В прошлом выпуске статей "Жажда скорости" мы познакомились с великим инженером Готтлибом Даймлером и его помощником Вильгельмом Майбахом. Сегодня мы подробнее проследим за жизнью друга и соратника Готлиба – Вильгельма Майбаха.

 

Вильгельм Майбах – немецкий инженер, стоящий у истоков создания автомобилей. Родился 9 февраля 1846 гола в Хайльбронне – город на реке Неккар. Его отец был столяром. В 10 лет мальчик остался круглой сиротой и попал на воспитание в приют в Ройтлингене, где получил профессию чертёжника и конструктора.

 

После окончания приютской школы он начал своё образование на машиностроительном заводе. Днём он проходил практику в мастерской и конструкторском бюро, а вечером брал уроки по чтению и естественным наукам, а позже и по математике в городском региональном училище. Его способности, целеустремлённость и упорство были вовремя замечены.

 

В 1869 году Вильгельм познакомился с талантливым инженером Готтлибом Даймлером, который был руководителем технической школы при заводе. С тех пор образовался их неразлучный дуэт.

 

В 1882 году оба конструктора стали работать в компании "Дойц", принадлежавшей Н.А. Отто и Э. Лангеру. В то время она строила стационарные двигатели внутреннего сгорания.  Готтлиб и Вильгельм увлеклись идеей двигателя внутреннего сгорания, который был бы легче и меньше стационарного, выпускаемого на заводе. Но Отто был категорически против постройки таких двигателей.

 

Не найдя понимания в глазах руководства Даймлер решил открыть своё дело и уговорил Майбаха уехать вместе с ним. Долгое время Вильгельм был личным другом и помощником Даймлера. Он участвовал практически во всех его начинаниях, при этом оставаясь в тени.

 

В 1883 году Майбах создал свой первый двигатель, вес которого составлял 40 кг и работал на светильном газе. Затем Вильгельм начал работу над распылительным карбюратором, позволяющий перейти со светильного газа на бензин.

 

В 1885 году Готтлиб и Вильгельм создают тот самый известный двигатель внутреннего сгорания, который был установлен на велосипед, как следствие, считавшийся первым мотоциклом. Год спустя Майбах усовершенствовал двигатель, увеличив диаметр и ход поршня. Рабочий объём возрос до 1.35 лошадиных сил, но испытания показали, что мотор перегревается. Попытка применить водное охлаждение не дала желаемого результата, и от этого двигателя пришлось отказаться.

 

В 1889 году автомобиль с первым V-образным двухцилиндровым мотором Майбаха был показан на выставке в Париже. В 1893 году Вильгельм получил патент на первый карбюратор с жиклером типа шприца, годом позже – патент на конструкцию гидравлических тормозов, а ещё через год появился двухцилиндровый рядный двигатель "Феникс", объём которого в третьей своей версии возрос до 23 лошадиных сил.

 

В 1890 году была создана компания "Даймлер Моторен Гезельшафт", в которой главным конструктором был Вильгельм Майбах. Среди его заслуг первый карбюратор с жиклером, сотовый радиатор, сцепление с ленточной пружиной, двух- и четырёхцилиндровые двигатели, первое в мире стальное автомобильное шасси, а его имя даже не фигурировало в названии компании.

 

В 1901 году под руководством Майбаха были созданы первые гоночные легковые автомобили "Мерседес" мощностью 35 лошадиных сил. Своё название автомобиль получил в честь имени дочери заказчика. Именно эта машина одержала уверенную победу во время знаменитой автонедели в Ницце. Вслед за первым гоночным автомобилем было создано ещё несколько успешных моделей. В 1906 году на свет появился автомобиль с шестицилиндровым двигателем конструкции Майбаха.

 

Спустя несколько лет после смерти Готтлиба Даймлера Вильгельм Майбах уходит из компании и решает заниматься двигателями для современных на тот день дирижаблей "Цеппелин". В результате летом 1900 года первый "Цеппелин" с двумя моторами "Майбах" рабочим объёмом 17 лошадиных сил совершил свой первый полёт.

 

В 1907 году Майбах оставляет идею производства моторов для дирижаблей и в 1909 году вместе с сыном Карлом Майбахом создаёт собственную моторостроительную компанию. С 1920 года началось производство автомобилей "Майбах" с бесшумными двигателями.

 

О бесспорном таланте Майбаха говорит то, что во Франции даже его конкуренты называли Вильгельма "королём конструкторов". В конце жизненного пути заслуги Вильгельма были оценены обществом. Ему присудили степень почётного доктора наук.

 

Вильгельм Майбах умер 29 декабря 1929 года. Как самостоятельная марка "Майбах" перестала существовать в 1961 году, войдя в состав "Мерседес-Бенц".

 

Анастасия Прудникова, Sport.ru