Восьмой этап серии ДТМ, прошедший на трассе Брэндс-Хэтч, что в графстве Кент, предсказуемо завершился победой пилота, управлявшего “Ауди Р14“. Всю гонку его по пятам преследовал “Мерседес“. Преследовал, но так и не обогнал. Да, Тимо Шайдер увеличил свой отрыв в споре за титул. Но при детальном анализе хода гоночных выходных в Англии, можно обозначить пару ключевых вопросов на финишной прямой сезона. 

 

Предисловие.

 

Юго-восточное побережье Великобритании. Врата на остров и для завоевателей, и для миссионеров. Если поток первых иссяк со времен битвы при Гастингсе, то распространители самых разнообразных идей бороздят просторы острова с завидной регулярностью. ДТМ периодически отправляет через Ла-Манш своих послов уже с 1991 года.

 

Пилоты часто признаются, во время путешествий с одной трассы на другую совсем не остается времени на то, чтобы познакомиться со страной получше. А в этот раз было на что посмотреть. Графство Кент является одним из самых благополучных и состоятельных в Англии. Купцы, сколотившие солидные капиталы на торговле с Континентом, обычно строили здесь свои загородные резиденции.

 

Неподдельное восхищение вызывает любовь англичан к своей истории. Заботливо и тщательно отреставрированные крепости и замки понятия не имеют, что такое подземный паркинг под многовековыми фундаментами. Сказочный Лидсский замок постройки 12 века, полностью окруженный глубоким рвом, или Кентерберийский Собор – всего лишь ничтожная часть величественной архитектуры, что находится в пределах прямой досягаемости от Рочестера. А из этого города и до Брэндс-Хэтч рукой подать.

 

Джим Кларк, Брэндс-Хэтч, 1958Трасса эта, конечно, не пропитана духом истории в концентрациях, сравнимых с Гудвудом или Бруклендсом. Но и на ее век хватило значимых событий. Так, на традиционных Рождественских гонках в Декабре 1958 года здесь за рулем белоснежного “Лотуса Элит“ дебютировал 22-летний фермер из Чирнсайда, Джим Кларк. Дебют, правда, закончился разворотом, но уже через год Летучий Шотландец был пилотом команды Колина Чепмена.

 

До 1950 года Брэндс-Хэтч был всего лишь кроссовой трассой для мотогонок. После того, как милю незамысловатых поворотов заасфальтировали, здесь смогли выступать и автомобили. Поначалу пилоты проезжали “против шерсти“, но в 1954 году трассу немного удлинили и пустили гонки по часовой стрелке.

 

С тех пор Брэндс-Хэтч принимает огромное количество автомобильных соревнований. Сейчас, к сожалению, местные жители не позволяют проводить все гонки на длинном кольце из-за повышенной шумности. Может быть, серии пошло на пользу, что в квоту на целиковый маршрут ДТМ не попадает. Хотя, есть и другое объяснение. Целиковый Брэндс-Хэтч попросту не удовлетворяет нормам безопасности ДТМ. Да и трибун в лесу нет.

 

Конечно, там, в роще, длинные прямые разделены парой хитрых поворотов, которые проходятся “на ушах“. Но версия “Инди“ предлагает зрителям, собравшимся на трибунах (в особенности, ближе к “Паддок Хилл“) совершенно уникальную возможность держать в поле зрения все события, происходящие на трассе. А в последнем повороте машины проносятся так близко к зрителям, что хриплый бас V-образных четырехлитровых восьмицилиндровых двигателей готов заставить барабанные перепонки безоговорочно капитулировать.

 

Как и большинство настоящих английских автодромов, Брэндс-Хэтч – узкая асфальтовая дорожка, петляющая меж холмов в весьма живописной местности, и пара административных зданий с гаражами из красного кирпича. Перепад высот, конечно, поменьше, чем в Нокхиле, а скорости не такие завораживающие, как в Снеттертоне. Но именно здесь выражение, возводящее краткость в близкие родственники таланту, приобретает необычайную многогранность.

 

Попробуем прохватить круг по Карусели. Несемся по стартовой кривой. Здесь с каждым метром растет беспокойство. Когда же, наконец, появится этот “Паддок Хилл“? И вот дорога скрывается за холмом – пора поворачивать направо! Аборигены специально собираются в этом повороте, чтобы посмотреть, как неофиты трассы ищут оптимальную траекторию в этом коварнейшем повороте. Дух захватывает от головокружительно спуска, а из-под брюха автомобиля валят снопы искр, высекаемые о бордюрный камень.

 

Несемся к следующему знаменитому повороту трассы, “Друидс“. Обычная, на первый взгляд, шпилька таит в себе не меньше неприятных сюрпризов. Именно в этом месте у маршалов и их трактора в гоночные выходные больше всего работы. И с тормозами, и с акселератором тут нужно обращаться с ювелирной точностью. Самое медленное место на трассе благоволит красивой борьбе и обгонам.

 

Заходим в поворот имени Грэма Хилла, в котором пилоты довольно часто отправляются косить английский газон, и далее по прямой (условно, прямой) Джона Купера. Впереди нас ожидает не весьма приятная шикана с небольшим перепадом высот “Сёртиз“. Последняя связка поворотов названа в честь Брюса МакЛарена и Джима Кларка. Как и на любой трассе, здесь нужно как можно меньше мешать автомобилю разгоняться, совершая минимальную работу рулем. Звучит легко, но своеобразный рельеф постоянно держит в напряжении. На то и простота, чтоб выявить талант!

 

Если бы мы ехали с Берндом Шнайдером, то промчались по трассе за 43,408. И это на целых восемь секунд быстрее машины местного национального чемпионата! Стоит ли говорить, что автомобиль ДТМ – чистокровный спортсмен. Пусть, двигатель здесь не самый мощный в Европе (у ГТ побольше силёнок будет), но малый вес, чрезвычайная жесткость кузова, гоночная подвеска на треугольных рычагах и превосходные тормозные механизмы переводят машины ДТМ на уровень, недостижимый для гоночных легковых машин. Малый момент инерции вокруг вертикальной оси позволяет сравнить их управляемость с таковой у машин с открытыми колесами. Проигрывая в мощности порядка 100 л.с., за счет шасси машины ДТМ отыгрывают у Гранд Туризмо несколько десятых процента времени прохождения одного круга. “Настоящие машины“ чемпионата мира легковых автомобилей, со своим отставанием в 15-20 процентов, и рядом с этой техникой не стояли.

 

Конечно, можно начать спорить на возвышенные темы о зрелищности и тому подобных нововведениях в гонках. Но стоит учесть несколько моментов. Много ли фанатов соберутся посмотреть часовой заезд «настоящих машин», полностью удовлетворяющих единому техническому регламенту? Кстати, без 70-килограммовых балластов для особо одаренных пилотов. Только иллюзия доступности подобных пятнадцатиминутных “соревнований“ широкому кругу почитателей держит на плаву эти странные гонки. Стоит отметить, из всех чемпионатов категории “Супер2000“ Британский является ведущим и стрелы иронии почти не залетают в его огород.

 

Пятница. Психология индивидуума.

 

Вернемся на ДТМ. Помимо лихо закрученной интриги в чемпионате, на данный момент серьезно обострились некоторые взаимоотношения внутри команд. Конечно, в психологическом плане. В первую очередь это касается “Абт Спортслайн“. Этой зимой Тимо Шайдера возили в гости к Маттиасу Экстрёму в Швецию, дабы пропитать немца духом взаимовыручки и самопожертвования. Да и “Ракету“ на Ле-Кастелле первым выводил именно Эки. Приоритеты в команде перед началом сезона были расставлены очевидно.

 

Брэндс-Хэтч,ШнайдерНо на предсезонных тестах механизм третьего чемпионского титула дал сбой. Тимо Шайдер проводил в тестовом автомобиле за сбором данных гораздо больше времени, нежели остальные. Вероятно, этот автомобиль просто ему подходит. Иначе как объяснить, подчас,  невероятное его преимущество не только над пилотами “ХВА“, но и над коллегами? К счастью для ревнителей зрелищности, Тимо в гонках пока не так убедителен, как на тестах и в квалификационных заездах.

 

Именно это и является пока что главным поводом усомниться в его готовности стать чемпионом. Сам он в интервью утверждает, что неожиданное превращение из оруженосца в главного претендента на титул, для него не стало неожиданностью, и груз ответственности не давит на плечи. В конце концов, он лидировал и в чемпионатах машин с открытыми колесами, и в ФИА ГТ. Раз уж мы вспомнили ГТ, тогда и Тимо полезно держать в уме то, как они на пару с Михаэлем Бартельсом в 2005 оперативно разбазарили огромное преимущество в тот момент, когда нужно было просто стабильно доезжать до финиша в каждой гонке. Вот и сейчас достаточно одного схода и главный соперник подберется на расстояние решающей атаки. 

 

И конкурент этот совсем не в серебристом комбинезоне. Жалко было смотреть на Тимо, бродящего по пляжу перед этапом в Зандфоорте. Да и на Нюрбургринге когда, Эки резвился с Гэри Паффеттом в контактной борьбе, Тимо, судя по комментариям с места событий, потерял не один взвод нервных клеток во время решающей атаки на дождевых шинах. Надо признать, в этом году исход чемпионата зависит от “Абт Спортслайн“. Восьмой этап серии должен был прояснить, кто же будет в этом году, что называется, единым кандидатом от Экспресса.

 

На тестах Тимо сразу взялся за дело. 42,577 – это на полсекунды быстрее ближайшего преследователя, коим являлся Пол Ди Реста. Если попытаться спроецировать это отставание на обычную трассу, то получится что-то около одной секунды. Как уже упоминалось выше,  на тестовых заездах Тимо иногда выступает в собственной лиге.

 

Днем температура воздуха, естественно, подросла, да и Тимо немного успокоился, позволив коллегам по “Абт Спортслайн“ опередить себя. На этот раз пилотам не удалось проехать полную гоночную дистанцию в тестовом режим. Ближе всех к отметке в 82 круга подобрались Джейми Грин и Гэри Паффетт (72 и 73 круга соответственно).

 

Ниже приведена таблица пятничных тестов. Времена в первой (Т1) и во второй (Т2) части тестов, улучшение времни во второй сессии (прогресс) и колличество кругов, совершенных в Пятницу.

 

Брэндс-Хэтч,Пятница

 

Суббота. Поворот с характером.

 

Упорное сражение между Экстремом и Шайдером продолжилось и на второй день гоночных выходных. На свободных заездах Экстрем смог превзойти пятничный результат Тимо (42.301), но и сам немец был неподалеку. Вообще, утренняя сессия выдалась самой плотной за все три дня. Если пренебречь 44 тысячными, то с уверенностью среднестатистического аналитика можно сказать, 19 пилотов уместились в одно секунде.

 

Квалификация получилась достаточно нервной. Не успели пилоты проехать по одному зачетному кругу, как в “Друидс“ вылетел Гэри Паффетт. Машина остановилась в защитном барьере из старых шин достаточно опасно, и дирекция гонки решила остановить сессию. В соответствии со спортивным регламентом серии, ко второй части квалификации, в которой могут участвовать все автомобили, добавляется оставшееся время первой. Брэндс-Хэтч,Друидс

 

Надежда на то, что мы увидим красный “Мерседес“ британца была минимальной. Поврежденными оказались ресивер двигателя, днище и диффузор. Но механики “Перссон“ сотворили чудо. Буквально десять минут спустя возвращения в гараж машину вновь выпустили на трассу. Позже англичанин объяснил свой вылет собственной ошибкой на непрогретых новых шинах.

 

Так что подозрения, что в “Друидс“ остались следы бурной жизнедеятельности пилотов ф-3 в виде масла или других технических жидкостей оказались беспочвенными. Но спустя некоторое время Кэтрин Легг и Алекс Према устремляются по пути Гэри Паффетта.

 

Различие состояло в том, что им не суждено было больше появиться на трассе, несмотря на менее серьезный вылет. Да и винили пилоты не шины, а тормоза – правое переднее колесо, разгруженное в этом повороте, блокировалось, и автомобиль по инерции продолжал двигаться прямо. После этих происшествий некоторые пилоты решили не рисковать в “Друидс“ и проходили его слишком осторожно, как потом сами признавались.

 

Из-за двух желтых флагов вторая часть квалификации стала своеобразным испытанием для главных действующих лиц сезона. Шутка ли, за 10 минут показать приличное время, когда на двухкилометровой трассе помимо тебя еще 15 автомобилей. И законные “заводские“ места в решающем сегменте квалификации вместо Шнайдера с Кристенсеном достались великолепному Паффетту (спасибо механикам) и не менее потрясающему Джарвису. Родные стены на этот раз не оставили без внимания соотечественников.

 

После квалификации специалисты раздавали самые лестные оценки предстоящей гонке. Часто в эпитетах находилось место, видимо, популярному в Германии прилагательному “бризантный“. Мало кто ожидал, что “Мерседес“ сможет дать бой “Ауди“ после невыразительных выступлений на тестах. Конечно, сплоховали и сами ингольдштадтцы. Кристенсен не смог пройти ни одного чистого круга, у Экстрема “вылетела“ третья передача, без которой на участке после “Друидс“ теряется много времени. Томчик уже приучил нас, что ему по душе старты со второго-третьего ряда, когда геройствовать нужно в гонке.

 

В сложившейся ситуации Ди Ресте ничего не оставалось, как захватить вторую стартовую позицию. Спанглер по ошибке финишировал третьим – первые два сектора не предвещали феноменальный результат, но последние пятьсот метров были пройдены “на отлично“. Лучшему англичанину пришлось довольствоваться пятым стартовым местом. А рядом пристроился молодо Оливер Джарвис. Мало ли каких подвигов ждать от него на старте завтра. Вот она бризантность на стартовом поле, от которой могут пострадать стартующие по соседству.

 

Кстати, о местных героях. Британцев-то у нас шестеро. Но шотландцы навряд ли считают этот этап домашним. Сьюзи Стоддарт родилась в восьмистах километрах севернее, а Пол Ди Реста вообще наполовину итальянец. Так что, местных зрителей в эти выходные могли порадовать Грин, Паффетт, Джарвис и Легг. С разным успехом они этим на следующий день и занимались.

 

Ниже приведена таблица результатов квалификации и свободных заездов, с указанием совершенных кругов и занятой позицией.

 

Брэндс-Хэтч, Суббота

 

Воскресенье. Кентерберийские вопросы.

 

Вопреки расхожему мнению, зонт на острове вещь, конечно, необходимая, но совсем не жизненно важная. Да и восточное побережье проигрывает западному в среднегодовом количестве осадков. Хорошо еще, что гонку перенесли ближе к осени – в мае тут дождей меньше всего за год. Если уж и выбирать самую “мокрую“ трассу, то Вам куда-нибудь в Хайлендс или Северный Уэльс. Вопрос только, есть ли там автодромы.

 

Но мы на Брэндс-Хэтч, и, хотя небо хмурое, а над Сильверстоуном сейчас самое мокропогодье, абразивный асфальт Карусели совершенно сухой. Да и подготовиться к возможной непогоде у команд не было возможности – все сессии проходили посуху. Ясно, что в дождевых условиях “Мерседес“ не оставил бы конкурентам ни единого шанса, какими бы скоростными не были повороты трассы.  

 

Удачное сочетание трех компонентов: старт, стратегия и обгоны – сформировало последовательность пилотов пересекших линию финиша в гонке. В бой главные герои отправились, избежав инцидентов в первом повороте. Лишь в “Друидс“ пострадали Лауда и Энгель. Одного развернуло, а другому пришлось объезжать препятствие.

 

Чтобы завершить повествование о приключениях счастливых обладателей поношенных “Мерседесов“ стоит отметить, что и рассказать о них нечего. Да, все они выдержали испытание коварной трассой, да были жесткие дуэли. В эту же группу актеров второго плана и массовки стоит занести и пилотов “Фьючеком“ на двухлетних “Ауди“. И Альберс, и Легг оказались вовлечены в коллизии с “Мерседесами“. Конечно, никто полотенца после гонки не разбрасывал, и разгневанный Ники Лауда на голландца не собирался с кулаками набрасываться, но мирные послегоночные чаепития с рассуждениями на возвышенные темы пока что отменены.

 

На старте опыт взял вверх над молодостью. Оливер Джарвис поначалу опередил Джейми Грина, но тут же пропустил атаку со стороны Маттиаса Экстрема. Начало успешному прорыву наверх со стороны шведского пилота было положено. В дальнейшем дело было за стратегий.Маттиас Экстрем,Брэндс-Хэтч

 

А уж на этом подопечные доктора Ульриха в марафонских гонках собаку съели. Если основные конкуренты из “Мерседеса“ выбрали довольно консервативную стратегию остановок, то на дуэте “Ред Булла“ решили поэкспериментировать. В первой трети гонки моросил довольно неприятный дождик, и на капитанском мостике “Ауди“ решили, на всякий случай, совмещать обязательное с полезным. Если дождь усилится, их пилотам заезд за дождевой резиной можно будет совместить с плановой остановкой.

 

Эки затянул время остановки максимально. Точнее, капитанский мостик затянул – швед признался, что во время гонки он просто исполнял команды из боксов, и главным для него было сосредоточиться на пилотировании. В конце концов, на всех сессиях Маттиас доказал, что ездит по Брэндс-Хэтч также быстро, как Шайдер. Оставаясь в лидерах, швед мчался по чистой трассе, а после пит-стопов возвращался на относительно свободный оперативный простор для дальнейшей атаки. Блестящая стратегия в исполнении «Абт Спортслайн»!

 

Первым же из синих “Ауди“ в боксы отправился Мартин Томчик, и после того, как “Мерседесы“ так же совершили свои остановки, немец оказался позади Спанглера и Грина. Тут у среднестатистического пилота опустились бы руки, но не у Мартина. Красивым маневром немец опередил англичанина, но почти сразу же после этого маневра Мартину пришлось снова заезжать на уже вторую остановку, на чем было потеряно достаточно времени, чтобы пропустить обратно Грина.

 

Кстати, Джейми на своих остановках, случайно или нет, мы не узнаем, опередил Бруно Спанглера. Томчику ничего не оставалось, как, засучив рукава, бросится в атаку на канадца. И атака удалась на славу. На позднем торможении, по внешнему радиусу в “Паддок Хилл“ - так обгоняют только профессионалы!

 

В некоторой степени боевой задор Томчика подогрел доктор Ульрих, когда упомянул о том, что Мартин с Томом (Кристенсеном) хоть и не участвуют в чемпионской гонке, но отобрать важные баллы у “Мерседеса“ всегда смогут. Одним словом, когда хладная рука судьбы перекроет кислород боевым товарищам Маттиасу и Тимо, Мартин с Томом готовы прийти на помощь.

 

ПолДиРеста,Брэндс-Хэтч

Том также провел неплохую гонку. Правда, в последнее время его мучают головные боли – последствия страшной аварии годичной давности. Если дизельный прототип “Ауди Р10 ТДИ“ не досаждает датчанину шумом, то в ДТМ ему приходится терпеть повышенную нагрузку на барабанные перепонки. Обычная тактика вкупе с высоким темпом позволили Тому незаметно пробраться в зачетную восьмерку.

 

А во главе этой восьмерки на протяжении гонки периодически было жарковато. Пол Ди Реста с самого старта не отпускал Тимо Шайдера больше, чем на две секунды. При обгонах круговых немец изрядно нервничал и подпускал шотландца буквально вплотную. Кстати, круговые на сей раз вели себя образцово показательно, не предоставив ни единого шанса для обоснованного употребления термина “мобильная шикана“.

 

Ди Реста после финиша жаловался, что обогнать на этой трассе нереально. Не стоит ли молодому шотландскому пилоту пару уроков у Мартина Томчика, наглядно доказавшего, что на машине ДТМ в Брэндс-Хэтч обгонять можно, причем, обгонять красиво. Жаль, но Пол, видимо, уже чувствует покровительство Энтони Хэмильтона и примеряет стиль пилотирования “Гран-при“.

 

Главный вопрос, конечно, готов ли Тимо Шайдер морально к чемпионству, выветрились ли навыки оруженосца? Да и неожиданные осечки “Ауди“ в ситуациях, когда преимущество должно быть подавляющим. Наконец, не рановато ли Ди Реста примеряет на себя мантию Профессора?

 

Ниже приведена таблица с результатами гонки, прогрессом от старта к финишу, временем на разминке и общим километражем за гоночные выходные.

Брэндс-Хэтч,Воскресение

 

 

Олег Стожков, sport.ru