Совсем недавно была достигнута договоренность о проведении этапа ФИА ГТ в Москве. Если всё пойдет по плану, то этап Чемпионата Мира пройдет в 2010 году на стационарном автодроме. Что это за чемпионат и зачем нам вообще нужны эти гонки?

 

Для начала разберёмся, что же такое, “Гранд Туризмо“? Ведь должны существовать определённые регламенты и соответствующие требования к этому классу автомобилей. Определение для машины ГТ более чем расплывчатое. Это автомобиль повышенной комфортности (люксовая модель) для путешествий на дальние расстояния. В принципе, это понятно и из самого названия.

 

Вообще, порой очень трудно даже специалисту обосновать принадлежность некоторых автомобилей к определённому гоночному классу. На этой почве часто разгораются ожесточённые споры. Победивший в чемпионате ГТ автомобиль не спортивный прототип ли? Граница и впрямь слишком условная, и некоторые решения руководителей чемпионатов о допуске или запрете машин являются по большей части волевыми, нежели обоснованными.

 

Взять к примеру знаменитый “Мазерати МЦ12“. Несмотря на выступления в категории ГТ1 чемпионата ФИА ГТ, автомобиль не допустили в ЛМС. Западный Автомобильный Клуб Франции (АСО) решил, что “крокодил“ начисто убьёт интригу в категории ГТ, и даже меньшее заднее антикрыло не послужит препятствием тотальному превосходству.

 

Негласно к категории ГТ относят автомобили с двумя дверями, в кузове купе. В настоящее время (и по 2010 год) действует следующая система классов:

 

ФИА ГТ,Мазерати,2006ГТ1 – Главный класс, к которому в течении трансляции приковано наибольшее внимание зрителей. Специально построенные вокруг стандартного кузова, со стандартным блоком цилиндров, эти машины по праву являются вершиной Больших Гонок. Эти машины стоит хотя бы раз увидеть вживую. Даже, скорее, не увидеть, а услышать. Благородное высокочастотное рычание V12 “Астон Мартина“, утробное ворчание V8 “Корвета“ на низких оборотах, сочный рёв “Ламборгини“ или сопрано “Феррари“ на прямой “Кеммель“ в Спа…

 

Но в последнее время крупные игроки немного охладели к этому классу. Многим машинам на стартовой решётке уже по три-четыре года, и новых проектов никто запускать не собирается. Говорили о монстрах вроде “Кенигсег“ или “Пагани Зонда“, но до трассы эти машины так и не добрались. В связи со вступлением нового регламента в 2010 году и перехода класса ГТ1 на международный уровень, ходит очень много слухов. Есть даже подозрения, что всем классам придется опуститься на ступеньку вниз для снижения расходов. 

 

ГТ2 – В течение последних лет главная арена непримиримого сражения “Феррари“ и “Порше“. Бытует мнение, что специалисты из Штутгарта немного забросили поддержку команд в ГТ2 ради сверхуспешного проекта “9П6“, более известного широкой публике, как “Порше РС Спайдер“ категории ЛМП2. Именно класс ГТ2 был выбран Стефаном Рателем в качестве базы для нового европейского чемпионата ГТ, который стартует в 2010 году. Одним из условий стало удешевление гонок. Не секрет, что сейчас на борту “Порше 911 ГТ3“ электроники больше, чем на “космических“ “Порше 911ГТ1“ 1998 года выпуска. 

 

Конечно, главные ожидания связаны с приходом “БМВ“. Можно возразить, что баварцы дебютируют в соревнованиях АЛМС. Но регламент заокеанских гонок, точнее их формат, гораздо ближе нынешнему ФИА ГТ, чем ЛМС. Так что вполне вероятно, ожидания преданных поклонников баварской марки сбудутся, и “БМВ 3-серии“ появятся на европейских трассах, пусть даже и с частным заявителем. Кроме того, серьёзно обострились противоречия в WTCC. Говорят, после гонки в Ошерслебене Энди Приоль высказался, что ему надоел этот чемпионат и те методы ведения игры, которые в нём практикуются. Многие это заявление расценили, как поворот в сторону Больших Гонок, ведь, “БМВ“ для АЛМС испытывал именно британский пилот. Что ж, подождем…

 

ГТ3 – допускает определённые доработки аэродинамики, в том числе установку антикрыльев. Для обострения борьбы и уравнивания шансов команд, использующих разные автомобили, перед сезоном каждую машину обкатывает тест-пилот ФИА. По результатам тестов каждой машине назначается индивидуальный балласт. Самый популярный класс у производителей. “Шевроле“, “Астон Мартин“, “Феррари“, “Морган“, “Ламборгини“, “Додж“, “Аскари“ участвуют в разнообразных  чемпионатах ГТ3 по всей Европе.

 

Настоящей сенсацией стало возвращение “Форда“. Модель ГТ, реплика знаменитого “Форда ГТ40“, позволяет пилотом комфортно лидировать в гонке, даже с 50-килограмовым балластом. Не менее радостные новости пришли из Германии. Сначала “Альпина“ объявила о выпуске специальной гоночной версии своей модели Б6 (читай, “БМВ“ 6-серии). А совсем недавно и “Ауди“ засветила свой “Р8“ категории ГТ3. Правда, оговаривается, что стартовать он будет только в немецком чемпионате, но кто знает.. Кстати, независимые компании уже во всю модифицируют “Ауди Р8“ для участия в гонках ГТ. В начале сезона несколько машин “Ауди Ц8Р“ уже приняли участие в 24-часовой гонке в Дубае.

 

ГТ4 – доработки ограничиваются установкой каркаса безопасности и системы пожаротушения. Не допускаются никакие переделки кузова или установка антикрыльев. В этом классе, несмотря на низший уровень, соревнуются как любители, так и опытные гонщики. Отличная площадка для развития и популяризации Больших Гонок в любой стране. Может быть и у нас в скором будущем найдутся энтузиасты для организации чемпионата России  в классе ГТ4. Для начала…

 

С середины века по всему миру проводилось немыслимое количество соревнований в классе ГТ. Многие из них входили в состав гонок вместе со спортивными машинами и проследить идейного предшественника нынешнего чемпионата крайне трудно. В 1994 году нынешний руководитель ФИА ГТ, Стефан Ратель, бывший автогонщик Юрген Барт и руководитель гоночной серии “Вентури“ Патрик Петер организовали чемпионат в классе автомобилей ГТ, чтобы заполнить брешь, пустовавшую на небосклоне ФИА с момента закрытия чемпионата спортивных автомобилей. Соревнования экипажей на “Феррари Ф40“, “Порше 911“ быстро привлекли внимание публики и, как следствие, крупные компании.

 ФИА ГТ 2001

Берни Экклстоун, раззадоренный успехом развала ДТМ решил срубить на корню и этот проект. Но Барт долго не соглашался продать свою долю. Наконец, новый чемпионат стартовал в 1997. “Мерседес ЦЛК ГТР“, “МакЛарен Ф1“, “Лотус Эсприт“ - достаточно громкие названия, чтобы на трибунах собиралось достаточно публики. Побеждали здесь и мастера ДТМ: Бернд Шнайдер и Клаус Людвиг, что ещё раз доказывает тесную связь ДТМ и ГТ. Но после мгновенного всплеска интереса и притока крупных игроков популярность пошла на убыль. С самого начала тысячелетия Рателю пришлось всерьёз взяться за развитие своего чемпионата, всех сопутствующих серий и местных соревнований класса ГТ.

 

В 2000 году многочисленные частники, использовавшие грозные в прошлом “Додж Вайпер“ ничего не смогли противопоставить англичанам с их “Листер Сторм Ягуар“. Талант Майка Хеземанса, сына прославленного голландского пилота 70-х Тони Хеземанса, компенсировался несовершенством производственно-технической базы, точнее подвижного состава. Команда Поля Бельмондо (сына великого французского актера) и голландская “Карспорт Холланд“ не смогли остановить “Листер Сторм Рейсинг“ на пути к чемпионству. Титул достался Джулиану Бейли и Джейми Кэмпбэл-Уолтеру. Тот год особо памятен российским болельщикам. Впервые на этапе ФИА ГТ стартовал наш экипаж в составе Алексея Васильева и Николая Фоменко. Впрочем, первые старты, конечно, стали скорее учебными, чем боевыми.

 

Год 2001. Продолжение сражения теряющего былую мощь “Вайпера“ и “Листера“. На сей раз сильнее оказался перешедший из младшей категории Кристоф Бушу вместе с Жаном-Филлипом Беллоком. Год этот примечателен и первой победой “Феррари 550 Маранелло“ (Рикард Райделл/Петер Кокс).

 

ФИА ГТ, Порше ГТ2, 2002Год 2002. Вновь вне конкуренции Кристоф Бушу. В категории Н-ГТ лучшим становится Стефан Ортелли на “Порше 996 ГТ3“, а экипаж Васильев/Фоменко набирает очки на последней гонке сезона.

 

Год 2003. Год доминирования “Феррари 550“. Маттео Бобби, Томас Бьяджи, Фабрицио Голлин, Лука Капеллари, Энцо Кальдерари и Лилиан Бриннер оттеснили лучший “Листер“ на седьмую строчку личного зачета по итогам сезона.     

 

Год 2004. Начало сезона вновь осталось за “Феррари“. Но позже экипажу команды “Витафон“ в составе Уве Альцена и Михаэля Бартельса (оба экс-ДТМовцы) удалось выиграть три гонки. Правда, накопленного на старте и тщательно пополняемого весь сезон очкового багажа Капеллари и Голлину хватило, чтоб принести “Феррари“ очередную победу в чемпионате.

 

Главным событием сезона стал дебют “Мазерати МЦ12“. Спортивные чиновники долго не хотели выпускать этот, по сути, спортивный автомобиль на одну трассу с ГТ. Несколько гонок итальянская машина провела вне зачёта. Так что, формально первую победу “Мазерати“ в ФИА ГТ принес дуэт Мика Сало/ Андреа Бертолини на последнем этапе сезона.

 

Для российских болельщиков год ознаменовался триумфом команды “Юкос Моторспорт“ на центральном этапе, 24-часовом марафоне в Спа. Команда, вновь получившая поддержку “Фрайзингер Моторспорт“ (по сути, заводскую), заняла весь пьедестал почёта: выиграли Ортелли, Дюма, Коллар, а Васильев с Фоменко добрались до второй позиции на финише.

 

Год 2005. Васильев с Фоменко вместе с новой командой “Рашн Эйдж Рейсинг“ перебираются в старшую категорию ГТ1. Вместе с ними “Феррари 550“, подготовленный компанией “Сиртек“ в бой выводил трехкратный чемпион ФИА ГТ Кристоф Бушу. Также вместе с командой “ДжиЭмБи“ дебютирует и Роман Русинов за рулём “Мазерати МЦ12“.

 ФИА ГТ, Мазерати, 2005

Чемпионат всё больше приобретает привычные очертания. Так, команда Михаэля Бартельса, “Витафон“, уже использует те же “Мазерати МЦ12“, и на трассах также появляются жёлтые “Шевроле Корветт“. А на третьем этапе дебютирует и “Астон Мартины ДБР9“. Дебютировали и сразу же выиграли. Правда, выступали они пока вне зачёта.

 

В этом же году Ратель, помимо нововведений в обозначении классов (ГТ1 и ГТ2 вместо старых ГТ и Н-ГТ) впервые начал экспериментировать с форматом гонок. Ради прямой телетрансляции гонку в Турции решили урезать до двух часов (вместо обычных трёх).

 

Конечно, сезон запомнился невероятной развязкой чемпионской гонки. Перед последним этапом у Бартельса/Шайдера (еще один представитель ДТМ) было вполне приемлемое преимущество над пилотом команды “Ларбре“ Габриэлем Гарделем. Но сход немцев и четвёртое место швейцарца сделали чемпионом именно последнего. Только, на круге почёта у его “Феррари“ закончилось топливо и пилота сначала дисквалифицировали. Но потом, по решению суда всё-таки вернули четвёртое место, а вместе с ним и чемпионскую корону.

 

Год 2006. Сезон прошёл под знаком грядущих перемен. Команды предложили Стефану Рателю переход на двухдневный формат соревнований и уменьшение времени гонки до двух часов. Всё это помогло снизить расход топлива за выходные до 100 литров.

 

Со спортивной точки зрения чемпионат запомнился неожиданной прытью американской машины “Салин С7Р“ команды “Цакшпид“. Судьям даже пришлось применять специальные весовые балласты и обрезать крылья излишне быстрому автомобилю. Сезон наконец остался за “Мазерати МЦ12“ и её экипажем Бартельс/Бертолини.

 

В младшей категории новая “Феррари Ф430“ не оставила “Порше 911 ГТ3“ ни единого шанса. Преимущество команд, использовавших итальянские машины было подавляющим, а чемпионами стали Маттео Бобби и Хайме Мело.

 

Год 2007. Сезон начался с невероятной победы никогда прежде не блиставших “Ламборгини Мурчелаго“ немецкой команды “Райтер“. Лето прошло под знаком сражения “Витафон-Мазерати“ и “ПиКей Карспорт-Шевроле“. Кроме того, в календаре чемпионата появилась городская гонка в Бухаресте. Примечательно, что трасса проложена вокруг второго по площади правительственного сооружения на Планете, Дворца Парламента.

 

Ближе к осени активизировался экипаж Вендлингер/Шарп команды “Джет Альянс“ на “Астон Мартине ДБР9“. Несколько побед вывели австрийскую команду из середняков в претенденты на победу в чемпионате. Но на последней гонке сезона в более выгодном положении оказались вёе-таки “витафоновцы“ и титул ушел Томасу Бьяджи.

 

Вот с таким багажом пришел ФИА ГТ в свой новый сезон. Отрадно, что снова есть русский пилот в главном чемпионате ГТ. Есть и немецко-русская команда с прелюбопытным проектом. Наконец, есть договоренность о проведении этапа Чемпионата Мира 2010 года в Москве. И не на городской трассе, а на полноценном автодроме европейского уровня! Значит, нам будет за кого болеть на нашем этапе Гранд Туризмо. Мы, наконец, увидим великолепных пилотов и эту потрясающую технику. Увидим и услышим!

 

Добро пожаловать на Большие Гонки!

Олег Стожков, Sport.ru