Как всегда, после гонки коллектив экспертов официального сайта серии ДТМ выносит свои строгие оценки всем пилотам, принимавшим участие в заезде. На этот раз можно попытаться подвести итоги всего сезона и удивиться некоторым выводам немецких специалистов. Статистика, статистика…

 

Тимо Шайдер, Хоккенхайм 2008Финал сезона ДТМ на Хоккенхаймринге стал настоящим праздником гонок легковых автомобилей. Развязка наряжённого сражения между “Ауди” и “Мерседес-Бенц” привлекла небывалый зрительский интерес. За перипетиями борьбы в последние выходные октября с трибун автодрома наблюдали 165 тысяч зрителей. Победа в гонке гарантировала каждому из соискателей титула желанный результат. Именно поэтому Тимо Шайдер и Пол Ди Реста “играли в собственной лиге”, не позволив третьему лишнему вмешаться в спор за победу. Эксперты официального сайта серии, www.dtm.com проанализировали выступления всех 19 пилотов и команд и представляют на Ваш суд свои оценки.

 

Тимо Шайдер (2/4/3/3/3/1): Тимо наконец-то добился своего и на самом последнем этапе сезона завоевал-таки свой первый титул в ДТМ. В течение всех гоночных выходных он находился в авангарде пилотов, а в самой гонке он ехал в своей собственной лиге. Непосредственно после старта он смог отличным манёвром опередить не только Пола Ди Ресту, но и товарища по команде, уже бывшего чемпиона, Маттиаса Экстрёма, который таким образом буквально передал эстафетную палочку Тимо. В дальнейшем Шайдер контролировал ход гонки и уступал лидерство только во время обязательных остановок. Когда Ди Ресте удавалось подобраться к чёрной “Ауди”, Шайдер вёл себя по-чемпионски хладнокровно и не допустил ни одной ошибки. На финише дуэлянтов разделили всего три секунды. Безошибочная, безупречная гонка как достойное украшение блистательного сезона. Лучшего Тимо и пожелать не мог.

Оценка:1

 

Пол Ди Реста (12/1/4/2/4/2): Пол упустил поул в субботу, а в воскресенье победу в гонке и вместе с тем и сам титул. При этом шотландец вряд ли может в чём-то себя упрекнуть. В гонке он сражался, как лев и порой был на полсекунды быстрее Шайдера. Однако, заминка на старте дорого обошлась Полу. В то время, как Тимо уходил в отрыв, Пол приходилось прорываться на верх ценой контактной борьбы с Экстрёмом, что аукнулось ему в решающей фазе гонки. Лучшие времена шотландец показывал до второго посещения боксов. На финишном отрезке гонки Ди Реста уже не мог держать темп Шайдера и уступил конкуренту 3 секунды на финише сезона.

Оценка:2

 

Джейми Грин (15/7/7/4/7/3): Джейми после неубедительных выступлений в тренировках смог собраться и выдал отличную гонку. Уверенный старт и агрессивные эволюции Эки в борьбе с Полом вывели британца и вовсе на второе место. Конечно, то, что Джейми уступит в дальнейшем дорогу Ди Ресте, ни у кого сомнений не вызывало. В течение всех 37 кругов гонки Джейми держался постоянно на расстоянии атаки лидирующего дуэта. На последних кругах британец вплотную подобрался к Полу, но, видимо, как настоящий джентльмен, не стал обострять горечь поражения молодому товарищу.  Отличный уик-энд.

Оценка:2

 

Брюно Спенглер (8/6/8/6/6/4): Финал сезона вновь представил нам того Брюно, которым мы привыкли восхищаться. Франко-канадец все выходные держался в группе лидеров и, хотя и не претендовал на победу, но своё законное четвёртое место заслужил по праву. Вполне возможно, его машина испытывала те же проблемы, что и автомобиль Пола Ди Ресты. Конечно, за последние два года мы привыкли, что молодой канадский пилот из Квебека на последних этапах сражается за титул. Но в этом году не всё получалось. Что касается гонки, то при старте с 6 места Брюно выжал многое из неразберихи первых кругов, когда кипела необычайно плотная борьба за спинами двух лидеров. Весьма консервативная стратегия остановок помогла Брюно удержаться на четвёртом месте.

Оценка:3

 

Том Кристенсен (3/5/5/8/1/5): Том свой последний этап текущего сезона может занести себе в актив. При старте с 8 места датчанин, 8-кратный триумфатор 24 часов Ле-Мана мог рассчитывать только на грамотную стратегию. Но на этот раз капитанский мостик Господина Четырёх Колец заботился исключительно о стратегических выкладках лидера чемпионата. Остальным пилотам “Ауди” пришлось в некоторой степени пожертвовать своей собственной гонкой. Кристенсен, по его же признанию мог спокойно отыгарть ещё больше позиций при использовании более консервативной стратегии. Уж кто, как не “Ауди” с их колоссальным опытом в гонках на выносливость могут предоставить самую невообразимую стратегию, которая в итоге приводит их пилотов на верхние ступени подиума. Но не на этот раз.

Оценка:3

 

Бернд Шнайдер (9/8/11/5/5/6): Для Бернда в Хоккенхайме речь шла совсем не о спортивном результате. Немецкий пилот в последний раз смог ощутить неповторимое настроение ДТМ, окунуться в эту непередаваемую атмосферу праздника на его личном финале ДТМ. Вопреки самым разным эмоциям он, как настоящий профессионал, провёл уик-энд на высшем уровне. Бернд является одним из самых успешных и знаменитых пилотов легковых автомобилей. И, естественно, он – самый успешный пилот ДТМ. Коллектив экспертов отмечает высшей оценкой, в виде исключения, не только форму и результаты на последнем этапе ДТМ, но и всё, что Бернд сделал для немецкой серии на протяжение последних 16 лет. Спасибо, Бернд!

Оценка:1

 

Маттиас Экстрём (6/3/2/1/2/7): Уже после квалификации, в которой он завоевал второй поул в текущем сезоне, Маттиас высказывался в очень агрессивном ключе: „Я, конечно, буду жестче атаковать Пола, чем других пилотов.“ Это произошло прямо после старта. Экстрём искусно пропустил Шайдера на первое место и в то же время закрыл калитку Ди Ресте. Интересно было наблюдать, как швед выполняет непривычную роль оруженосца. Его стратегия обязательных остановок оказалась совершенно непригодной для того, чтобы надеяться на приемлемый результат. Для того чтобы вклиниться в противостояние лидеров чемпионата на трассе, Эки пришлось до последнего оттягивать момент заезда на первую остановку. Именно это и погубило его гонку.

Оценка:3

 

Мартин Томчик (1/2/1/7/8/8): Мартин который уже раз за сезон отлично начинает гоночные выходные. Вот и в этот раз пятничные тренировки остались за немецким пилотом. Но в последнем сегменте квалификации опять произошёл какой-то сбой. При старте с седьмого места рассчитывать на высокие результаты на финише не приходится. На первых кругах гонки Мартин ввязался в увлекательную и зрелищную борьбу со Спенглером и Кристенсеном. Но экстремальная стратегия остановок не позволила Томчику реализовать весь потенциал автомобиля. Который уже раз в сезоне.

Оценка:4

 

Майк Роккенфеллер (5/13/6/9/11/9): Рокки все выходные был в прекрасной форме и по праву заслужил честь называться лучшим пилотом прошлогоднего автомобиля. Он смог подтвердить это в квалификации, а в гонке без проблем сохранил своеобразное лидерство. Но разрыв между поколениями автомобилей был на этот раз очень существенный, так что вознаграждения зачётными баллами не последовало. Но заслуг Майка вместе с командой это не умаляет.

Оценка:2

 

Оливер Джарвис (4/10/13/10/14/10): Оливер блестяще начал гоночные выходные установив четвёртое время на первой тестовой сессии. На протяжение всего уик-энда британец находился в лидерах пилотов полузаводских коллективов. Совсем немного не хватило Джарвису, чтобы попытаться на трассе поспорить за девятое место с Рокки. На старте молодой пилот отлично сориентировался и оказался впереди более опытного коллеги по “Ауди”. Но на пит-стопе механик замешкался с гайкой крепления колеса, на чём было потеряно три секунды и все шансы на лидерство “среди остальных”.

Оценка:3

 

Паффетт, Хоккенхайм 2008Гэри Паффетт (13/9/16/12/10/11): Без лишнего шума и пыли. Гэри уже всё всем доказал в этом сезоне, и провёл не самый впечатляющий этап. И даже, не смотря на это, стал лучшим представителем полузаводских “Мерседесов”. В квалификации он как обычно пробился во второй сегмент. В самой гонке британец также держался особняком. На старте Гэри смог немного улучшить свою позицию, но большего выжать он не смог из-за недостаточной поворачиваемости, которая проявилась ближе к середине дистанции. Чемпион 2005 года стал лучшим пилотом прошлогоднего автомобиля и завершил сезон с 13 зачётными баллами на девятой степени. Коллектив экспертов поздравляет Гэри с этим достижением.

Оценка:2

 

Маро Энгель (7/17/9/14/13/12): Очень хорошие результаты в тренировках чередовались с посредственными. Но в целом, можно сказать, что новичок ДТМ справился с заданием. Житель Мюнхена при некотором стечении обстоятельств мог рассчитывать даже на первые зачётные баллы. Но всего, на что хватило удачи – 12 место. При этом в актив себе Маро может занести неплохой поединок с Гэри Паффеттом и победу над именитым коллегой по команде.

Оценка:3

 

Александр Према (10/12/12/11/16/13): Целью на финал сезона француз ставил себе добыть важные очки для борьбы за звание лучшего пилота прошлогодней техники с Гэри Паффеттом. Впрочем, исходная позиция для новоиспечённого папаши была не самая благоприятная – 11 место. Сам заезд вышел у Алекса не весьма впечатляющий. С немного другой стратегией, вполне возможно, француз мог бы побороться с Майком Роккенфеллером за девятое место, но команда слишком поздно организовывала остановки для своего пилота.  В довершение всего, француз после неудачной атаки поребриков умудрился оставить на Мотодроме изрядный кусок своего “Ауди Р13”, после чего управлять машиной было очень трудно. 

Оценка:3

 

Ральф Шумахер (16/15/14/16/12/14): Два раза терял Ральф передний сплиттер своего “Мерседеса” - и в квалификации, и в гонке самый знаменитый новичок ДТМ страдал от собственной горячности в атаке поворотов. Лучше всего Шумахеру удалась воскресная разминка – но это только 12 место. В остальном, всё шло слишком средне и крайне незаметно.

Оценка:4

 

Легг, Хоккенхайм 2008Кэтрин Легг (18/19/18/18/19/-): Кэтрин с удовольствием завершила бы сезон на мажорной ноте, но всё сложилось не самым лучшим образом. 18-ое стартовое место стало огромным разочарованием для английской пилотессы. Гонка проходила явно не по сценарию её команды. После столкновения со Стоддарт в первом же повороте машина Кэтрин была настолько серьёзно повреждена, что в “Параболике” набегающий поток воздуха сорвал капот с автомобиля Легг. Команде пришлось зазвать пилотессу на ремонт. С 11 кругами отставания в зачётную восьмёрку можно попасть только в Ле-Мане. Но никак не в Хоккенхайме. Разочаровывающий финал сезона.  

Оценка:4

 

Матиас Лауда (19/18/19/15/17/-): Матиас, как и Винкельхок, Стоддарт, Альберс стал жертвой столкновения на втором круге. С повреждением передней части автомобиля Лауда добрался до своего гаража, чтобы бросить там якорь. Среди позитивных моментов можно отметить улучшение в квалификации лучшего времени свободных заездов более чем на секунду.  Но при этом, 15-ая стартовая позиция не была оптимальной исходной базой для хорошего результата в гонке. То, что было возможно выжать большее доказал Гэри Паффетт, который был быстрее в квалификации более чем на 7 десятых секунды.

Оценка:4

 

Маркус Винкельхок (14/14/10/-/15/-): Маркусу эти выходные в Хоккенхайм-Баденвюртемберге лучше побыстрее забыть. После хороших результатов на тестовых сессиях его чёрная “Ауди Р13” вылетела на “Мотодроме” на первом же круге квалификации. Избыточная поворачиваемость отправила Маркуса прямиком в барьер из отработанных покрышек. Перспектива стартовать с последнего места не расстроила Винкельхока – на первых метрах дистанции 28-летний пилот отыграл пару позиций. Но после столкновения с Альберсом и Стоддарт Маркусу пришлось завершить сезон раньше большинства остальных пилотов серии.

Оценка:4

 

Сьюзи Стоддарт (17/16/17/17/18/-): Радость начала сезона от долгожданной обновки в виде прошлогоднего “Мерседеса” быстра сошла на нет. В условиях неимоверно плотной борьбы в нынешнем ДТМ Сьюзи очень трудно бороться с конкурентами. Времена в самом конце таблиц весь уик-энд. Ничего удивительного для шотландской пилотессы. Старт с 17-ого места в последней гонке сезона и досрочный финиш после серии столкновений. Не самый впечатляющий финал для блеклого сезона.

Оценка:4

 

Кристиан Альберс (11/11/15/13/9/-): В обоих тестовых заездах в пятницу Кристиан радовал своих болельщиков отличными результатами. В квалификации голландцу также удалось опередить многих пилотов на прошлогодних автомобилях. 13-ая стартовая позиция вполне могла быть конвертирована через 37 кругов в первые зачётные баллы. По крайней мере, на разминке голландец обозначил свои намерении, показав великолепное 9 время. В гонке он смог отыграть несколько позиций на старте. Но столкновение прервало прекрасные выходные для Кристиана.

Оценка:3

 

Ниже приведена таблица альтернативного зачёта. Для каждого из одиннадцати этапов представлены экспертные оценки пилоту (левая часть столбца) и место на финише (правая часть). Два крайних правых столбца – средние оценки за год и среднее место на финише. Пилоты выстроены в порядке ухудшения средней экспертной оценки за год. В случае равенства оценок выше размещён пилот с лучшим средним финишем.

 

Таблица, Хоккенхайм

 

Как видно из таблицы, у Тимо Шайдера в этом зачёте конкурентов просто не было. Единственная неудовлетворительная оценка приходится на провальное выступление в Ле-Мане, где большая часть вины, всё-таки, лежит на команде. Пол Ди Реста не сразу заслужил похвалы экспертов. Серьёзный перелом в отношении немецких специалистов к молодому шотландскому пилоту пришёлся на его первую победу в ДТМ (Лаузицринг) и последующее сокращение отрыва в чемпионате.

 

Экс-чемпион Маттиас Экстрём чередовал неудачные выступления, когда всё буквально валилось из рук с уверенными финишами на первом месте. Серьёзно испортил его результат скандальный последний круг гонки в Барселоне, когда он убрал с дороги Джейми Грина. Британец также провёл весьма нестабильный сезон. В начале года казалось, что главным претендентом на титул от “Мерседеса” станет, как всегда, Брюно Спенглер. Но после неудач канадца более опытный Джейми не смог ничего противопоставить молодому Ди Ресте.

 

Бернд Шнайдер начал сезон совсем неубедительно и лишь благосклонность судей, их признательность за все заслуги Маэстро ДТМ позволили немцу обойти некоторых полузаводских пилотов. Лучшим из остальных стал, как ни странно, Маркус Винкельхок. Будем надеяться, “заяц”-Винки получил такие высокие оценки не за громкую фамилию и в следующем году сможет наконец

завоевать свой первый подиум в ДТМ.

 

Удивительно, но объективно лучший пилот прошлогодних машин, Гэри Паффетт, уступил даже не хватавшему звёзд с неба Ральфу Шумахеру. Хотя, это можно объяснить тем, что эксперты полагают, англичанин обладает гораздо большим потенциалом и попросту не реализовал его. Впрочем, не стоит забывать, что “шестёрки” за дисквалификации на двух этапах скорее вина команды, чем самого пилота.

 

С этими оценками можно не соглашаться, обвинить немецких экспертов в предвзятости, но и в альтернативном зачёте можно найти ответы на некоторые вопросы, что оставил ушедший сезон. В конечном итоге, в автоспорте итоговый результат является плодом колоссального труда сотен специалистов. И не вина безупречно заточенного острия стрелы, что пускают её из плохенького лука. Ну, или из прошлогоднего “Мерседеса”, если Вам угодно…

 

Олег Стожков, Sport.ru