За год до Олимпиады есть время задуматься и осознать: а для кого это вообще всё проводится? @Sport.ru задался данным вопросом, и ответ получился не самый положительный…

 

5 июля 2007 года – день, когда МОК решил доверить право проведения зимней Олимпиады-2014 в городе Сочи. Собственно, это был первый и последний день, когда новость, связанная с Олимпиадой, радостно (это важно) объединила вокруг себя если не всю, то большую часть России. Всё. Больше не было, наверное, не единого дня, когда какие-то вести с сочинских полей вновь вызывали приятные чувства, внушали патриотизм или что-либо такое. Над голосованием по поводу символа, простите, ржали. По поводу девиза не шутил только ленивый, а как тут удержишься, если звучит это дело как "Hot. Cool. Yours"?


Но больше было, конечно, расстройств и злости. Уже 7 июля 2007 года, когда эйфория прошла, стало понятно, что Олимпиада – это огромный проект с огромными деньгами, и можно было даже не сомневаться, что все причастные к этой стройке приложат максимум усилий для увеличения итоговой сметы сочинских игр. Уже даже Президент страны саркастически "хвалит" за работу координаторов постройки, при которых стоимость строительства санно-бобслейной трассы увеличивается с 1,2 миллиардов до 8, а сроки составляют на 2 года дольше планируемого. Успех? А то как же! Но разве кто-то ожидал иного? Никто не удивляется увольнению вице-президента ОКР Ахмеда Билалова с его поста, тем более, никто не удивляется слухам о том, что основной стройкой занимался брат вице-презадента – Магомед. И дело тут не столько в вопросах привычки или смирения, а в том, что большинству, по большому-то счёту, Олимпиада уже давно до фонаря, который шестой год не работает у подъезда – с того самого июля 2007.

 

Олимпиада в Сочи могла стать своеобразной национальной идеей, лечь в основу национального проекта по пропаганде спорта, но для этого нужно было не только строить, но ещё и увлекать в это дело людей. Какое дело до Сочи славным жителям города, например, Салехарда, что является центром Ямало-Ненецкого автономного округа? При том, что я сейчас говорю о субъекте с населением в полмиллиона человек, вряд ли хотя бы 10% из них видели столицу зимних олимпийских игр своими глазами. А если вдаваться совсем уж в дебри карты нашей Родины, то можно найти с десяток городов, жители которых и вовсе с трудом вспомнят, что через год в их стране случится спортивное событие мировой важности. И не в том дело, что они какие-то не такие, а просто-напросто людям не напоминали об этом, не построили в честь данного события, например, каток или парочку хоккейных коробок, чтобы воспитывать новых олимпийских чемпионов. Да что там – по десятку лыжных комплектов в школы не привезли. И о какой пропаганде мы говорим?

 

Судя по последним новостям, большинство чиновников, отвечающих за Олимпиаду, считает, что для полноценной пропаганды будет достаточно прокатить по всей стране олимпийский огонь с погружением его на дно Байкала и поднятием его в космос. Скажите, ну на кой надо опускать этот огонь на дно озера? Чтобы напомнить всему миру о факте его существования? О нашей гордости по поводу обладания таким природным богатством? Так, может, сначала перестать строить заводы на берегах рек, которые потом несут свои воды в Байкал, загрязняя его? Да, это куда дороже, чем грохнуть на дно контейнер с огнём, но пользы принесёт намного больше. Я уж молчу, что после всех последних неудач при запусках космических аппаратов лучше не рисковать попыткой отправить на орбиту олимпийский факел, а то грешным делом не долетит и рухнет куда-нибудь – ищи потом его!

 

"Уже даже Президент страны саркастически "хвалит" за работу координаторов постройки, при которых стоимость строительства санно-бобслейной трассы увеличивается с 1,2 миллиардов до 8, а сроки составляют на 2 года дольше планируемого..."

 

Одно из самых последних исследований по поводу средств, затраченных на Олимпиаду, если честно, повергло в лёгкий ужас, поскольку общие затраты сейчас составляют 1,526 триллиона рублей (между прочим, в 5 раз больше изначальной сметы). На эту сумму можно было бы построить по бассейну, стадиону на 10 000 человек, и ледовому дворцу в каждом из городов РФ, и ещё остались бы деньги! Этим словам можно верить или не верить, поскольку они являются лишь оценочным суждением в одном из ЖЖ-блогов, но все данные, приведённые там, можно легко проверить с помощью поисковиков и калькулятора. Простите, но мне кажется, что стадион, бассейн и ледовый дворец сделали бы для пропаганды спорта в регионах раз эдак в десять больше, чем одно событие в одном городе, пусть даже это и Олимпиада.

 

Говорят, что львиная доля средств была затрачена не столько на сами спортивные объекты, сколько на инфраструктуру. Но, пардон, почему ремонт дорог в Сочи должен как-то вязаться с олимпийским строительством? Он должен проводиться сам по себе, и не только в Сочи, а во всех субъектах страны. Кстати, спросите у большинства жителей славного южного города, как они относятся к большому событию в жизни их города. За всех не буду говорить, но те, с кем довелось общаться летом, не слишком рады постоянному шуму стройки, огромному количеству мусора и растущим ценам. Не кайфуют они почему-то от грядущей Олимпиады.

 

На этом фоне негатива теряется, например, тот положительный факт, что при всех затратах у нас сделали одни из самых демократичных цен на соревнование, и во многом поэтому всего полтора часа старта продаж понадобилось для полного выкупа билетов на самые "вкусные" матчи мужского хоккея на льду. Но, повторюсь, на фоне всего сказанного выше это всё воспринимается не как общий праздник для всех, а как дорогущая и гламурная тусовка, в которой некоторым доведётся за небольшую сумму поучаствовать.

Пучков Павел, @Sport.ru

Sport.ru