Добро пожаловать в страну киви! В самом конце местной зимы Чемпионат Мира по ралли приехал в Новую Зеландию. После немыслимых трамплинов ралли тысячи озер и чрезвычайно опасных асфальтовых дорожек танкового полигона Баумхольдер в Германии маршрут предстоящего этапа может показаться легкой прогулкой для экипажей раллийных машин.

 

Но взглянем для начала на чемпионат мира немного шире. Не переживает ли мировое ралли кризис? На смену шести-семи заводским командам начала тысячелетия пришло сражение всего двух марок, причем одна берет чаще числом, а другая молиться на великолепного француза, ибо найти равнозначную замену ему сейчас просто нереально. Да, есть еще "Субару", которая регулярно пытается добраться до подиума и "Сузуки". Ситуация с последними лучше всего иллюстрирует происходящее.

 

В регламенте четко прописано, что производитель имеет право всего лишь раз за сезон вносить изменения в конструкцию автомобиля. Японцам же позволили уже вторично попытаться улучшить своенравное поведение строптивой машины путем хирургического вмешательства. Не сигнал ли это о попытке всеми силами удержать четвертого производителя?

 

Хотя, основным гоночным сериям, проводимым под руководством ФИА не привыкать к подобного рода вольностям с регламентом. Взять к примеру тот же Чемпионат Мира легковых автомобилей, известный как WTCC. Вот где процветает правило не то что двойных, а многомерных стандартов. Чего стоит только разрешение на выступление знаменитого прототипа "Lada 110".

 

Неофициальное правило Чемпионатов Мира гласит, что количество производителей не должно быть меньшим трех. Вот и приходится чиновникам всеми силами пытаться и овец сохранить, и волков подкормить. А тут еще новый спортивный руководитель "Ситроена" начал жаловаться. Не приносит Чемпионат Мира по ралли ожидаемой прибыли, и все тут. Угроза перейти в наиболее выгодный с маркетинговой точки зрения ДТМ скорее всего привела к ожидаемым закулисным результатам.

 

Да и не грех было Кеснелю после провального ралли Иордания на волне пессимизма встряхнуть немного бюрократическую машину ФИА. Не один только француз подсчитал, что заокеанские вояжи приносят довольно мало пользы участникам. За возможность изучить флору и фауну различных материков приходится платить. Говорят, производители специально арендуют корабли, которые перевозят оборудование между Аргентиной, Новой Зеландией и некоторыми другими выездными этапами, в то время, как команды выступают на ралли в Европе. Согласитесь, после этого годовой бюджет ДТМ в 30-40 миллионов Евро не кажется таким уж раздутым.

 

Не стоит забывать и ради чего сейчас проводятся гонки. Не ради рекламы ли? Давно прошли времена энтузиастов и полупрофессиональных коллективов. Если участие в гонках не приносит коммерческой выгоды, никто не будет вкладывать средства из своего кармана просто для того, чтоб лишний раз увидеть на трассе свою любимую машину.

 

Да, зритель сейчас, буквально, голосует своим бесценным временем за признание успешности тех или иных соревнований. Именно в угоду зрителю порой приносится в жертву многолетняя история и традиции. Конечно, самый страшный враг гонок – телевидение. Любители ралли должны быть счастливы, что не увенчалась успехом идея бывшего руководителя ЧМ по ралли Дэйвида Ричардса о прямых телевизионных трансляциях со всей протяженности этапа. Чего доброго, они всю дистанцию ралли Монте-Карло свели бы к десятикратному проезду по трассе этапа "Формулы-1".

 

Кстати, Ричардс давно прочувствовал непорядок в своем раллийном королевстве и решил сосредоточиться на менее значимом в глобальном масштабе посту руководителя компании "Продрайв". Конечно, чтобы разобраться во всех проблемах загнанного в тупик ЧМ по ралли, нужно поставить под риск уничтожения не одну стрессоустойчивую нервную систему. Гораздо полезнее для здоровья радость от победы своего "Астон-Мартина" в Ле-Мане. Да и "Субару" под авторитарным руководством дяди Дэйва вроде бы начинает выбирается из болота.

 

Что до нынешних руководителей Чемпионата Мира, то они тоже без дела не сидели. Чтобы сократить затраты команд-участниц первенства основательно перекроили календарь. Все этапы нынешнего первенства и некоторые новые разбили на двенадцать пар. Таким образом, двенадцать этапов будут каждый год чередоваться. Некоторым историческим гонкам это даже пошло на пользу, ведь никто не запрещал их проведение вне календаря чемпионата мира. Так, ралли Монте-Карло сможет несколько "развернуться" избавившись от ограничений на протяженность.

 

Искусственную интригу решили ввести и в противостояние команд, организовав своеобразные дублирующие составы. Формально, конечно, инициатива исходила от руководителей команд, но с трудом вериться, что четвертый экипаж "Ситроена" сможет навязать реальную борьбу Хирвонену или Аткинсону.

 

Технический регламент также в стороне от изменений не остался. Не все еще понятно со сроками, но через год-два автомобили категории WRC полностью уступят дорогу классу "С2000 турбо". Некоторые горячие головы предлагают даже запретить полный привод. А Себастьен Лоэб давно заявил, что выступать на моноприводных турбозажигалках не намерен…"Форд Фокус" ралли Новая Зеландия

 

Но вернемся на остров изумрудной травы. Предстоящий этап станет определяющим в судьбе чемпионата. После двух поражений подряд "Форд" утратил лидерство в  обеих зачетах. Чтобы сохранить шансы на чемпионскую корону Хирвонену во что бы то ни стало нужно побеждать, ведь из оставшихся пяти этапов два пройдут на асфальте, где Себастьяну Лоэбу и его "Ситроену Ц4" просто нет равных.

 

Микко Хирвонен : " В соответствии с регламентом, мы можем применять только один тип шин. В холодную и дождливую погоду трудно приводить жесткие шины в оптимальные кондиции. Вероятно, сначала я буду действовать в достаточной степени осторожно."

 

Яри-Матти Латвала : "Дорожное покрытие здесь состоит из песка и очень мелкого гравия, который очень хорошо утрамбован. Из-за влажной погоды гравий не будет образовывать колеи и ранняя стартовая позиция будет для меня выгодна. Я смогу закончить несколько спецучастков, прежде чем дорога станет грязной и скользкой."

 

"Ситроен Ц4" ралли Новая ЗеландияВ "Ситроене" обстановка более спокойная. Целью на этот этап заявлено попадание на подиум. Особо рисковать пилоты Двойного Шеврона не собираются, ведь, сход может серьезно осложнить ситуацию в чемпионате.

 

Себастьен Лоэб : "Мы должны стартовать первыми, но сколько времени на этом будет потеряно, будет зависеть от условий. Так как здесь несколько специальных участков проходятся только один раз, возможно, потери будут большие. Однако, ключ к быстрым временам – оптимальные настройки под жесткие шины."

 

Даниэль Сордо : "Здесь ты можешь концентрироваться на пилотировании без страха повредить машину. Но скорость настолько высока, что необходимо иметь хорошие знания местности, и мой сравнительно небольшой опыт выступлений играет против меня. "

 

В "Субару" настроения сейчас крайне смешанные. Дебют новой "Импрезы С14" однозначно убедительным назвать нельзя. Сейчас подопечные Дэйвида Ричардса сражается с частным коллективом "Стобарт" всего лишь за третье место в командном зачете. Однако, из последних пятнадцати ралли Новая Зеландия шесть выиграли именно "Субару". К тому же нынешняя гонка станет для команды 200-ой в Чемпионате Мира. Да и первую победу для японской команды 15 лет назад Колин МакРей завоевал именно здесь. Обычно в автоспорте юбилейные гонки выдаются не слишком удачными. Возможно, ралли Новая Зеландия станет для "Субару" исключением из общего правила. "Субару Импреза С14" ралли Новая Зеландия

 

Петер Сольберг : "Под финиш ралли Германии я был полностью доволен автомобилем. Мы определенно сделали шаг вперед. Но теперь нам снова предстоит выступать на гравии. Мы попробуем отталкиваться от настроек, выбранных в Финляндии, и посмотрим, чего сможем достичь."

 

Крис Аткинсон : "Мы должны прибавить еще чуть-чуть скорости, чтобы побороться с Себом, Микко и Яри-Матти. У нас есть несколько хороших заготовок из Финляндии, и, если все сложится удачно, мы должны быть достаточно конкурентоспособны."

 

Само ралли Новая Зеландия считается классическим этапом Чемпионата Мира. Расположенное на самом Западе Северного Острова, оно проходит по живописным равнинам и довольно часто пересекает новозеландскую сельскую местность.

 

Маршрут на этот раз не претерпел серьезных изменений. Прошлогоднее ралли стало настоящим украшением сезона, ведь, победителя, "Волшебника" Маркуса Гронхольма и занявшего второе место Себастьяна Лоэба разделили всего лишь три десятых секунды! И это после 350 километров напряженной гонки.

 

Впрочем, сырая зима заставила внести небольшие корректировки на некоторых участках. Так, один из первых СУ, "Уайтомо", протяженностью 43.98 км, пришлось разбить на два из-за размытой паводком дороги. Большинство пилотов надеются, что весенние дожди не позволят гравию в больших количествах высыпаться на покрытие. Это облегчит участь тех, кто стартует первыми (так называемых "бульдозеристов"), и поможет остальным избежать глубоких колей.

 

Одним словом, нас ждет захватывающее ралли. Интрига в чемпионате закручена до предела. "Форд" готов наверстать упущенное в лесах Финляндии и на асфальте Германии преимущество. Не расслабляется, несмотря на видимое спокойствие, и Себ. Неожиданностей стоит ожидать от "Субару". И все это на фоне великолепных декораций страны киви и Тасманского моря. Самое интересное впереди!   

 

Олег Стожков, Sport.ru

Sport.ru