В истории Формулы 1, которая насчитывает 58 лет, судьба титула решалась в последней гонке 24 раза. Нынешний напряжённый финал станет 25-м. Последний Гран При сезона-2008 свёл достойных людей в достойном месте под названием Интерлагос.

 

Хотелось бы, чтобы и обстоятельства были достойными, иначе говоря – спортивными. Впрочем, прогнозов и домыслов по поводу борьбы бога против ФИА (а после Гран При Китая Льюис Хэмилтон сказал, что бог на стороне его команды) сейчас и так хватает. Поэтому перейдём к достойным людям, ведь они, пожалуй, как никто другой, не понаслышке знают эти дороги, которые приводят к титулу.

 

Это делается так

 

Через грядущий уик-энд мы пройдём замысловатым извилистым кочковатым путём с перепадом высот – это непросто, это Интерлагос. Подробно о нём рассказывает гонщик, чей лучший финиш здесь – 4 место в далёком теперь 1998 году. Итак, третий пилот "Хонды" Алекс Вурц…

 

"Бразилия великолепно подходит для финального этапа сезона, поскольку бразильцы страстно любят Формулу 1. А местная трасса – отличный вызов для гонщиков. На прямой старт-финиш вы успеваете разогнаться до седьмой передачи и скорости 317 км/ч. Затем следует первый поворот со слепым апексом, который делает торможение очень интересным: при позднем торможении появляется хорошая возможность обгона. Далее идёт скоростной спуск к правому повороту, из которого вы выходите на четвертой передаче. Для лучшего прохождения поворота необходимо атаковать бордюр, но нужно быть осторожным, так как это может дестабилизировать машину. Это всегда был непростой поворот, но в этом году жизнь усложнилась запретом на трекшн-контроль. Третий длинный левый вираж, напротив, очень прост.

 

Затем по длинной задней прямой вы доезжаете до четвёртого левого поворота с ухабистой зоной торможения. Чтобы пройти его на высокой скорости, нужно плавно направлять автомобиль: дайте машине просто войти в поворот, и начинайте разгоняться как можно быстрее. Нужно также внимательно следить за апексом – промах грозит слишком широким выходом из поворота.

 

После скоростного пятого виража вы поднимаетесь на холм, по которому пролегает двойной правый поворот. На прохождение этого участка трассы уходит много времени, поскольку апекс здесь очень длинный, а пройти его правильно нелегко – середина поворота приходится на вершину холма и задняя часть автомобиля слабо загружена. Добиться идеального баланса здесь практически невозможно – это вызов для каждого гонщика.

 

Далее следует восьмой поворот, который проходится на второй передаче и означает начало самой медленной части круга. Проходя этот правый вираж по внутренней траектории, необходимо атаковать бордюр – с его помощью можно отыграть время. В начале уик-энда поребрики очень скользкие, но к концу сцепление в них значительно улучшается благодаря отработанной резине. Это необходимо учитывать.

 

Через небольшой подъем вы направляете автомобиль к апексу следующего левого поворота. Чтобы не потерять время, проходить его нужно так быстро, как только возможно. К его середине трасса сужается и в этом месте, как правило, отличное сцепление с трассой. Этот поворот хорошо проходить на лёгкой машине с полупустыми баками. После него вы немного разгоняетесь перед шпилькой. Торможение здесь очень скользкое, и чтобы не заблокировать передние колеса, нужно быть предельно сосредоточенным.

 

Затем вы проходите простой левый спуск к 12-му повороту, который является самым важным на трассе. Его проходят на второй или третьей передаче – в зависимости от передаточных чисел в вашей коробке – а затем по весь опор несутся к главной прямой. Здесь нужно позднее торможение, иначе вы потеряете много времени, но важно и не перетормозить, поскольку чистый выход из поворота жизненно необходим. Можно атаковать поребрик на внутренней стороне, но без фанатизма, поскольку во время скачков колеса поднимутся в воздух, и тяга на выходе будет слабой".

 

На растерзание мастерам

 

С технической точки зрения, Интерлагос бросает на растерзание командам две задачи. Трасса располагается на возвышенности – 800 метров над уровнем моря – и из-за разреженного воздуха моторы здесь не столь эффективны. Это же оказывает негативное воздействие на эффективность аэродинамики.

 

Вторая проблема – кочки, от которых не спасает даже новый асфальт. Их особенно много в районе 4 поворота, который носит название "Descida do Lago". Это необходимо учитывать при настройке шасси.

 

На бразильском автодроме есть два излюбленных места для обгонов. Если 12 поворот, о важности которого говорил Алекс Вурц, удастся пройти максимально удачно, то, помимо возможность слип-стрима,  гонщик может получить вариант для удачной атаки в "S" do Senna", расположенного в самом начале следующего круга. Второе местечко – тот самый кочковатый четвёртый поворот, следующий сразу после задней прямой, но зона торможения здесь довольно короткая, поэтому любой манёвр будет в духе "пан или пропал".

 

Что касается погоды, то с тех пор, как Гран При Бразилии обосновался в конце календаря, это традиционно сухой этап. Однако в 2003 году пилоты на Интерлагосе стали жертвой потопа едва ли не библейских масштабов, так что сюрпризы возможны. Вне сомнений, компания "Бриджстоун" подготовилась и к такому раскладу. Для стандартных же условий шинники привезли сюда "Медиум" и "Софт", которые, как ожидается, будут сильно гранулироваться в извилистом среднем секторе, даже если он будет сплошь усеян отработанной резиной.

 

Зона интереса

 

Как ни странно, в то же самое время, когда борьба за титул захватила ведущие аналитические умы и заголовки СМИ всех калибров, в Чемпионате происходит ещё, мягко говоря, пара-другая событий спортивного характера, которые сделают грядущий уик-энд только интереснее. Например, борьба за третье место остаётся открытой, как минимум, до квалификации, ведь Кими Райкконен, идущий на четвёртой позиции, имеет в активе 69 очков, и это всего на 6 меньше, чем у Роберта Кубицы. Также Нику Хайдфельду с его 60-ю очками отнюдь не гарантировано пятое место, поскольку, да, у Фернандо Алонсо в копилке всего 53 пункта, но испанец-то может победить, видали уже. Впрочем, может и не победить. Более того, имеет все шансы пасть под натиском Хейкки Ковалайнена – у финна 51 очко. В Личном Зачёте разыгрывается и 8-е место – у Себастьяна Феттеля и Ярно Трулли по 30 очков.

 

В Кубке Конструкторов сражение также не только между "Феррари" и "МакЛарен". "БМВ" всё ещё сохраняет шансы опередить "МакЛарен" в этом первенстве. А в то время, как "Рено" и "Тойота" уже обеспечили себе 4 и 5 место соответственно, за их спинами продолжает сохраняться напряжение: "Торо Россо" – 34 очка, "Ред Булл" – 29, "Уильямс" – 26 пунктов.

 

Кроме этого, Гран При Бразилии станет последней гонкой для старшего гоночного инженера "МакЛарен" Стива Хэллама, который со следующего сезона будет работать в американской серии "NASCAR". Эпоха шин с канавками подойдёт к концу. А счастливое нижнее бельё Дэвида Култхарда последний раз в боевых условиях проедет 71 круг по почти 4,5-километровому бразильскому треку .

 

Словом, предметов для наблюдения множество, поэтому не копайтесь в чужом белье – наслаждайтесь гонками.

 

Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru