Первая ночная гонка Формулы 1 обещала быть захватывающей, и это сбылось. Осечка "Феррари" на пит-лейн, стоившая Фелипе Массе гонки; удачная тактика "Рено", позволившая Фернандо Алонсо стать триумфатором Гран При Сингапура; Нико Росберг, несмотря на штраф, ставший вторым… В колонке на сайте британской телекомпании "ITV", Джеймс Аллен анализирует ключевые события уик-энда.

 

Первая ночная гонка Формулы 1, прошедшая в Сингапуре, оказалась очень успешной. Захватывающее зрелище явило собой классический Гран При. Также здесь был автомобиль безопасности, в очередной раз подчеркнувший важную роль стратегии в достижении результата. Кроме того, гонка доказала, что чемпионат выиграет команда, допускающая меньше ошибок.

 

Упущенный шанс

 

У "Феррари" была скорость, с которой команда могла рассчитывать на двойную победу. До аварии Нельсиньо Пике на 16 круге, после которой на трассу выехал сейфти-кар, казалось, что Кими Райкконен сможет опередить Льюиса Хэмилтона во время первой волны дозаправок, а к финишу гонки вплотную приблизиться к Фелипе Массе. В первой фазе гонки "Феррари" были на полсекунды с круга быстрее Хэмилтона – ему нечего было противопоставить. Если бы не суматоха на пит-стопе Фелипе, Хэмилтон бы увеличил отрыв в чемпионате только до трёх очков.

 

Но автомобиль безопасности и пит-стопы изменили картину гонки. Именно это разрушило гонку Роберта Кубицы, поскольку он вынужден был заехать на дозаправку, когда пит-лейн был закрыт.

 

Затем был синхронный пит-стоп Массы и Хэмилтона, на котором "Феррари", стремясь сохранить преимущество, поторопились и отпустили Массу, не вынув топливный шланг из бака. Здесь сказался человеческий фактор: электронный сигнал был переведён в режим ручного управления, чтобы избежать опасных ситуаций на оживленной пит-лейн, куда стеклось множество машин. Зелёный свет включался так же, как поднимается "леденец" – человеком. И этот человек допустил ошибку.

 

Босс команды Стефано Доменикали говорил после гонки, что команда должна сохранять спокойствие в напряжённых моментах, но при этом отрицал, что сейчас персонал склонен поддаваться нервам больше, чем в прошлом, когда Росс Браун и Найджелл Степни держали дисциплину в надёжных руках. Он припомнил суматоху на пит-стопах Эдди Ирвайна и Михаэля Шумахера, чтобы доказать, что все ошибаются.

 

Дозаправка – это напряжённый момент, способный внести непредсказуемость и перевернуть гонку с ног на голову. Поэтому я считаю, что пит-стопы заслуживают быть частью спорта.

 

То, что произошло сегодня – очень обидно для Массы. Но этот случай подчёркивает, что гонки – командная игра.

 

Ошибка, которая дорого обошлась

 

Стефано добавил, что эмоции – это и сила, и слабая сторона "Феррари". Сегодняшняя гонка была провалена в доли секунды из-за ошибочного решения члена команды, имя которого не разглашается. После гонки он плакал, осознавая, что вместо 18 очков и комфортного лидерства в обоих зачетах, его команда на данный момент проиграла и там, и там. После финиша Масса постарался успокоить его, и этот человек снова будет отвечать за пит-стопы на Фудзи. Другой вопрос, будет ли "Феррари" использовать электронную систему на дозаправках. Сегодня для вторых пит-стопов они достали из запасников "леденец", и для сохранения спокойствия могут использовать его в оставшихся трёх гонках.

 

Итак, Масса протащил заправочный шланг через весь пит-лейн – смотрелось довольно забавно. Но проблема в том, что он вновь был выпущен с дозаправки перед носом у другого автомобиля, и за это получил штрафной проезд вдоль гаражей.

 

Для ФИА это была отличная возможность продемонстрировать, что они беспристрастны в предписании штрафов. Хотя, Масса-то был уже 18-й, когда этот штраф на него наложили.

 

Награда нашла "Рено"

 

Эта гонка принесла так много тем для обсуждения! Смелая стратегия "Рено" подарила Алонсо шанс на победу; Нико Росберг финишировал вторым, несмотря на штраф Стоп-н-Гоу; Хэмилтон, блестяще обогнавший Дэвида Кулхарда, но решивший не рисковать и сохранить третье место; наконец, фантастический темп Кими Райкконена после слабого старта.

 

Алонсо провёл блестящую гонку. Он стартовал 15-м, а Пэт Симондс, уже не первый раз в этом сезоне, решил использовать тактику, отличную от остальных. Это называется "теория игры" и Симондс уже успешно использовал её на практике, когда Нельсиньо Пике неожиданно финишировал на подиуме в Хоккенхайме.

 

Если бы для Алонсо была избрана тактика одной дозаправки, по итогам гонки он был бы не выше 14-го места. Но команда не для того колесит по миру, чтобы занимать 14-е места, тем более после того, как свободные заезды показали, что в руках Алонсо "Рено" может сражаться наравне с лидерами. Этот уик-энд стал самым конкурентоспособным для "Рено" в текущем сезоне. Поэтому они решили действовать агрессивно: на лёгкой машине и мягких шинах Фернандо отыгрывал позиции, пока не застрял в паровозике позади Ярно Трулли.

 

На дозаправку Алонсо заехал рано, на 12 круге, и это отбросило его на последнее место. Но топлива в баки залили на 29 кругов, поэтому после того, как на 15 круге выехал автомобиль безопасности, и большая часть машин ринулась на пит-стоп, он легко поднялся на высокие позиции. Более того, перед ним оказались гонщики, которые заправлялись, когда пит-лейн был закрыт, и им предстоял штраф, и те, кто избрал тактику одного пит-стопа. Когда они все убрались с его пути, Алонсо нужно было просто атаковать и уходить в отрыв.

 

В конце гонки он ехал на более жёстких шинах – сегодня они работали эффективнее – все остальные использовали мягкий состав; при таком раскладе испанец легко оторвался от основной группы после второго автомобиля безопасности.

 

Штраф, не разрушивший гонку

 

Сегодня Росберг оседлал удачу. Но есть повод для недовольства в отношении стюардов. Нико нарушил правила, отправившись на обслуживание на 15-м круге, когда пит-лейн был закрыт. Штраф был назначен только на 25-м круге.

 

Нико повезло, что Ярно Трулли и Джанкарло Физикелла сдерживали группу машин позади – к 28 кругу он создал 23-х секундный отрыв, который позволил вернуться на трассу четвёртым. А когда Физи поехал заправляться, Росберг стал третьим.

 

Что касается стюардов, то сначала они проанализировали опасную езду Массы, и только потом приняли решение относительно Росберга и Кубицы. Вы можете сказать, что у Массы случай был спорным, а нарушения Росберга и Кубицы являлись фактом, но всё-таки стюарды должны рассматривать ситуации в той последовательности, в которой они имели место быть.

 

Преимущество Льюиса

 

Хэмилтон оторвался от Массы на 7 очков. Таким образом, в оставшихся трёх гонках он может трижды финишировать вторым, и выиграть титул даже, если Масса при этом будет победителем Гран При. Хэмилтон не станет рассматривать дело под таким углом, но ему будет комфортно с точки зрения психологии.

 

Это означает, что в оставшихся гонках Райкконен должен быть в состоянии порвать всех, чтобы помочь Массе при первой же возможности. Но не факт, что "Феррари" удастся хорошо подготовиться к оставшимся трём гонкам, и не совсем ясно, поможет ли команде Райкконен.

 

Сегодня у Кими была очередная гонка со слабым стартом и взрывным темпом после. Доменикали сказал мне, что это связано с давлением в шинах – когда оно в норме, "Феррари" едет очень быстро. Похоже, что на нынешнем автомобиле Райкконен может эффективно использовать шины лишь короткий промежуток времени.

 

Зазвать вовремя

 

Думаю, Кубице очень не повезло. Если бы он заправлялся синхронно с Росбергом, то гонка была бы успешной, потому что после рестарта он шёл очень уверенно.

 

В "БМВ", вероятно, понадеялись на то, что пит-лейн скоро откроется и тогда штрафа удастся избежать, но этого не произошло, и выбор у Роберта оказался не велик: либо остановиться с пустыми баками на трассе, либо делать дозаправку и понести наказание. Чуть оттянутый пит-стоп отбросил его за спины гонщиков, выбравших один пит-стоп, и Роберт не смог реализовать свою скорость.

 

А вот "Ред Булл" на аварию Нельсиньо Пике отреагировали оперативно и успели зазвать Марка Уэббера и Дэвида Култхарда до машины безопасности. Но, к сожалению, всё было испорчено сломавшейся коробкой передач на машине Уэббера и заминкой на втором пит-стопе Култхарда. Хотя Дэвиду всё-таки удалось спасти два очка.

 

В Японию

 

На Фудзи весьма вероятен дождь. Прогноз на следующую неделю обещает дожди, да и все мы помним, что было в прошлом году! В настоящий момент во влажных условиях уверенно чувствуют себя "МакЛарен". Таким образом, для "Феррари" гонка может стать настоящим вызовом.

 

Мне нравится этот чемпионат. Невозможно предугадать, что произойдёт в следующий момент.

 

Перевод: Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru