Sport.ru
Sport.ru / Плавание. Плавание – самый желанный вид физической активности среди россиян: по данным Минспорта, каждый пятый житель страны хотел бы ходить в бассейн. Но для многих подростков путь к тренировкам закрыт из-за водной тревожности - состояния, которое мешает чувствовать себя в бассейне уверенно. Эту проблему можно решить, если использовать в процессе обучения дыхательные упражнения, технику работы с мыслями и занятия в воде, направленные на формирование двигательных навыков, считает Диана Касаткина – старший тренер по плаванию петербургского клуба I Love Sport. Тренер давно и успешно работает с подростками с водной тревожностью, используя собственную трёхкомпонентную методику.
Недавно эксперт опубликовала книгу с описанием своей системы, основанной на научных данных и обширной тренерской практике. Методика была протестирована на 150 подростках и показала высокую эффективность: за 12 недель занятий у 87% детей значительно снизился уровень страха. Разбираемся, в чём заключается секрет эффективности подхода Дианы Касаткиной и почему его внедрение в тренерскую практику могло бы привлечь в бассейны многих подростков.
Ошибки тренеров при работе с аквафобией
Работа с подростками, которые испытывают в воде повышенную тревожность, требует от тренеров по плаванию эмпатии, индивидуального подхода, знания современной методологии. Увы, на практике это часто игнорируется. Ошибки преподавателей приводят к тому, что их ученики так и не приобретают умения плавать, а их страх перед водой лишь усиливается.
Диана Касаткина выделяет несколько ключевых ошибок, которые совершают её коллеги. Во-первых, это унифицированный подход, при котором обучение плаванию сфокусировано на освоении исключительно двигательных навыков. Для подростков, страдающих тревожностью, такая система работы неприемлема, поскольку даже базовые упражнения - задержка дыхания, погружение лица – могут спровоцировать у них сильную панику, стресс и отвращение к воде.
Во-вторых, эксперт указывает на недостаток эмпатии и эмоциональной поддержки, в которой подростки с водной тревожностью нуждаются особенно остро. Нередко страх, который ребёнок испытывает в бассейне, тренер принимает за лень или упрямство и вместо того, чтобы поговорить с учеником и успокоить его, усложняет свои требования. В итоге фобия подростка укрепляется.
В-третьих, часто инструкторы занимаются с подростками, не имея даже базовых научных знаний по нейрофизиологии и психологии.
"Чтобы помочь своему подопечному преодолеть аквафобию, тренер должен понимать механизмы, лежащие в её основе. Например, важно знать, что сильный страх активирует центр тревоги в мозге – амигдалу. Это вызывает выброс адреналина, учащённое сердцебиение и поверхностное дыхание", – говорит Диана Касаткина.
Сложность работы над преодолением водной тревожности у подростков заключается в том, что к 12 годам эмоциональные реакции становятся более устойчивыми, и негативный опыт глубже фиксируется в памяти. Поэтому нехватка компетентности у тренера зачастую приводит к тому, что подросток навсегда отказывается от мечты научиться плавать, даже если физически совершенно к этому готов.
Суть интегрированной методики коррекции водной тревожности у подростков
Учитывая эти типичные ошибки, Диана Касаткина создала комплексный и научно обоснованный метод обучения плаванию подростков с водной тревожностью. Её подход строится на нескольких важных блоках: перестройке мышления, приобретении навыков контроля за своим телом и постепенном освоении воды, или градуированной экспозиции.
Первый этап работы направлен на снижение физиологического напряжения. Касаткина предлагает использовать две хорошо известные дыхательные техники: дыхание по принципу "4–7–8" помогает путём удлинения вдоха успокоить нервную систему, а диафрагмальное дыхание (дыхание животом) – изменить поверхностную модель дыхания, характерную для тревожных людей.
Следующий аспект - развитие умения чувствовать своё тело и отслеживать уровень тревоги.
"Цель – научить подростка осознавать напряжение, особенности своего дыхания, сердцебиения, не поддаваясь панике. Специальная техника "сканирования тела" помогает отстраниться от паники и просто наблюдать за своими ощущениями", – объясняет автор методики.
Сканирование тела и простая шкала тревоги от 0 до 10 помогают фиксировать динамику и видеть реальные изменения состояния. Для тренеров, которым нужна объективная статистика, используются проверенные опросники, такие как FWAQ (опросник страха воды) и BOS (шкала наблюдения за поведением).
В структуру занятий тренер также встраивает такой важнейший пункт, как когнитивная работа или работа с мыслями, адаптируя её под водную среду. Подросток учится распознавать автоматические пугающие мысли, например "Я утону", оспаривая их путём проверки на соответствие фактам.
Завершающий элемент методики – градуированная экспозиция, когда тренер помогает своему ученику постепенно освоиться в воде. Начинаться этот этап может аудио- или визуальным привыканием к бассейну, а завершаться – самостоятельным плаванием, в процессе которого подросток полностью контролирует своё состояние.
По мнению Дианы Касткиной, работая по методике, необходимо помнить, что каждый шаг вперёд совершается только тогда, когда предыдущий этап полностью освоен и подросток ощущает себя уверенно. Критерий перехода на следующий уровень – снижение субъективной тревоги до 3–4 баллов из 10.
Как метод работает на практике
Свою методику Диана Касаткина разрабатывала и совершенствовала в течение 5 лет. Её эффективность она смогла оценить на примере 150 подростков, которых обучала плавать в спортивных клубах, инклюзивных центрах и в частном порядке. Подавляющее большинство из них успешно освоили навыки плавания, но что ещё важнее – у 87% участников всего за 12 недель занятий значительно снизился уровень страха.
Каждый из этих 150 случаев был непохож на другие и требовал адаптации протокола в зависимости от исходных данных ученика, уровня его тревожности, наличия травматического опыта, а также конечной цели - преодоления страха или перехода к спортивному плаванию. В своей книге "Методика коррекции водной тревожности у подростков 12–18 лет" эксперт описывает несколько историй своих воспитанников, которые при всех индивидуальных различиях представляют типичные случаи водной тревожности.
Одним из её учеников, рассказывает Диана Касаткина, был 15-летний Максим – мальчик страдал умеренной водной фобией (52 балла по специальной шкале) и испытывал панические реакции при попытке зайти в бассейн. Работая с ним по своему протоколу, тренер использовала такие инструменты, как психообразование (объяснение физиологии страха), дыхательные упражнения "4-7-8" для снижения гипервозбуждения, когнитивное переструктурирование и постепенную экспозицию - от сидения у бортика до горизонтального положения в воде.
"Когда Максим увидел, что его катастрофические мысли о возможности утонуть не подтверждаются на практике, его тревога резко снизилась. Через восемь недель он уже уверенно плыл и воспринимал воду как безопасную и контролируемую среду, – рассказывает тренер. – Его тревожность снизилась на 65% - до 18 баллов, что считается нормой".
У другой ученицы, 13-летней Виктории, исходные данные были ещё сложнее – девочка пришла на занятия с тяжёлой водной фобией (74 балла), сформировавшейся в результате травмирующего опыта, когда она чуть не утонула. Само слово "бассейн" вызывало у Виктории тревогу. Поэтому первоочередной задачей стало восстановление эмоционального контроля – под руководством тренера девочка пыталась осознать механизмы реакции мозга на травму и освоить дыхательные техники. Для работы с глубокой травмой использовался особый подход, при котором главной задачей было вернуть подростку чувство контроля и безопасности. Лишь затем наступил этап градуированной экспозиции – сначала Виктория привыкала к звукам бассейна, потом зашла в раздевалку, сделала первый шаг к бортику, наконец погрузила в воду ноги по щиколотку. На восьмой неделе девочка впервые коснулась водой лица - это был ключевой момент, после чего её тревога начала угасать. К завершению программы её страх снизился до 41 балла. Виктория перестала воспринимать воду как источник угрозы и спокойно участвовала в школьных занятиях в бассейне.
Ещё один типичный случай – история 14-летнего Данилы: подросток умел плавать и не боялся воды, однако при попытках ускориться начинал испытывать панику. По сути, у мальчика не было фобии, его тревожность усиливалась при нагрузке. Занятия с Данилой тренер начала с обсуждения различий между паникой и нормальным спортивным возбуждением. Затем была работа с когнитивными якорями, формирование навыков управления дыханием, постепенное повышение скорости от 50% до максимума. После этого Данила подключился к тренировкам команды и впервые проплыл спринт без срыва дыхания. Через несколько недель он уже мог стабильно выдерживать соревновательную нагрузку, сохраняя контроль, и чувствовал себя полноценным членом команды. Интересно, что Данила научился управлять своими реакциями не только в воде, но и в других стрессовых ситуациях, например, на экзаменах.
Адаптивность – одно из важнейших достоинств методики Дианы Касаткиной. Нейрофизиологическая поддержка и поведенческая экспозиция – обязательные элементы протокола, однако тренер имеет возможность выбирать, какой компонент усилить в зависимости от состояния конкретного подростка – когнитивный, травма-информированный или спортивно-психологический.
Водная тревожность, свойственная многим подросткам – серьёзный барьер на пути к активному образу жизни, регулярным тренировкам и уверенности в себе. Диана Касаткина предлагает оригинальный, научно обоснованный, отшлифованный годами практики протокол, благодаря которому подростки учатся управлять своими эмоциями, контролировать тело и побеждать страх. Интегрированный подход петербургского специалиста открывает подросткам доступ к одному из самых полезных и гармоничных видов физической активности, а тренерам даёт эффективный инструмент для решения социально значимой проблемы.
Мария Шeнбeргeр, Sport.ru
Недавно эксперт опубликовала книгу с описанием своей системы, основанной на научных данных и обширной тренерской практике. Методика была протестирована на 150 подростках и показала высокую эффективность: за 12 недель занятий у 87% детей значительно снизился уровень страха. Разбираемся, в чём заключается секрет эффективности подхода Дианы Касаткиной и почему его внедрение в тренерскую практику могло бы привлечь в бассейны многих подростков.
Ошибки тренеров при работе с аквафобией
Работа с подростками, которые испытывают в воде повышенную тревожность, требует от тренеров по плаванию эмпатии, индивидуального подхода, знания современной методологии. Увы, на практике это часто игнорируется. Ошибки преподавателей приводят к тому, что их ученики так и не приобретают умения плавать, а их страх перед водой лишь усиливается.
Диана Касаткина выделяет несколько ключевых ошибок, которые совершают её коллеги. Во-первых, это унифицированный подход, при котором обучение плаванию сфокусировано на освоении исключительно двигательных навыков. Для подростков, страдающих тревожностью, такая система работы неприемлема, поскольку даже базовые упражнения - задержка дыхания, погружение лица – могут спровоцировать у них сильную панику, стресс и отвращение к воде.
Во-вторых, эксперт указывает на недостаток эмпатии и эмоциональной поддержки, в которой подростки с водной тревожностью нуждаются особенно остро. Нередко страх, который ребёнок испытывает в бассейне, тренер принимает за лень или упрямство и вместо того, чтобы поговорить с учеником и успокоить его, усложняет свои требования. В итоге фобия подростка укрепляется.
В-третьих, часто инструкторы занимаются с подростками, не имея даже базовых научных знаний по нейрофизиологии и психологии.
"Чтобы помочь своему подопечному преодолеть аквафобию, тренер должен понимать механизмы, лежащие в её основе. Например, важно знать, что сильный страх активирует центр тревоги в мозге – амигдалу. Это вызывает выброс адреналина, учащённое сердцебиение и поверхностное дыхание", – говорит Диана Касаткина.
Сложность работы над преодолением водной тревожности у подростков заключается в том, что к 12 годам эмоциональные реакции становятся более устойчивыми, и негативный опыт глубже фиксируется в памяти. Поэтому нехватка компетентности у тренера зачастую приводит к тому, что подросток навсегда отказывается от мечты научиться плавать, даже если физически совершенно к этому готов.
Суть интегрированной методики коррекции водной тревожности у подростков
Учитывая эти типичные ошибки, Диана Касаткина создала комплексный и научно обоснованный метод обучения плаванию подростков с водной тревожностью. Её подход строится на нескольких важных блоках: перестройке мышления, приобретении навыков контроля за своим телом и постепенном освоении воды, или градуированной экспозиции.
Первый этап работы направлен на снижение физиологического напряжения. Касаткина предлагает использовать две хорошо известные дыхательные техники: дыхание по принципу "4–7–8" помогает путём удлинения вдоха успокоить нервную систему, а диафрагмальное дыхание (дыхание животом) – изменить поверхностную модель дыхания, характерную для тревожных людей.
Следующий аспект - развитие умения чувствовать своё тело и отслеживать уровень тревоги.
"Цель – научить подростка осознавать напряжение, особенности своего дыхания, сердцебиения, не поддаваясь панике. Специальная техника "сканирования тела" помогает отстраниться от паники и просто наблюдать за своими ощущениями", – объясняет автор методики.
Сканирование тела и простая шкала тревоги от 0 до 10 помогают фиксировать динамику и видеть реальные изменения состояния. Для тренеров, которым нужна объективная статистика, используются проверенные опросники, такие как FWAQ (опросник страха воды) и BOS (шкала наблюдения за поведением).
В структуру занятий тренер также встраивает такой важнейший пункт, как когнитивная работа или работа с мыслями, адаптируя её под водную среду. Подросток учится распознавать автоматические пугающие мысли, например "Я утону", оспаривая их путём проверки на соответствие фактам.
Завершающий элемент методики – градуированная экспозиция, когда тренер помогает своему ученику постепенно освоиться в воде. Начинаться этот этап может аудио- или визуальным привыканием к бассейну, а завершаться – самостоятельным плаванием, в процессе которого подросток полностью контролирует своё состояние.
По мнению Дианы Касткиной, работая по методике, необходимо помнить, что каждый шаг вперёд совершается только тогда, когда предыдущий этап полностью освоен и подросток ощущает себя уверенно. Критерий перехода на следующий уровень – снижение субъективной тревоги до 3–4 баллов из 10.

Как метод работает на практике
Свою методику Диана Касаткина разрабатывала и совершенствовала в течение 5 лет. Её эффективность она смогла оценить на примере 150 подростков, которых обучала плавать в спортивных клубах, инклюзивных центрах и в частном порядке. Подавляющее большинство из них успешно освоили навыки плавания, но что ещё важнее – у 87% участников всего за 12 недель занятий значительно снизился уровень страха.
Каждый из этих 150 случаев был непохож на другие и требовал адаптации протокола в зависимости от исходных данных ученика, уровня его тревожности, наличия травматического опыта, а также конечной цели - преодоления страха или перехода к спортивному плаванию. В своей книге "Методика коррекции водной тревожности у подростков 12–18 лет" эксперт описывает несколько историй своих воспитанников, которые при всех индивидуальных различиях представляют типичные случаи водной тревожности.
Одним из её учеников, рассказывает Диана Касаткина, был 15-летний Максим – мальчик страдал умеренной водной фобией (52 балла по специальной шкале) и испытывал панические реакции при попытке зайти в бассейн. Работая с ним по своему протоколу, тренер использовала такие инструменты, как психообразование (объяснение физиологии страха), дыхательные упражнения "4-7-8" для снижения гипервозбуждения, когнитивное переструктурирование и постепенную экспозицию - от сидения у бортика до горизонтального положения в воде.
"Когда Максим увидел, что его катастрофические мысли о возможности утонуть не подтверждаются на практике, его тревога резко снизилась. Через восемь недель он уже уверенно плыл и воспринимал воду как безопасную и контролируемую среду, – рассказывает тренер. – Его тревожность снизилась на 65% - до 18 баллов, что считается нормой".
У другой ученицы, 13-летней Виктории, исходные данные были ещё сложнее – девочка пришла на занятия с тяжёлой водной фобией (74 балла), сформировавшейся в результате травмирующего опыта, когда она чуть не утонула. Само слово "бассейн" вызывало у Виктории тревогу. Поэтому первоочередной задачей стало восстановление эмоционального контроля – под руководством тренера девочка пыталась осознать механизмы реакции мозга на травму и освоить дыхательные техники. Для работы с глубокой травмой использовался особый подход, при котором главной задачей было вернуть подростку чувство контроля и безопасности. Лишь затем наступил этап градуированной экспозиции – сначала Виктория привыкала к звукам бассейна, потом зашла в раздевалку, сделала первый шаг к бортику, наконец погрузила в воду ноги по щиколотку. На восьмой неделе девочка впервые коснулась водой лица - это был ключевой момент, после чего её тревога начала угасать. К завершению программы её страх снизился до 41 балла. Виктория перестала воспринимать воду как источник угрозы и спокойно участвовала в школьных занятиях в бассейне.
Ещё один типичный случай – история 14-летнего Данилы: подросток умел плавать и не боялся воды, однако при попытках ускориться начинал испытывать панику. По сути, у мальчика не было фобии, его тревожность усиливалась при нагрузке. Занятия с Данилой тренер начала с обсуждения различий между паникой и нормальным спортивным возбуждением. Затем была работа с когнитивными якорями, формирование навыков управления дыханием, постепенное повышение скорости от 50% до максимума. После этого Данила подключился к тренировкам команды и впервые проплыл спринт без срыва дыхания. Через несколько недель он уже мог стабильно выдерживать соревновательную нагрузку, сохраняя контроль, и чувствовал себя полноценным членом команды. Интересно, что Данила научился управлять своими реакциями не только в воде, но и в других стрессовых ситуациях, например, на экзаменах.
Адаптивность – одно из важнейших достоинств методики Дианы Касаткиной. Нейрофизиологическая поддержка и поведенческая экспозиция – обязательные элементы протокола, однако тренер имеет возможность выбирать, какой компонент усилить в зависимости от состояния конкретного подростка – когнитивный, травма-информированный или спортивно-психологический.
Водная тревожность, свойственная многим подросткам – серьёзный барьер на пути к активному образу жизни, регулярным тренировкам и уверенности в себе. Диана Касаткина предлагает оригинальный, научно обоснованный, отшлифованный годами практики протокол, благодаря которому подростки учатся управлять своими эмоциями, контролировать тело и побеждать страх. Интегрированный подход петербургского специалиста открывает подросткам доступ к одному из самых полезных и гармоничных видов физической активности, а тренерам даёт эффективный инструмент для решения социально значимой проблемы.
Мария Шeнбeргeр, Sport.ru
Комментарии