Чемпионат Гранд Туризмо выходит на финишную прямую. Впереди ещё две гонки, и борьба за чемпионскую корону в самом разгаре. Немного сбавившие ход Бартельс с Бертолини подпустили преследователей на дистанцию атаки. Правда, у экипажа “Витафон” есть веские аргументы для того, чтобы постараться оформить титул уже в Бельгии…

 

Итак, добро пожаловать в Золдер. В прошлом году здесь гонка выдалась достаточно напряжённая. Конечно, тот этап завершал сезон, и в обоих классах на итоговую победу претендовало несколько экипажей. Но и сама трасса располагает к настоящим гонкам. Автодром не претерпевал серьёзных реконструкций с семидесятых годов. Конечно, у многих он ассоциируется с драмой 1982 года, ведь, именно здесь оборвалась жизнь одного из величайших пилотов, Жиля Вильнёва. Возможно, сохранность в первозданном виде этой трассы (за исключением шиканы на месте аварии канадца) – достаточно справедливое решение. Это служит нам напоминанием о временах, когда гонщики проходили весь круг в пределах трассы не только в Монако.

 

Проедем круг, длинной 4011 метров, вместе с Карлом Вендлингером на “Астон Мартине ДБР9” команды “Джет Альянс”. Первый поворот, “Эрсте Линксе”, довольно неудобный – плавное изменение траектории сменяется резким левым изломом. Дальше следует разгон через довольно ходовые правые “Стерреннвахт” и “Канаалбохт“, разделённые небольшими прямыми, к медленному “Люсьен Бьянки”. Шикана, расположенная перед ощутимым подъёмом, разделяет длинную прямую. И после спуска нас ожидает очень медленная шикана “Жиль Вильнёв”. После этого навевающего тяжёлые воспоминания поворота очередной разгон и быстрый правый “Терламенбохт”. Медленный, в стиле шпильки, “Больдербехт” плавно перетекает в практически незаметную шикану имени Йохена Риндта. Последняя медленная шикана имени прославленного бельгийского пилота, Жаки Иккса выводит нас на стартовую прямую.   

 



Михаэль Бартельс, 2008Вернёмся к раскладу в чемпионате ГТ1. Сейчас экипажи Бартельс/Бертолини и Голлин/Хеземанс разделяют шесть очков. В принципе, за этап до финиша чемпионами могут стать “витафоновцы”. Тому есть пара предпосылок. Во-первых, машина немецкой команды за последние этапы сбросила лишний балласт, приезжая регулярно на довольно средненьких позициях. В то же время им удалось сохранить достаточное преимущество над обеими “Корветтами” команды “Феникс-Карспорт”, которые, наоборот, набрали вес. Перепады высот в Золдере, конечно, не такие ощутимые, как в Брно, но пара десятков килограммов динамики автомобилю не прибавит. Кроме того, в помощь постоянным экипажам на этап заявлен ещё один “Мазерати МЦ12”. Но так как в одной команде может быть только два экипажа, для помощников пришлось “организовать” дочерний коллектив “Витасистемс”. Сомнений ни в экипаже, ни в машине быть не может. Педро Лами и Маттео Бобби помимо прочих успехов в автоспорте и сам чемпионат ФИА ГТ уже выигрывали, в 1998 и 2003 годах соответственно. Шасси уже тестировалось после Брно и нареканий ни у пилотов, ни у инженеров не вызвало. Третья машина должна, по плану, отобрать очки у экипажей “Феникс”, ведь, оба немецких коллектива сражаются и в командном зачёте. Сражаются весьма упорно – лидеры команд на данный момент набирали очки во всех этапах сезона.

 

У потенциальных претендентов на подиум не всё так гладко. Впечатлённый темпом Иржи Янака в чешском Брно, руководитель “Джет Альянса” пригласил пилота на своё место в экипаже с Алексом Мюллером. Лучше бы австриец сам сезон завершал. На тренировках чех разложил “Астон” практически под списание. Очевидцы утверждают, что у машины моторного отсека будто и совсем не бывало после этого краш-теста. Лихтнер-Хойер не унывает: “Машина, точнее, что от неё осталось, сейчас на фабрике. Мы просто не успели её починить. Мы возлагали большие надежды этот этап. Ну, что ж поделать, это гонки. Будем надеяться, Райану и Карлу удастся прыгнуть выше головы и финишировать на подиуме”. Победитель прошлогодней бельгийской гонки, Вендлингер, резонно заметил, что на этот раз они в борьбе за титул, в принципе,  не участвуют, и могут себе позволить ехать в своё удовольствие, наблюдая за чемпионской гонкой с лучших мест в зрительном зале. Вообще, многие сходятся во мнении, что английская машина на данный момент самая быстрая в ГТ. Но фатальное невезение (двойной сход в Адрии, вылет в Спа, разбитый автомобиль в Чехии) не позволили австрийской команде бороться за чемпионат. Причём, на счету экипажа Вендлингер/Шарп уже три победы в этом году.

 

Ещё одна команда, за которой следует внимательно следить в Бельгии - “ПиКей Карспорт”, чей экипаж Берт Лёнжин/ Энтони Кумпен в прошлом году завоевали здесь “серебро” в гонке. Правда, эти выходные будут для пилотов бельгийской команды весьма напряжённые. Помимо ФИА ГТ Лёнжин с Кумпеном выступают и в бельгийском чемпионате ГТ, этап которого проводится здесь же. Правда, за титул в национальном первенстве сражаются не они. Основная борьба, как ожидается, развернётся между Фредериком Буви и Грегом Франки. А для бельгийцев график будет очень насыщенный. В субботу им предстоит посетить две конференции, участвовать в 80-минутной тестовой сессии ФИА ГТ, и двух квалификациях – 15-минутной основного чемпионата и 25-минутной бельгийского. А в воскресение экипаж  проведёт в боевых гоночных условиях в лучшем случае четыре часа. Кроме того, сложность вносит и тот факт, что в национальном первенстве в распоряжении Лёнжина с Кумпеном автомобиль “Мослер МТ900”, а не “Салин С7Р”.

 

Другой “Салин” помог “Ларбре” и Кристофу Бушу с Патриком Борнхаузером завоевать титул во французском чемпионате ФФСА ГТ. Вполне возможно, и “Ларбре”, и Бушу в “Селеслаф Рейсинг Тим” смогут на волне успеха выдать очередную отличную гонку. Вот, кто точно не сможет ничего выдать, так это “наш” “Ламбо”. “Райтер” официально объявил, что не будет выставлять машину ни в Бельгии, ни, тем более, в Аргентине. Догадки на счёт занятости коллектива оказались верными. Сейчас немецкая фирма завалена заказами от частников на следующий сезон. Говорят, и “Ламборгини” попросила довести до ума их “Гайардо”. Так что, на белый “Мурчелаго” ни сил, ни времени не осталось. Правда, циркулируют упорные слухи, что в следующем сезоне команда выставит сразу два “Ламбо” категории ГТ2, в том числе и для Романа Русинова с Петером Коксом.

 

Пора перейти и к младшей категории. Здесь сражение развернётся за второе место. Коллективы “БМС Скудерия Италия” и “ЦР Скудерия” идут ноздря в ноздрю и предсказать лучший - не “АФ Корсе” - экипаж на финише довольно трудно. Но тем интереснее. Бельгийский “Проспид”, конечно, отдаст все силы, чтобы блеснуть на Родине, но после победы в Ногаро и неизбежного нагружения балластом, да ещё с проблемами со сцеплением задних колёс, итоговый результат на подиуме будет воспринят, как несомненный успех.

 

ЦР Скудерия, 2008В экипажах перед гонкой произошли некоторые перестановки. Так, “ЦР Скудерия”, на Британских островах известная, как “ЦРС”, пригласила своего пилота из британского ГТ, Джеймса Саттона. Англичанин уже тестировал автомобиль ГТ2 в Спа, но за руль в гоночных условиях попасть не успел. Джеймс уже прокатился по трассе на гражданском автомобиле и отметил, что уверен на успешные выступления. В “Проспиде” также произойдёт очередная замена. Пока Эммануэль Коллар выступает за Океаном, а Микаэль Форстен занят на этапе чемпионата Мира по конкуру, бельгийцы пригласили двукратного чемпиона ГТ2, Марка Либа, известного и по выступлениям в ЛМС. “Спортивный директор команды довольно давно сообщил мне о такой возможности, - говорит немец. – Я счастлив провести ещё одну гонку за “Проспид” в ФИА ГТ (в этом году Марк уже занял второе место в 24 часах Спа). Маркус (Палталла) и я сделаем всё возможное, чтобы повторить успех. Мне Золдер нравится, но в последнее время не хватало удачи тут. Есть шанс изменить тенденцию”.  Также в ГТ2 вернётся и Марчелло Дзани, занявший здесь год назад второе место. Вместе с Анри Мозером они поведут в бой “Феррари 430 ГТЦ” швейцарской команды “Кессель Рейсинг”. Кстати, команда эта также, по слухам, готовит на будущий сезон “Гайардо”.

 

На этот раз в программе гоночных выходных чемпионата категории ГТ3, предельно насыщенной самыми разнообразными моделями, не будет. Последний этап пройдёт отдельно от ФИА ГТ в Дубае. В Ногаро две недели назад гонки выдались упорные, как всегда. В первом заезде лидер чемпионата, экипаж Хан/Мютч на “Форде ГТ” вылетел уже на первых кругах и потерял слишком много времени на возвращение в гонку. Но его главный преследователь, экипаж Раффье/Пирроле на “Шевроле Корветт Зед06Р” также потерпел неудачу – дифференциал не выдержал нагрузок буквально за пять минут до финиша гонки. Таим образом, статус-кво среди лидеров сохранился. А подиум получился весьма представительным на марки: и “Астон Мартин ДБРС9”, и “Форд ГТ”, и “Феррари Ф430 ГТ3” были представлены. А вот у Лоикса/Лемере на “Порше 997 ГТ3 Кап С” дела не заладились с самого начала. Избыточная поворачиваемость обеспечила им всего лишь седьмое место на финише.

 



Вторая гонка началась с ожесточённых атак Раффье на Мютча. Вплоть до остановки в боксах “Шевроле” не мог опередить “Форд”. После фазы автомобиля безопасности на великолепное четвертое место вышел удивительный “Морган Аэро 8 ГТ3”. Благодаря уверенному пилотажу и небольшой доли везения экипажу английской машины в составе Шайера и Лесудье пробились и вовсе на второе место. „Мы упорно работали над машиной уже два года, - объяснил немецкий пилот. – Были, конечно, технические проблемы, что мешало показать хорошие результаты. Но теперь машина надёжна и превосходно управляется“. Раффье с Пирроле в отсутствии главных соперников довели дело до уверенной победы и возглавили общий зачёт чемпионата. Теперь на корону в ГТ3 на последнем этапе чемпионата будут сражаться четыре экипажа: Хан/Мютч и Мортимер/ Эллис на “Форд ГТ” (кстати, последние провели пару образцово показательных гонок в британском ГТ в этом сезоне, заодно протестировав лишний раз свою машину), Раффье/Пирроле (“Шевроле Корветт Зед06Р”) и Эккари/Мена (“Астон Мартин ДБРС9”).

 

 

БТЦС 2008В Золдере в этот раз выступать, помимо национального ГТ, будет BTCS – бельгийская серия гонок легковых автомобилей. Соревнуются там пилоты на машинах, так же разделённых на несколько классов. Самым мощным является класс силуэтов. Но, в отличие от ДТМ, выступают здесь исключительно частные коллективы энтузиастов автоспорта, строящие технику самостоятельно. А техника, надо сказать, самая разнообразная. Здесь уже давно гоняется силуэт “БМВ М3”, кстати. Правда, не переднемоторный. Есть силуэты “Пежо 407” и “Мазды ЭрИкс8”. Достаточно грозную силу представляют и адаптированные под марафонские гонки автомобили серии “Рено Меган Трофи”. Некоторые “щадящие” настройки систем двигателя и вполне функциональная светотехника позволяют французской машине держать в страхе конкурентов все 24 часа марафона. Кстати, примечательно, что очень либеральный технический регламент всё же запрещает выходить на трассу автомобилям серии ДТМ – бельгийцы против участия заводских коллективов и ненужной гонки бюджетов. Довольно того, что из-за нехватки средств в начале года серьёзно сократила свою программу команда, использующая одни из самых красивых автомобилей в пелотоне, английских Больших Кошек, силуэты “Ягуар Икс-Тайп”. Ещё к преимуществам бельгийского первенства относится и разнообразный формат гонок. Здесь в календаре представлены и полуторачасовые “тактические” гонки, и одночасовые гонки “газ в пол”, и, конечно, суточный марафон в Спа. На этот раз экипажам предстоит как раз испытание скоростью – две часовые гонки. В лидерах сейчас экипажи представляющие различные марки: Фредерик Буви на “Рено Меган Трофи Эндуранс”, Кевин Морель на “Солюсьон Ф” и Найджел Гринсол с Йеном Доккериллом на “Пежо 407”. А вот в зачёте производителей лидирует "БМВ". Силуэт, конечно.

 

Вот такой предельно плотный и концентрированный гоночный уик-энд ожидает Золдер в эти выходные. Читатели sport.ru могут быть уверены, что самые оперативные отчёты с гонок ФИА ГТ ожидают их именно здесь. Как говорится, следите за дальнейшими новостями.

 

Олег Стожков, Sport.ru

Sport.ru