С небольшим опозданием наш сайт начинает обозревать события одной из наиболее престижнейших велогонок UCI World Tour, легендарной Tour de France. И для начала @Sport.ru предлагает рассмотреть в деталях нелёгкий путь, который велогонщикам придётся проделать от Льежа до Парижа. Впрочем, часть его уже пройдена...

"Большая петля" берёт свой старт уже в 99 раз. Причём старт гонки начался, как и в 2010 году, не на территории Франции. В этой статье мы попробуем представить вам, уважаемые читатели, каждый из этапов знаменитой гонки. А в последующих материалах остановимся на каждой из команд, которые принимают участие в Туре Франции, и представим всех велогонщиков. Даже тех, которые не являются претендентами на победу ни в одной из номинаций. Всё-таки работа "грегари" тоже очень почётна. Да, она зачастую незаметна, но без их вклада ни один капитан команды не смог бы реально претендовать на победу в Гранд Туре. В общем, мы начинаем с представления самой гонки.

 

Итак, Tour de France 2012 по сравнению прошлогодним Туром увеличился в дистанции. Если годом ранее гонщики проехали 3430 километров за 21 день, то сейчас их ждёт 3497 километров по дорогам Бельгии, Швейцарии и Франции.

 

Пролог. 30 июня. Льеж – Льеж (6,4 км)

 

Все три Гранд Тура в этом сезоне начинаются с коротеньких гонок с раздельным стартом. Хотя есть одно отличие: Джиро и Тур взяли старт с индивидуальных разделок, а Вуэльта начнётся с командной разделки. Но это не так важно. Пролог он на то и пролог, чтобы просто начать повествование.

 

По большому счёту, каждому из гонщиков в первый день Тур де Франс пришлось прокатиться максимум 10 минут. Всё-таки дистанция совсем уж короткая. Да ещё и ехать по равнине, без серьёзных горовосхождений. Вот попозже будут совсем другие разделки, которые и станут настоящим испытанием для претендентов на жёлтую майку лидера этой веломногодневки.

 

На Туре-2012 лучшим в прологе стал швейцарец Фабиан Канчеллара. Ему уже не привыкать выигрывать напряжённые гонки с раздельным стартом. Ближайшие преследователи показали результаты, худшие на семь секунд.

 

Этап №1. 1 июля. Льеж – Серен (198 км)

 

В принципе, равнинный этап, но совсем уж простым его трудно назвать. Всё-таки гонщикам придётся одолеть одну гору пятой категории и четыре горы четвёртой категории. Хотя кататься по невысоким Арденнам, думаю, одно удовольствие по сравнению с тем, что ждёт гонщиков в Альпах и Пиренеях.

 

Победитель пролога едва не зацепился за победу и на первом этапе, но не сложилось. Лучшим был Петер Саган - одно из главных открытий велосезона, которого некоторые обозреватели неустанно называют словенцем, а не словаком.

 

Этап №2. 2 июля. Визе – Турне (207,5 км)

 

А вот этап под номером "2" - первый чисто равнинный этап Тура 2012. Чуть больше двух сотен километров (или 5 часов езды на велосипеде) по прекрасной Валлонии. Финиш в столице Меровингов - древнейшем Турне. Что может быть лучше?

 

Было вполне предсказуемо, что этот этап выиграет кто-то из классических спринтеров. Так и вышло. Марк Кавендиш в последний момент обошёл Андре Грайпеля. А в целом финиш был ожидаемо плотным. 

 

Этап №3. 3 июля. Орши – Булонь (197 км)

 

Первый этап Tour de France 2012, который возьмёт свой старт непосредственно на территории Франции. Гонщикам в этот раз придётся проехаться по древнему Артуа. Уж простите, уважаемые читатели, но я воспитан на книгах, в том числе, и Мориса Дрюона ("Проклятые короли"). А потому этот край для меня имеет особое значение благодаря персоне того же Робера Артуа из романа "Лилия и лев". Простите, отвлёкся. Вернёмся к гонке. Этот этап чем-то похож на первый. Тоже, в принципе, равнинный, но перед финишем в Булони спортсменам таки придётся поработать в гору.    

 

Этап №4. 4 июля. Абвиль – Руан (214,5 км)

 

После небольшой нагрузки велогонщиков вновь ожидает равнинный этап. На котором, однако, их таки ждёт четыре подъёма четвёртой категории. А финиширует заезд в городе, знаменитом, в первую очередь сожжением Жанны д'Арк и Руанским собором (читали же "Мадам Бовари" Гюстава Флобера?).

 

Этап №5. 5 июля. Руан – Сен-Кантэн (196,5 км)

 

Чисто спринтерский этап. Спортсменам, которые претендуют на майку "Горного короля" здесь попросту нечего делать. Как, в принципе, и остальным. Кроме, как я уже сказал, спринтеров. Не исключаю, что именно в Сен-Кантэне британец Марк Кэвэндиш сравняется по количеству побед на этапах Тура Франции с Лэнсом Армстронгом. Посмотрим, сбудется ли мой прогноз.

 

Этап №6. 6 июля. Эперне – Метц (207,5 км)

 

Последний равнинный этап перед заездом в настоящие горы. Примерно за 60 километров до финиша гонщикам придётся одолеть гору четвёртой категории, а затем начнётся отдых для фаворитов генеральной классификации и работа для спринтеров.

 

Этап №7. 7 июля. Томблен – Планш-де-Бель-Фий (199км)

 

Тур де Франс переезжает в предгорья Альп. Если быть точным, то эти горы именуются Вогезы. И этот этап должен стать первым довольно серьёзным испытанием для тех спортсменов, которые имеют амбиции на данном Гранд Туре. Две горы третьей категории и финальный шестикилометровый подъём в гору с максимальным градиентом 14 – это уже довольно серьёзное испытание.  

 

Этап №8. 8 июля. Бельфор – Поррентрюи (157,5 км)

 

На восьмом этапе велосипедистов ждут очередные предгория Альп. На сей раз горная цепь под названием Юра. Этап, надо сказать, ещё более сложный, чем тот, который был днём ранее. Здесь спортсменов ждёт и первая на туре гора первой категории – Коль де ла Круа. Достойная концовка первой недели "Большой петли"!

 

Этап №9. 9 июля. Арк-э-Сенан – Безансон (41,5 км)

 

Нет, всё-таки я ошибся с тем, что в Поррентрюи закончатся мучения велогонщиков на первой неделе соревнований. Ведь 9 июля их ждёт первая очень серьёзная разделка: 41 километр по весьма пересечённой местности. А ведь ноги у спортсменов ещё не успели отдохнуть от Коль де ла Круа. Тут можно ожидать весьма серьёзные перестановки в генеральной классификации. И только после этой тяжелейшей разделки гонщиков ждёт долгожданный день отдыха.

 

Этап №10. 11 июля. Макон – Бельгар-сюр-Вальсерин (194,5 км)

 

Первый "королевский " этап Тура. Почти 200 километров в Альпах. Восхождение на знаменитый полуторакилометровый Коль дю Гран Коломбье. Это будет очень тяжело.

 

Этап №11. 12 июля. Альбервиль – Ле-Сибель (148 км)

 

Старт в столице Олимпийских игр 1992 года. Подъёмы на двухкилометровые Коль де ла Мадлен и Коль де ла Круа де Фер (самая высокая гора в Альпийской части "Большой петли" 2012). Финиш в ещё одну гору первой категории. Это всё – 11 этап Тур де Франс.

 

Этап №12. 13 июля. Сен-Жан-де-Морьен – Анноне (226 км)

 

Мы покидаем кому гостеприимные, а кому и не очень Альпы, и потихоньку спускаемся на равнинный Лангедок. Но всё равно в начале этапа гонщикам придётся очень тяжко поработать: их ждёт две горы первой категории. Зато после этого их ожидает долгожданный отдых.

 

Этап №13. 14 июля. Сен-Поль-Труа-Шато –  Кап д'Агд (217 км)

 

Отдых, к слову, можно организовать и не совсем обычный. Ведь, как известно, в средиземноморском городе Кап д'Агд находится один из самых известных пляжей для нудистов:) Тут самое главное – не опростоволоситься, как это сделали герои из известной молодёжной комедии "Евротур":) 

 

Этап №14. 15 июля. Лиму – Фуа (191 км)

 

Спортсмены покидают гостеприимное средиземноморское побережье и отправляются в Пиренеи, где 15 июля их ожидает ещё один весьма сложный горный этап. Хотя "королевским" его трудно назвать, но парочка гор первой категории в маршруте таки будет присутствовать. В общем, данный этап можно назвать репетицией перед главными баталиями.

 

Этап №15. 16 июля. Саматан – По (158,5 км)

 

Равнинный этап. А заодно и одна из последних битв (наверное, предпоследняя) спринтеров на Туре. Генеральщики в этот день будут отдыхать. На следующий же день отдыхать будут вообще все. Чтобы 18 июля быть в тонусе.

 

Этап №16. 18 июля. По – Баньер-де-Люшон (197 км)

 

Ведь в этот день решится очень многое. "Королевский" этап. Две горы первой категории: Коль де Аспен и Коль де Пересурд. Две горы высшей категории: Коль де Обеск и Коль дю Тюрмале. Коль дю Тюрмале, к слову, самая высокая гора на этом туре - 2115 метров.  

 

Этап №17. 19 июля. Баньер-де-Люшон – Перагюд (143,5 км)

 

После такого сложного этапа, который состоялся днём ранее, спортсменов ожидает последний горный этап. Он, к слову, будет немного полегче. "Только" одна гора высшей категории, две горы первой и одна – второй. Вот только сомневаюсь, что гонщикам от этого будет намного легче. На фоне усталости вчерашнего дня.

 

Этап №18. 20 июля. Бланьяк – Брив-ла-Гайярд (222,5 км)

 

Вполне возможно, в этот день у спринтеров будет последняя возможность решить, кому из них достанется зелёная майка лидера спринтерской номинации.

 

Этап №19. 21 июля. Бонневаль – Шартр (53,5 км)

 

На этой тяжелейшей индивидуальной разделке должны сняться последние вопросы касательно жёлтой майки победителя Тур де Франс 2012.

 

Этап №20. 22 июля. Рамбуйе – Париж (120 км)

Этап дружбы с финишем на Елисейских Полях. На нём уже редко что-то решается. Ведь судьба жёлтой и белой маек определилась 21 июля, а зелёной и гороховой, скорее всего, 20 числа.

Сергей Тютин, @Sport.ru

Sport.ru