Сегодня исполнилось бы 73 восьмому чемпиону мира по шахматам Михаилу Талю. Sport.ru вспоминает заслуженного мастера спорта СССР и рассказывает подробности его биографии.

Михаил Нехемьевич Таль родился 9 ноября 1936 в городе Рига, умер 28 июня 1992 в Москве — советский шахматист, восьмой чемпион мира по шахматам (1960—1961), международный гроссмейстер (1957), заслуженный мастер спорта СССР (1960), шестикратный чемпион СССР (1957, 1958, 1967, 1972, 1974, 1978), журналист, главный редактор журнала "Шахс" (1960—1970).

В шахматы научился играть в 10 лет. Совершенствовался в шахматном кружке рижского Дворца пионеров. В 13 лет — участник юношеской сборной команды Латвийской ССР; в 17 — чемпион республики. На командном чемпионате СССР (1953) разделил 1—2-е место на 2-й доске и получил право на матч за звание мастера спорта СССР, который выиграл (1954) у многократного чемпиона Белоруссии В. Сайгина. В 1955 занял 1-е место в полуфинале 23-го чемпионата СССР и дебютировал (1956) во всесоюзном первенстве: 5—7-е место.

В 1957 Таль добился крупного успеха в 24-м чемпионате страны — завоевал звание чемпиона. Игру нового чемпиона отличали не только высокая результативность, но и необычайно агрессивный стиль игры, быстрота и точность расчёта вариантов, риск (на грани блефа!), возведённый в принцип игры. Последующие выступления Таля — первенство мира среди студентов (1957) и чемпионат Европы (1957) — также прошли успешно. 25-й чемпионат страны (1958) вновь завершился победой Таля, который завоевал право участия в межзональном турнире ФИДЕ (Порторож), где также одержал победу (1958). Право бороться за звание чемпиона мира Таль подтвердил на 13-й олимпиаде в Мюнхене, показав абсолютно лучший результат: 13½ очков из 15 (1958), 26 чемпионате СССР в 1959 (2-3-е место) и на международном турнире в Цюрихе — 1-е место, 1959. В турнире претендентов (Блед - Загреб - Белград (Югославия), 1959) Таль одержал победу (20 из 28-и, Таль выиграл микроматчи у Смыслова, Глигорича, Фишера, Ф. Олафссона и Бенко, сыграл вничью с Петросяном и проиграл микроматч только Паулю Кересу)и завоевал право на матч с чемпионом мира.

Любопытно, что до матча на первенство мира Таль не сыграл с Ботвиннником ни одной партии. Матч с М. Ботвинником в Москве завершился победой Таля (6:2 без учета ничьих), который стал самым молодым в истории шахмат чемпионом мира. В качестве чемпиона Таль выступил на 14-й олимпиаде в Лейпциге (1960) и победил на международном турнире в Стокгольме (1961). В матче-реванше Таль уступил отлично игравшему Ботвиннику (проиграл 10 партий, выиграл лишь 5). Несмотря на неудачу в матче, Таль продолжал борьбу за высший шахматный титул: турнир претендентов на острове Кюрасао — 7—8-е место (1962; выбыл по болезни) и Монпелье — 4—5-е (1985); межзональные турниры — Амстердам (1964) — 1—4-е, Биль(1976)- 2—4,Рига (1979) — 1-е, Москва (1982) — 3—4-е, Таско (1985) — 3-е, Суботица (1987) — 4—5-е. В матчевой борьбе Таль выступал с относительным успехом. В цикле 1964-1966 он последовательно выиграл (1965) матчи претендентов у Л. Портиша и Б. Ларсена, в финальном матче проиграл Б. Спасскому. В последующих циклах борьбы за звание чемпиона мира Таль также выступал в матчах претендентов: четвертьфинальный матч со С. Глигоричем был выигран, полуфинальный с традиционно «неудобным» В. Корчным (1968 — проигран); четвертьфинальный Л. Полугаевскому (1980 проиграл, не одержав ни одной победы), дополнительный матч за 4-е место с Я. Тимманом — Монпелье (1985) (по дополнительным показателям в полуфинальный матч претендентов допущен Тимман).

Лучшие результаты Таля в чемпионатах СССР: 2—3-е место (1962 и 1971), 3-е (1964), 1—2-е (1967, 1974 и 1978), 1-е (1972), 2—5-е место (1975). Всего он завоевал звание чемпиона страны 6 раз. Ряд побед Таль одержал в международных соревнованиях: Блед (1961), Мишкольц (1963), Гастингс, Рейкьявик и Кисловодск (1964), Пальма (о. Мальорка; 1966), Гори (1968), Сухуми (1972), Вейк-ан-Зее, Таллин и Сочи (1973), Люблин, Галле и Нови-Сад (1974), Таллин и Сочи (1977), Малага (1979), Кёльн — Порц, Ереван и Сочи (1982), разделил 1—2-е место — Сараево (1966), Тбилиси (1969 и 1986), Таллин (1971), Дубна (1973), Ленинград (1977), Монреаль (1979), Львов (1981), Москва (1982), Таллин (1983), Албена (1984), Юрмала (1985), разделил 1—4-е место — Гастингс (1974) и Юрмала (1987), 1—3-е — Западный Берлин (1986).

Лучше всех чемпионов мира выступал на Всемирных шахматных олимпиадах. В составе сборных команд страны Таль 8 раз становился победителем Всемирных олимпиад, занимая, как правило, первое место на своей доске; трижды показывал абсолютно лучший результат на олимпиадах, участвовал в матчах с командой избранных шахматистов мира (1970 Белград— 9-я (ничья с Найдорфом: +1 — 1 =2) и 1984. Лондон — 7-я доска (выиграл у Нанна и сделал ничьи с Нанном и Чандлером). Он — 6-кратный чемпион Европы и 3-кратный чемпион мира среди студентов в командном зачёте. Выиграл 1-й неофициальный чемпионат мира по молниеносной игре (1988). Свою последнюю официальную партию Таль сыграл уже будучи тяжело больным — на турнире в Испании против Владимира Акопяна. Эту партию Таль выиграл.

"Свою последнюю официальную партию Таль сыграл уже будучи тяжело больным — на турнире в Испании против Владимира Акопяна. Эту партию Таль выиграл"

Величайший гений комбинационной игры (наряду с Алехиным). Таль превыше всего ценил инициативу и живую фигурную игру, возможность нарушить равновесие и пуститься в плавание по «бурному морю», где ничего заранее не было предопределено и где Таль рисковал не меньше противника. Комбинации Таля возникали не на «пустом месте», а основывались на здоровой позиционной основе (иначе Таль не побеждал бы в прекрасном стиле ни Ботвинника, ни Смыслова, ни Петросяна, ни других великих стратегов). Комбинационное зрение Таля было феноменальным, а его фантазия поистине неистощимой — при этом не обходилось без некоторой доли везения, присущей гениям. Не случайно среди многочисленных прозвищ Таля ("Волшебник из Риги", "Шахматный кудесник", "Романтик", "Шахматный корсар", "Шахматный Моцарт" и т. п.) было и такое, как "Счастлив Счастливкович Счастливцев".

Наверное, ни один из его современников не пожертвовал противникам столько ферзей, фигур и пешек, сколько Таль. Ничьи другие партии не вызывали столько волнения (у зрителей) и столько восхищения (у всех, кто эти партии потом разбирал), ничей другой стиль не привлекал в шахматы столько поклонников и последователей. Таль не был дебютным теоретиком, но блестяще ориентировался в новинках дебютной моды (не случайно его включали в состав тренерских команд, — он помогал Карпову в подготовке к несостоявшемуся матчу с Фишером, был в команде Карпова на матче против В.Корчного в Багио). Обладал великолепной эндшпильной техникой. Один из крупнейших художников в истории шахмат, великий мастер интуитивной жертвы. Многие комбинации Таля были впоследствии опровергнуты в кабинетной тиши, но за доской это удавалось немногим.К большому сожалению, в 1961 году его здоровье пошатнулось, и в дальнейшем его преследовали периодические срывы в ответственных матчах и турнирах.

Шахматное творчество Таля эволюционировало от острокомбинационного до универсального стиля. Если молодой Таль придавал особое значение интуитивной оценке позиции, необходимости творческого риска в сложной игре (многие жертвы, по его мнению, вообще не нуждаются в конкретном расчёте; достаточно взгляда на возникающую позицию, чтобы убедиться в том, что жертва правильна), то более позднюю игру Таля отличали глубина идей, высокое техническое мастерство, умение проводить на практике цельные стратегические планы.

Особо хочется отметить Михаила Таля как человека, обладавшего искромётным чувством юмора. Его журналистские статьи, репортажи и интервью, умение импровизировать на ходу принесли ему всеобщие симпатии. Таль охотно откликался на приглашения сыграть с молодёжью (турниры гроссмейстеров против молодых мастеров, Турниры дворцов пионеров, где он возглавлял команду Рижского дворца и давал сеансы командам ребят из других дворцов, играл партию по переписке с читателями "Пионерской правды" и т. п.), участвовал во всевозможных экспериментах, где учёным нужен был "готовый на всё" гроссмейстер (игра с загипнотизированным, игра с сумасшедшим и т. п.). За достижения в области шахмат награждён орденом "Дружбы народов" (1981) и "Знак почёта" (1960).

Шахматное творчество Таля эволюционировало от острокомбинационного до универсального стиля. Если молодой Таль придавал особое значение интуитивной оценке позиции, необходимости творческого риска в сложной игре (многие жертвы, по его мнению, вообще не нуждаются в конкретном расчёте; достаточно взгляда на возникающую позицию, чтобы убедиться в том, что жертва правильна), то более позднюю игру Таля отличали глубина идей, высокое техническое мастерство, умение проводить на практике цельные стратегические планы. Особо хочется отметить Михаила Таля как человека, обладавшего искромётным чувством юмора. Его журналистские статьи, репортажи и интервью, умение импровизировать на ходу принесли ему всеобщие симпатии.

В одном из интервью Михаилу Талю задали вопрос: "Если я выиграю 10 партий у Роберта Фишера и 10 партий у Михаила Таля, на какой разряд я могу рассчитывать? Сейчас у меня третий" - Если Вы выиграете 10 партий у Фишера, то я с Вами играть не буду"...

Максим Кретов,Sport.ru

Sport.ru