Спортивные высокоскоростные байки, ревущие моторы, обгоны, падения, страсти на трассах, толпы фанатов, поддерживающие разные команды и различных пилотов, непередаваемая атмосфера  – всё это грандиозное мотоциклетное шоу, имя которому MotoGP.

Мото Гран-при – чемпионат мира по кольцевым мотогонкам, высшая категория мотоциклетных гонок. Именно на MotoGP нацелены все пилоты ШКМГ, ведь Мото Гран-при – это своего рода Формула 1, но только на двух колесах. Чемпионат делится на 3 класса по объему двигателей: 125сс, 250сс и MotoGP.  "Гранприйные" байки созданы специально для гонок и недоступны для свободной покупки.

MotoGP ведёт свою историю с 1949 года, в то время, как Формула 1 появилась годом позже.  Ответить на вопрос "Что же зрелищнее: F1 или MotoGP" никто не может. Как пилоты MotoGP посещают "Формулу", так и гонщики F1 посещают этапы Мото Гран-при.

С раннего утра на трибуны стекаются толпы поклонников высоких скоростей, стоянки забиты двухколесными "друзьями", гостиницы переполнены, ведь на такой праздник приезжают не только местные мотоциклисты, но и фанаты со всего мира.

Каждый этап мотоциклетного Гран-при состоит из трёх дней: свободная практика, квалификация и сама гонка. Первыми на старт выходит самый младший класс 125сс, далее 250сс, а за ними следует самый старший класс MotoGP.

Обычно самая острая борьба идёт в младших классах, где рокировки происходят чуть ли не на каждом повороте. Да и падений здесь будет побольше. Однако это совсем не значит, что "королевский" класс менее интересен. Благодаря большему объему двигателя скорости значительно выше, что заставляет зрителя находиться в напряжении от старта до финиша.

В классе 125сс участие принимают в основном пилоты до 29 лет. Если гонщик сумел себя зарекомендовать в данном классе, то ему поступает предложение перейти в 250сс. Естественно цель каждого гонщика – попасть в элитный класс MotoGP и стать в нём чемпионом.

Валинтино Росси – своего рода Михаэль Шумахер. За всю свою карьеру, насчитывающую 12 лет, Доктор (прозвище Валентино Росси) сумел выиграть 7 титулов чемпиона мира, 5 из которых заполучил именно в элитном гласе Гран-при.

Первым чемпионом стал Лесли Грэхэм, семь титулов в "королевском" классе подряд выиграл Джакомо Агостини, он же является обладателем целых 15 титулов из разных классов. За всю историю MotoGP чемпионами становились 6 шесть англичан, 6 итальянцев, 7 американцев, 3 австралийца, 1 испанец и 1 африканец.

В этом году календарь состоит из 18 этапов, один из которых ночной. Такого в мире Больших Призов ещё ни разу не было.

В среднем заезд длится около 40-45 минут. Гонкой не предусмотрены запланированные дозаправки и замена шин. Пилоты проходят дистанцию в 20-28 кругов (их количество зависит от протяжённости трассы) на одном дыхании.

На протяжении всей истории существования гонок MotoGP в регламент чемпионата вносились различные поправки. Ранее существовали такие классы, как  50cc, 80cc, 125cc, 250cc, 350cc, 500cc и заезды на мотоциклах с коляской. Постепенно чемпионат оставили такие классы, как 50сс, 80сс, 350сс и колясочники, а в 2002 году настала эра двухтактных мотоциклов, и класс 500сс переименовали в MotoGP. В 2004 году ввели поправку на расположение пилотов в старшем классе. Теперь на стартовой прямой стоит не по 4 пилота, а по 3, что увеличило количество рядов. Данное нововведение не затронула младшие классы. В 2005 году изменения коснулись правила "белого флага". Гонку больше не останавливают во время дождя. Пилоты имеют право заезжать в боксы и менять байк на специально подготовленный для дождевой гонки, что говорит о том, что положение того или иного пилота в гонке будет во многом зависеть от того, насколько быстро команда может подготовить мотоцикл. Во время заездов по сухому покрытию замена мотоцикла не разрешается. Так же в 2007 году правила коснулись уменьшения объема двигателя до 800сс и лимита комплектов шин на уик-энд (14 передних и 17 задних). В связи с прошлогодним дефектом покрышек Мишлен в этом году количество комплектов увеличилось до 40.

Все эти поправки направлены на разбавление итогового протокола и усиление безопасности. Немало людей ушло из жизни в первые годы проведения чемпионата. Но, несмотря на совершенствование регламента и правил безопасности, на первой гонке 2003г. на трассе Сузука насмерть разбился японский пилот Даиджиро Като, на которого возлагались надежды стать реальным соперником Валентино.

Уже не раз предпринимались попытки приостановить гегемонию Росси, так как ему не было равных. Незабываемой гонкой стал последний этап в Валенсии 2006 года. Тогда Валентино вышел на старт с преимуществом в 8 очков над американцем Ники Хейденом. Однако совершенно на ровном месте Росси падает на 5-м круге и оканчивает гонку 13-м. Таким образом Хейден прервал цепочку безоговорочного лидерства итальянского гонщика, ведь Доктор завоёвывал чемпионский титул 5 раз подряд в "королевском" классе и был буквально неодержим. В тот год Ямаха Валентино испытывала серьёзные технические проблемы, что внесло свою лепту в итоговый протокол. Ники же стал чемпионом, поднимаясь на подиум 10 раз, при этом выиграв всего 2 гонки.

В прошлом году мотоциклы Росси и Хейдена не были конкурентоспособными, за что пилоты сказали отдельное "спасибо" французским шинникам, предоставляющих покрышки с дефектом. Чемпионом стал молодой австралиец Кейси Стоунер.

Кто станет в этом году чемпионом – большой вопрос. Однако сезон обещает быть жарким и захватывающим. Следите за анонсами на Sport.ru и Вы не пропустите гонки MotoGP.

Анастасия Прудникова, Sport.ru