В чемпионате мира 2010 года пелетон имеет шанс пополниться сразу двумя чемпионами мира. Дело не в том, что титул поделят сразу два пилота, однако, существует солидная вероятность того, что Формула 1 обретёт в нынешнем сезоне нового триумфатора, а на днях о своём намерении вернуться в “Королевский автоспорт” заявил чемпион мира -1997 Жак Вильнёв.

 

Жак Вильнёв рассчитывает получить в следующем сезоне место боевого пилота одной из “конюшен”. По словам самого канадца, заинтересованность в подобном сотрудничестве проявляют сразу несколько команд, как из числа ныне действующих, так и новоприбывших. С учётом огромного опыта Вильнёва он небезосновательно рассчитывает на то, что спрос на “бывалых” в следующем сезоне повысится. Уже в начале этого года имел место прецедент в “Брауне”, когда молодому бразильцу Бруно Сенне предпочли повидавшего виды соотечественника Рубенса Баррикелло.

 

Действительно, в период масштабных запретов на тесты и тотальной ликвидации дозаправок мастерство по идее должно брать верх. По крайней мере на чаше весов выбора пилотского состава команд, стремящихся добиться результата здесь и сейчас (не столь важно, что под ним подразумевается: регулярное попадание в очки или помощь в развитии болида). Ну и, разумеется, что может быть ценнее для новичков, чем многолетний опыт? Да и велик соблазн попиариться: “мы только, что прибыли, но за нас уже выступает чемпион мира!”. В данном вопросе не имеет значения, что с момента обретения Вильнёвым титула минуло уже почти двенадцать лет.

 

“В период масштабных запретов на тесты и тотальной ликвидации дозаправок мастерство по идее должно брать верх”

 

С другой стороны, нельзя не учитывать тот факт, что Жаку уже 38 лет (летит же время!), что по формульным меркам многовато. Разумеется, главное – скорость, а не возраст, тем не менее рассчитывать на канадца на хоть сколько-нибудь отдалённую перспективу не так-то просто.

 

Опыта у Вильнёва в наличии с лихвой, но за последние годы пребывания чемпиона мира вне  “Большой игры” Формула 1 кардинально преобразилась. Вот уже третий год Жак не выступает в “Королевских автогонках”, да и справедливости ради стоит отметить, что последние сезоны в “Рено”, “Заубере” и “БМВ” у него не задались. О своём уходе по окончании сезона 2006-го Жак официально не объявлял, несмотря на это в 2007-м он оказался вне основной обоймы. Если возвращение своенравного канадца всё же состоится – это будет весьма противоречивый шаг, впрочем, как и вся карьера Вильнёва в автоспорте.

 

В 1996-м году сын знаменитого Жиля Вильнёва перебрался из-за океана в Формулу 1 в ранге чемпиона “Индикара” и победителя легендарной “Инди 500”. Жак сразу же стал пилотом топ-команды, находящегося в отменной форме “Уильямса”. И уже в дебютном для себя сезоне канадец получил шанс бороться за титул, лишь на самом финише уступив Деймону Хиллу. Зато в 1997-м  путь Жаку был открыт. Помешать его триумфу мог Михаэль Шумахер, но в итоге канадец смог одержать верх.

 

Молодой, талантливый, быстрый и уже чемпион мира. Казалось, Вильнёву гарантирована ещё не одна схватка за победу по итогам сезона, не говоря уже об отдельно взятых Гран При. Увы, сложилось всё совсем иначе. Для “Уильмса” началась чёрная полоса после того как “Рено” перестало поставлять для команды новые моторы, ограничившись старой версией Supertec, Результаты резко пошли на спад. В 98-м Вильнёв сумел лишь дважды взойти на подиум, что и побудило его утвердиться на новом месте 

 

“Молодой, талантливый, быстрый и уже чемпион мира”

 

Со своим другом и менеджером Крейгом Поллоком Жак стал одним из совладельцев новой “конюшни” “БАР”. Если сезон 98 стал для Жака разочарованием, то, что уж говорить о сезоне 99, в котором канадский гонщик не набрал ни одного очка, а на протяжении первых тринадцати гонок ни разу не добрался до финиша. Тем не менее, Вильнёв продолжал верить в проект, и после подписания контракта с мотористами из “Хонды” дела команды пошли на лад. О борьбе за победы речи по-прежнему не шло, но в очки Жак попадал регулярно, что стало ощутимым шагом вперёд. Увы, на этом взлёты Вильнёва в Формуле 1 на данный момент закончились.

 

На “Королевских автогонках” всё ощутимее сказывался запрет на табачную рекламу, в результате которого ослабевало влияние компании British American Tobaco, зато крепли позиции “Хонды”. Новый Тим-босс “БАР” Дэвид Ричардс делал ставку на перспективного Дженсона Баттона, отводя Вильнёву вторые роли. В 2003-м, Жак расстался с командой, у истоков которой стоял. В 2004-м он получил шанс проявить себя в “Рено”, правда, всего на три оставшиеся в чемпионате гонки, но вновь столкнулся с более молодым и резвым напарником, на сей раз в лице Фернандо Алонсо. Заключительным причалом для Жака стал “Заубер”, на следующий сезон, трансформировавшийся в “БМВ”, но и тут у него не сложилось. В 2006-м после полученной травмы, его место занял поляк Роберт Кубица.

 

Так чемпион мира 1997 Жак Вильнёв расстался с “Королевским автоспортом”, казалось, что навсегда. Последовал уход в “Наскар” и прочие кузовные серии, где особых успехов он не сыскал. Но Вильнёв всегда слыл большим оригиналом и даже в часы неудач, никто и никогда не сомневался в его возможностях.

 

Честно говоря, получить место в сезоне 2010 Жаку, наверняка, будет непросто. Его главным козырем – богатым опытом – обладают и некоторые пилоты, находящиеся в данный момент за бортом гонок, но не вне “Большого цирка”. Например, уже много лет на тестах за “Макларен” вкалывает Педро Де Ла Роса, который в отличие от Вильнёва уже знает, что представляют собой новые болиды. Полон решимости вернуться японец Такума Сато, в своё время заменивший Жака в составе “БАР”…

 

“Получить место в сезоне 2010 Жаку, наверняка, будет непросто. Его главным козырем – богатым опытом – обладают и некоторые пилоты, находящиеся в данный момент за бортом гонок, но не вне “Большого цирка””

 

Как бы то ни было в итоге, от возвращения Вильнёва Формула 1 только выиграет. В своё время канадский пилот создал себе имя, и никакие неудачи не смогли затмить достижения прошлого. К тому же всем любителям автоспорта номер один, наверняка, будет любопытно наблюдать человека из прошлой формульной эпохи, боровшегося с Хиллом, братьями Шумахерами, Френтценом, Ирвайном, Хаккиненом, Култхардом, - в одном пелотоне с людьми нового поколения: Феттелем, Хэмилтоном, Кубицей, Буэми. А что получит от этой вылазки сам Жак, сказать сложно. Впрочем, главное, чтобы она доставила ему удовольствие. Он это заслужил.

 

Николай Никифоров, Sport.ru