Джанкарло Физикелле в скором времени исполнится 36 лет, и его лучшие гоночные годы, судя по всему, остались позади. В следующем году Физико станет тест-пилотом “Феррари”, за рулём которой он проводил, возможно, заключительные этапы своей долгой и богатой на события карьеры.

 

Время не ждёт, и ещё один “пилот из 90-х” покидает основной пелетон. Чемпиона мира 2009 Дженсона Баттона можно с полным правом назвать опытнейшим гонщиком, хотя когда в 1996-м году за рулём “Минарди” дебютировал перспективный итальянец Физикелла, Дженсона ещё не было даже на подступах к Формуле 1.

 

Как ни парадоксально, но быть итальянцем в Ф-1 вообще, а уж в середине прошлого и начале нынешнего десятилетия в особенности – доля не из простых. На Апеннинском полуострове болеют за “Феррари”, и те, кто пилотирует алые болиды, всегда будут милее большинству итальянцев, нежели доморощенные таланты из других “конюшен”. Потому мечта любого гонщика–уроженца этой страны “прописаться” в Маранелло.

 

Джанкарло Физикелла – типичный итальянец – невысокого роста, с тёмными волосами и взрывным темпераментом как на трассе, так и за её пределами. Он в первый же год выступлений неплохо зарекомендовал себя, но “Минарди” отчаянно нуждалась в деньгах, а потому полноценно провести сезон Физикелле, не взирая на его результаты, не удалось.

 

Однако уже в 1997-м Джанкарло получает предложение от Эдди Джордана. Ирландская “конюшня” тогда находилась в самом начале подъёма, а потому Физико добился нескольких отличных результатов и чуть было не выиграл первый в карьере Гран При (потом Джанкарло ещё сядет за руль “Джордана” и выиграет первый Гран При, но уже во время спада команды – прим. автора). Физикеллу заметили в “Бенетоне”, и Флавио Бриаторе готов был даже судиться за него.

 

Финский автор Юха Кярккяйнен в своей книге 1998-го года “Формула 1. Звёзды”, посвящённой действующим на тот момент пилотам и гонщикам из недалёкого прошлого, следующим образом отзывается о Физикелле: “На данный  момент у итальянцев один кумир – немец Михаэль Шумахер. Собственных любимцев у них нет со времён побед Риккардо Патрезе. Физикелла, похоже, - единственная надежда Италии, хотя по итогам выступлений в 1997-м году серьёзную конкуренцию на этом поприще ему может составить не менее талантливый Ярно Трулли”.

 

“Свою первую победу Физикелла одержал, находясь в кокпите далеко не самого резвого “скакуна””

 

От Физико действительно ждали многого, и год за годом он стучался в двери “топ-команд”, но продолжал оставаться в “Бенетоне”, где с моторами “супертэк” попадание в очки, не говоря уж о подиуме – считалось отличным результатом. Физикелла на деле доказывал свою высокую скорость в разные годы за рулём разных команд опережая напарников в лице Педро Лами, Ральфа Шумахера, Алекснадра Вурца, юных Дженсона Батона и Фелипе Массы, Такумы Сато и Ральфа Фёрмана. Однако техника, казалось, не соответствует потенциалу итальянца.        

 

Тем не менее, свою первую победу Физикелла одержал, находясь в кокпите далеко не самого резвого “скакуна”. В 2003-м году “Джордан” уже не сотрудничал с “Хондой” и был оснащён моторами “Форд”, что не в лучшую сторону сказалось на скорости. После квалификации Гран При Бразилии 2003 Физико располагался довольно высоко, на восьмом месте. В гонку пилоты ушли вслед за машиной безопасности из-за жуткого ливня. Пилоты один за другим не справлялись с управлением и вылетали. Лидировал Дэвид Култхард, а за ним шли его партнёр по “Макларен” Кими Райкконен и Физикелла.

 

Однако после того как Култхард совершил плановую дозаправку, а чуть спустя его примеру последовал Райкконен, Физикелла на машине с почти пустыми баками обогнал “потяжелевшего” финна. Не справился с управлением в последнем повороте Марк Уэббер и на трассе появилась машина безопасности. Однако, не успев догнать сейфти-кар, на обломок болида австралийца налетел Фернандо Алонсо. К счастью серьёзнейшая авария обошлась без тяжёлых последствий, кроме того обстоятельства, что гонка была остановлена досрочно.

 

Вместо запланированного 71-го круга, сначала было решено считать результаты по 53-му, и победу отдали Райкконену, но затем итоги были пересмотрены, и постфактум по положению дел после 54-го круга триумфатором Бразилии стал Джанкарло Физикелла. Первый для итальянца успех, стал фактически последним серьёзным достижением “Джордан” (не считая 3-го места Тьяго Монтейру на Гран При США 2004, где из-за проблем с безопасностью шин “мишлен” участвовало только 6 машин, оснащённых “бриджстоуном” – прим. автора).

 

“В 2005-м и 2006-м в его распоряжении была сильнейшая машина чемпионата, но Фернандо Алонсо был явно быстрее”

 

Далее “транзитом” через “Заубер” Физико вернулся в “Рено” (экс-Бенетон). Сезон 2004 получился для французской “конюшни” успешным, и в новый год Флавио Бриаторе и Ко вступали с большими надеждами. Первая же гонка за рулём “новой старой” для себя команды покорилась Джанкарло. Завоевав в Австралии поул, он грамотно довёл дело до победы, и впервые прилюдно отпраздновал успех шампанским с первой ступени пьедестала. Ожидания были огромные, но, увы, три схода подряд, в то время как напарник Фернандо Алонсо синхронно одержал три подряд победы, и, выпущенная из рук инициатива, так и не вернулась итальянцу в руки.

 

В 2005-м и 2006-м в его распоряжении была сильнейшая машина чемпионата, но Фернандо Алонсо был явно быстрее, завоевав два титула в противовес пятому и четвёртому местам в личном зачёте куда более опытного партнёра. Физикелла помог “Рено” дважды завоевать Кубок конструкторов и выиграл ещё один раз – во второй гонке сезона 2006 в Малайзии, но этого было недостаточно.

 

В 2007-м Алонсо перешёл в “Макларен”, а Физико остался в команде пилотом номер один в тандеме с дебютантом Хейкки Ковалайненом. Горьким разочарованием обернулся для него этот сезон – ни одного подиума и проигрыш в итоговой классификации напарнику, а, как следствие, окончательное завершение сотрудничества с “Рено”.

 

Так за три сезона из самого “недооцененного” гонщика пелетона он превратился в ветерана, главная задача которого: найти себе место в команде на будущий сезон. В итоге этой командой стала “Форс Индия”. И если первый год выступлений обернулся для Физико сплошными разочарованиями, и реальной, являлась лишь локальная борьба с партнёром Адраном Сутилем, то в 2009-м, в год потрясений и революций, в том числе технических, индийское детище Виджея Мальи смотрелось достойно, а порой и просто великолепно. Как в Монце, где Физикелла впервые с 2006-го года поднялся на подиум. Уступив, только Кими Райкконену, Физикелла, не задумываясь принимает приглашение “Феррари”, заменить соотечественника Луку Бадоэера, которому в свою очередь толком не удалось заменить травмированного Фелипе Массу.    

 

Мечта сбылась. Но, увы, “Феррари” в конце сезона в лучшем случае боролась за попадание в очки, да и то делал это Райкконен. Однако Физико никогда не терял своего стиля “на кураже”, и порой участвовал за рулём алого болида в интересных сражениях, пусть и локального характера. Возможно в заключительном для себя Гран При на новенькой трассе Яс Марина, Джанкарло сумел отыграть четыре позиции на старте, но затем превысил скорость на пит-лейн и после отбытия штрафа откатился в самый хвост пелетона. Впрочем, напоследок он всё-таки блеснул красивым обгоном “Рено” Романа Грожана.

 

“Рено”, бывшее самым быстрым болидом, который ему доводилось пилотировать и самым неудачным одновременно. Тем не менее, “Рено” Грожана осталось позади, как позади остались и богатые на события четырнадцать лет карьеры боевого пилота Формулы 1. Могло ли сложиться что-то иначе? Наверное, да, но теперь это уже история. Впереди работа тестером в “Феррари”, позади целая гоночная жизнь.       

 

Николай Никифоров, Sport.ru