До Нового года остаётся всего один день - самое время для подведения итогов. Формула-1 2008 запомнилась как увлекательными событиями на трассе, так и за её пределами. В этом году произошло рождение нового чемпиона мира, дебютировали две новые трассы, одна из которых стала гордо именоваться Гран-При Евпропы, а другая впервые в истории принимала гонку ночью при искусственном освещении. Многие пилоты впервые добрались до пьедестала и некоторые даже до верхней его ступени! Словом, скучать не приходилось.  

 

Льюис Хэмилтон

 

Молодой 23-летний англичанин на второй сезон в формуле-1 всё-таки сумел стать чемпионом мира. Не правда ли удивительно слышать слова “всё-таки” или “наконец” по отношению к пилоту, проведшему в королевских автогонках всего два года? Иные за всю карьеру считанное количество раз поднимались на подиум, если вообще поднимались, тогда как после выигрыша гонки Хэмилтоном нынче говорят: “Одержал очередную победу”.

 

Льюис Хэмилтон мог проиграть титул второй год подряд на последнем Гран-При сезона, выходя на старт в ранге безоговорочного фаворита, но удача на сей раз была к нему благосклонна. Впрочем, даже “вставшая” “Тойота” Тимо Глока (оставшегося на сухой резине) на последнем круге промокшей бразильской трассы – это всего лишь одно из слагаемых общего успеха первого номера “серебряных стрел”.

 

Впрочем, говорить о везении, как о главном факторе, сделавшим Льюиса новоиспечённым чемпионом мира не приходится. Cпасительный обгон на “Интерлагосе” – это, безусловно счастливое стечение обстоятельств, но вместе с тем и продуманный риск пилота “Тойоты”, который оправдался лишь отчасти, тем самым позволив Хэмилтону примерить на себя чемпионскую корону. Британец выиграл пять гонок, а ещё одной победы лишился ввиду решения судей. Так что пересуды о везении – разговоры в пользу нищих. Дотяни Глок до финиша впереди Льюиса, говорили бы уже о везунчике Массе, которому помог выиграть титул Феттель. А вывод тут один: после ухода Шумахера-старшего из Ф-1 немцы продолжают распределять титулы, пускай и заочно.   

 

“Дотяни Глок до финиша впереди Льюиса, говорили бы уже о везунчике Массе, которому помог выиграть титул Феттель”

 

Покоряя новые трассы

 

За последнее десятилетие границы Формулы 1 ощутимо сдвинулись на восток.  К трассам в  Малайзии, Бахрейне, Турции, Китае в 2008 году добавились двое новичков в лице Сингапура и (наконец-то запад!) Валенсии, подарившей Испании второй этап в календаре чемпионата мира. Азиатская “экспансия” поражает дороговизной и шикарностью – что ни трасса, то просто какой-то автодром будущего получается.

 

Уже в далёком (летит же время!) 1999 году состоялся дебют ГП Малайзии. Тогда все отмечали помимо невыносимой жары ещё и широкий трэк с большими возможностями для обгона и выбора оптимальной траектории. Тогда ещё, после “узенькой” в основном европейской части сезона, трасса в Сепанге казалась экзотикой. Да, были времена.

 

“Азиатская “экспансия” поражает дороговизной и шикарностью – что ни трасса, то просто какой-то автодром будущего получается”

 

Разговор о нынешних дебютантах начнём в порядке хронологии. 24 августа Валенсия принимала первый в своей истории этап Формулы 1. Очередное детище  архитектора Германа Тильке сразу же стало именоваться Гран-При Европы, сменив знаменитый Нюрбургринг, а это, согласитесь, обязывает. Сразу стало понятно, что лицо у трассы есть, притом красивое. Живописные пейзажи средиземноморского побережья выделили Валенсию из числа других, дело оставалось за самой гонкой. А вот тут-то как раз не всё заладилось. Гонка зрелищной не получилась, особенно на контрасте с яркими предшествующими этапами. Стечение ли это обстоятельств или явление постоянное покажет время, пока же новый ГП Европы оставил после себя двойственное впечатление.

 

Иное дело Сингапур. Во-первых, действо здесь происходило также в потрясающем воображение месте с прекрасными видами, во-вторых – это были виды ночные! Первая в истории Ф-1 гонка, проходящая при искусственном освещении. Было много сомнений, прежде чем пилоты всё же вышли на старт, велись разговоры и о “тёмных зонах” с плохой видимостью, тем не менее, этап состоялся да ещё как!

 

Некоторые утверждают будто Валенсии не хватило как раз того, что произошло в Сингапуре – аварии и машины безопасности, которая разбила бы пелетон на уже заправившихся и ещё только собиравшихся сделать это. Нельсиньо Пике, разбив болид, заочно “принёс” долгожданный триумф своему напарнику Фернандо Алонсо. Но досталась победа не сразу – пришлось повоевать. ГП Сингапура вместил в себя всё то, за что мы любим эти гонки, а потому лучшего дебюта просто трудно себе представить.    

 

“Но досталась победа не сразу – пришлось повоевать”

 

Что там у нас в пелотоне?

 

Чемпион в сезоне 2008 один, но героев и просто молодцов хватает. Первым в списке само собой стоит вице-чемпион мира бразильский пилот “Феррари” Фелипе Масса. Он выиграл больше всех гонок в чемпионате – шесть – в том числе и решающий ГП Бразилии. Казалось, родные стены сотворили чудо, но слёзы счастья в один миг сменились безутешными. Да, он не стал чемпионом в 2008-м, но, как минимум заявил о себе во весь голос.

 

В числе поверженных оказался и его напарник, триумфатор 2007-го Кими Райкконен. Финн сражался на равных две трети сезона, а затем резко сдал: то ли стечение обстоятельств, то ли мотивации не хватило… В любом случае Фелипе являлся пилотом скудерии №1, и его борьба с Кими в следующее сезоне обещает стать украшением чемпионата.

 

Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо снова в строю! Разогнавшись к концу чемпионата его французская “конюшня” вновь стала конкурентоспособной и уступала лишь примам в лице “Феррари” и “Макларена”. Алонсо одержал две победы подряд, взлетел из “хвоста” на пятое место в личном зачёте. Есть всё-таки нечто “демоническое” в этом дуэте – Алонсо и Бриаторе. И поодиночке-то они сильны, но когда стоят по одну сторону баррикад – только держись!

 

"Есть всё-таки нечто “демоническое” в этом дуэте – Алонсо и Бриаторе"

 

Несомненным героем и главным открытием года стал немецкий пилот “Торо Россо” Себастьян Феттель. В 21 год за рулём не то что не топ-команды, но даже не сказать крепкого середняка, парень умудрился завершить сезон на 8-ом месте в личном зачёте, обыграв всех кроме пилотов первой тройки команд (“Феррари”, “Макларен”, “БМВ”) и поймавшего кураж Алонсо. Кроме того, Феттель уже имеет в своём активе победу на этапе и поул-позицию. Случилось это в Монце под проливным дождём, когда не сдюжили записные фавориты, зато справился он улыбчивый немецкий паренёк, которого все дружно называют главной звездой будущего. Что ж, надо продолжать работать и всё непременно у него будет.

 

Ещё одним открытием стал польский пилот “БМВ” Роберт Кубица, да и вся немецкая команда в целом. Роберт выиграл первый в карьере Гран-При, и это событие совпало с первым дублем в истории “БМВ” – подсобил Ник Хайдфельд, регулярно попадавший на подиум в этом году, он так и не смог подняться выше второй ступеньки. А годы идут, правда и опыта всё прибавляется. Что же до Роберта, то даже чуть сдав в конце первенства, он набрал одинаковую сумму баллов с экс-чемпионом Райкконеном и занял четвёртое место в личном зачёте, опередив опытного напарника. "БМВ" посражалось за Кубок конструкторов, но и третье итоговое место - большой успех.               

 

“Чемпион в сезоне 2008 один, но героев и просто молодцов хватает”

 

Впрочем, выступали достойно и другие пилоты. Оба гонщика “Тойоты” побывали на пьедестале почёта, регулярно попадали в третью группу (особенно Трулли) по итогам квалификации. В результате Ярно Трулли и Тимо Глок замкнули первую десятку, а команда уверенно заняла 5-ю строчку в Кубке конструкторов.

 

Хейкки Ковалайнен одержал первую для себя победу в Ф-1 и, хотя  уступил своему напарнику Хэмилтону прилично, показал, что может быть стабильным гонщиком. Дважды побывал на подиуме пилот “Вильямса” талантливый Нико Росберг, явно готовый попробовать себя за рулём одной из топ-команд.

 

На пьедестал поднимались и ветераны Формулы-1 – Култхард и Барикелло. Если первый уже точно завершил спортивную карьеру в королевской Формуле, то шансы второго остаться в ней стали весьма невелики после истории с уходом “Хонды”. Работодатели предпочитают молодых нынче не только в автогонках, но и… везде. Впрочем, в автогонках, пожалуй, особенно.

 

“Работодатели предпочитают молодых нынче не только в автогонках, но и… везде”

 

Что-то начинается, что-то кончается

 

В 2008 году Формулу 1 покинула симпатичная “конюшня” “Супер Агури”, а вместе с ней временно отошли от дел и хорошо знакомые нам Такума Сато с Энтони Дэвидсоном. У них ещё есть возможность вернуться за руль гоночного болида, чего им и пожелаем в наступающем Новом году.

 

Но если кризис в небольшой команде с умеренными амбициями прошёл относительно "спокойно", то новость об уходе “Хонды” прогремела как гром среди ясного неба. Сейчас говорят о том, что команда уже спасена и в следующем 2009 году на старт первого Гран-При выйдет 20 болидов, но в нынешних нестабильных экономических условиях нельзя сказать загодя, что точно будет, а чего нет.

 

Не будем же останавливаться на этом, ведь на дворе уже почти Новый год. Кто-то покинул Ф-1 в 2008-м, кто-то придёт в 2009-м. Тем и прекрасен нынешний исторический период в Формуле-1, что будущее непредсказуемо. Никто не знает, кто будет на вершине в следующем сезоне, ведь болиды станут совершенно иными, вернутся слики, появится KERS… Да и блестящих талантливых гонщиков сейчас настоящая плеяда, как относительно опытных, так и совсем молодых.

 

За сим позвольте поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать удачи, счастья, ну и, разумеется, головокружительной борьбы на трассе, которая придаст нам колоссальный заряд адреналина, бодрости и приятных эмоций. С праздником, друзья!

 

Николай Никифоров, Sport.ru