Чего стоит ждать от сборной России по хоккею? Что нужно делать, чтобы снять напряжение в ралли-рейде?  Почему немецкие команды продают своим болельщикам… душу? Ответы на эти и другие вопросы – в традиционном пресс-обзоре @Sport.ru.

 

Как оценить "сухую" победу пусть и над действующим чемпионом мира, но, по сути, вторым, если не третьим составом Суоми? Ведь в активе 15 финнов нет даже десятка матчей за национальную команду. Обозреватель "Советского спорта" Виталий Славин предлагает  ограничиться констатацией: выиграли по делу, двигаемся дальше.

Наивное заблуждение: ждать от команд Билялетдинова – по крайней мере в поединках с равными противниками – искрометной открытой игры. Лихая музыка атаки теперь зазвучит, надо полагать, в Омске. Где недавно отправили в отставку двойника Билла чеха Чаду. Хотя в серьезных турнирах, как практикой доказано, верх берут прежде всего оборона и вратарь.


Вчера наши защитники столь славно потрудились, что Барулин скучал почти до финальной сирены. С ходу не припомню: было ли хотя бы одно добивание? Даже когда в дебюте гости почти на две минуты получили перевес в двух лишних игроков, остроты у ворот россиян так и не возникло.

Удивительно, как органично вписались в схему Билла впервые им вызванные Калинин, Белов, Тихонов, Жердев! Особенно это касается последнего. Николай – известный индивидуалист, любит повозиться с шайбой и вообще человек настроения. Впрочем, после того как Карлссон принял "Атлант", Жердев меняется, матереет на глазах. Здорово, что тренеры сборной поддержали талантливого форварда, дали шанс проявить себя на высшем уровне.

После двух периодов счет был тот же, что и в предыдущей встрече этих соперников на Кубке "Карьяла" в Хельсинки. Да и по содержанию игра была идентичной. За одним крайне важным отличием: не забыли, месяц назад мы половину второй трети провели в меньшинстве? Допустили пять невынужденных удалений! Хотя минимальное преимущество удержали, сил потратили изрядно и на старте третьего периода позволили хозяевам восстановить равновесие.

На сей раз наши действовали предельно аккуратно – за 40 минут всего три малых штрафа. Лишь при счете 3:0 под занавес матча россияне Зубов и Радулов попались на удочку известного провокатора Яласваары и ввязались в драку. Хотя, с другой стороны, когда тебе бьют клюшкой сзади в голову, прощать нельзя.

Что еще, помимо дисциплины, тактической выучки, должно быть в арсенале классной команды? Аритмия! Об этом, помнится, не уставал повторять великий Лобановский. Обратили внимание, как хитро подловил Билялетдинов гостей в дебюте третьего периода? Как вернул должок за Хельсинки, где наши пропустили на 22‑й секунде? Сорок минут россияне убаюкивали чемпионов мира, а тут с ходу насели на их ворота. Все четыре звена провели свои смены в зоне Лассилы, пока наконец Кокарев на 43‑й минуте не забил великолепный гол, ставший переломным. Этот моторный нападающий, по-моему, вообще идеально подходит для модели Билла и способен закрепиться в сборной надолго. Денис мог сделать счет 2:0 еще в первом периоде, когда угодил в штангу.


С нетерпением жду двух следующих игр нашей сборной. По именам у "Тре Крунур" и особенно чехов составы куда внушительнее, чем у финнов. И тех, и других на Кубке "Карьяла" мы дожали только на флажке. Как будет на сей раз?

В классическом ралли болельщики нередко возвращают на трассу вылетевший с нее автомобиль. В ралли-рейдах все наоборот. Экипажу россиянина Леонида Новицкого на пути к победе в общем зачете Кубка мира-2011 пришлось на руках оттаскивать с дороги некстати заглохшую машину простых марокканцев. О перипетиях соревнований в которых лучшим стад наш гонщик – Кирилл Качнов на страницах "Спорт-Экспресса".

"...Мы подъезжаем к мосту и видим, что его перегородил автомобиль, - рассказывает Новицкий о первом дне гонки в Марокко. - Под мостом женщина стирает белье. Несколько раз сигналим - без толку. Мой штурман Андреас Шульц подбегает к машине - закрыта. Находит под мостом спящего на солнышке водителя, будит его, ведет к машине - выясняется, что сел аккумулятор. В результате мы кое-как вручную стаскиваем эту злополучную машину с моста... Теряем на это время, я нервничаю. Но Шульц совершенно спокоен. Он дальше ведет гонку так, как будто не было никакой истории с мостом..."

О своем штурмане Новицкий никогда не забывает сказать пару добрых слов. Андреас Шульц действительно из тех, с кем не страшно оказаться даже посреди пустыни. Солидный возраст немца (56 лет) в ралли-рейдах - скорее преимущество. Здесь опыт порой не компенсируешь ни водительским мастерством, ни сообразительностью. Шульц, за спиной у которого полторы сотни гонок, среди которых две победы на "Дакаре", может заметить десяток важных ориентиров в такой точке пустыни, где новичок увидит просто "очень много песка". Трудно переоценить и опыт работы Андреаса в заводских командах "Мицубиси" и "Фольксваген", каждая из которых добивалась в рейдах немалых успехов...

Но каждый комплимент штурману Шульцу - это одновременно и признание достоинств гонщика Новицкого. Ведь такого ценного (и высокооплачиваемого) специалиста профессиональная немецкая команда X-Raid не наймет в пару к бесперспективному водителю. И москвич более чем достойно отрабатывает авансы: в этом году он второй раз подряд выполнил поставленную командой задачу-максимум - стал обладателем Кубка мира по ралли-рейдам.

Ключевым моментом сезона сам Леонид считает победу в Тунисе. Если оставить за скобками стоящий особняком (и не включенный в календарь Кубка) "Дакар", то гонка в Тунисе - самая сложная среди ралли-рейдов. Здесь и дистанция больше, и пески коварнее, и камни острее, чем на похожих этапах в Марокко или ОАЭ. Вдобавок лагерь участников в Тунисе каждый день перемещается, и спортсмены могут забыть о комфортных гостиничных номерах - спать приходится в палатках под гул сварочных аппаратов и треск гайковертов. В этом году в Тунисе несколько машин получили от местных жителей булыжниками по стеклам. Одним словом, если победа, к примеру, в Марокко приносит просто удовлетворение, то первое место в Тунисе – удовлетворение глубокое. А экипаж Новицкого и Шульца это соревнование выиграл. Причем в плотной борьбе со своим главным конкурентом - легендой ралли-рейдов Жан-Луи Шлессером.

Впрочем, наряду со взлетами у команды были и приличные провалы. Накануне этапа в Марокко во время недельных тестов все машины благополучно преодолели по три-четыре тысячи километров. Но в самой гонке проблемы с подачей масла вывели из строя два мотора (в том числе на машине Новицкого) всего за два дня!.. Вскрытый "на всякий случай" двигатель третьего автомобиля, как оказалось, тоже был на грани выхода из строя. Впрочем, на этот случай у завсегдатаев ралли-рейдов, по словам Новицкого, есть простой способ снять напряжение и смириться с неудачей: "Надо представить, что такая же неприятность могла случиться на главной гонке года - "Дакаре". И сразу становится легче. Раз проблема всплыла до "Дакара" - значит, мы успеем найти решение и в Южной Америке дергаться по этому поводу уже не будем. Я проверял – помогает."

Неприятные воспоминания остались у Новицкого и от "Испанской бахи". Баха - это короткая гонка, где больше катаешься от спецучастка к спецучастку, чем собственно гоняешься. Россиянину такие не по нраву. Другое дело полноценные ралли-рейды, где длина одного спецучастка может зашкалить за 500 км (на некоторых бахах вся дистанция гонки едва переваливает за 200). Вдобавок в Испании сразу начались странные проблемы с машиной. На первых же километрах без видимой причины поломались кронштейны, на которые особенных нагрузок вообще-то не приходится. Турбина перестала гнать воздух в мотор, из-за этого упала мощность... А когда механики привели все в порядок и Новицкий бросился отыгрываться, то потерял еще больше времени, пробив одно за другим несколько колес.

И все же неудачи на отдельных этапах не помешали россиянину стать первым в общем зачете. Соавторами этой победы стали один штурман и... сразу два автомобиля: по ходу сезона Новицкий пересел с хорошо ему знакомого BMW X3 на MINI. Дело тут не столько в технике, сколько в маркетинге. Концерн BMW, оказывающий поддержку команде X-Raid (ему принадлежит в т. ч. и марка MINI), в какой-то момент решил, что Х3 уже достаточно "засветился" и может постепенно сходить со сцены. Ведь в течение последнего года эти машины не совершенствуются и не модернизируются. Теперь все силы инженеров брошены на MINI, постепенно пересесть на которые должны будут все экипажи команды.

Тут важно не путать гоночную технику с "гражданской". Если дорожные BMW X3 и MINI Countryman серьезно отличаются друг от друга, то в ралли-рейдах это скорее две ступени эволюции одной машины. С тем же трехлитровым дизелем (две турбины, 315 л. с.), с одной и той же принципиальной схемой кузова и подвесок. Тщательные измерения показывают, что MINI на 10 см короче и "сидит" на 3 см ниже. Также механики X-Raid отмечают: внешние кузовные панели на новой машине можно демонтировать гораздо быстрее. Ну и Новицкий может добавить в этот список кое-что от себя: "Во-первых, MINI лучше с точки зрения эргономики. Он шире, сиденья смещены к центру автомобиля - и теперь ты не бьешься левым локтем о каркас безопасности, как часто случалось в BMW. Во-вторых, в характере машины также чувствуется разница: MINI ощутимо острее рулится и приземляется мягче".

За рулем MINI россиянин выйдет и на старт очередного "Дакара", который начнется 1 января в Южной Америке. Пока 8-е место Новицкого в 2009 году - лучший результат, которого добивались россияне на "Дакаре" за рулем легковых автомобилей. И у Леонида есть неплохие шансы улучшить свой рекорд. После ухода заводской команды "Фольксваген" коллектив X-Raid стала одним из главных претендентов на победу в легендарной гонке.

Чтобы выжить в период финансового кризиса, одним клубам приходится влезать в огромные долги, другим – продавать своих лидеров. А вот в Германии нашли куда более оригинальные способы заработать. Ростокская "Ганза" продает болельщикам билеты на закрытый матч, а "Унион Берлин" – акции своего стадиона. Об этом   - в материале Дмитрия Бутырского из "Спорт-Экспресса".

***

– Клуб "Унион Берлин" продает свою душу… фанатам! – сделал на днях удивительное заявление президент "Унион Берлин" Дирк Цинглер. Речь – о продаже болельщикам акций клубного стадиона "Альте Ферстерай".

Дело в том, что "Унион" – крайне принципиальный клуб. Берлинцы отказались подписывать многомиллионный контракт с известным спонсором только из-за того, что один из руководителей компании оказался бывшим офицером Штази (служба госбезопасности ГДР. – Прим. ред.). Другого спонсора найти не удалось, а долги клуба тем временем только росли.

Оказаться в долговой яме в Германии для футбольного клуба куда страшнее, чем, например, в Англии или Испании. Согласно законам Немецкого футбольного союза, клубами не могут владеть богатые олигархи, а потому им приходится самим искать пути выхода из кризиса.

У "Униона" остался один вариант – продать стадион или позволить спонсорам купить его имя. Но в клубе решили пойти по другому пути: продать акции стадиона своим фанатам. Всего было выпущено десять тысяч акций стоимостью 500 евро каждая (общая прибыль должна была составить порядка пяти миллионов).

– На следующее утро возле клубного офиса в очередь выстроились сотни людей, – цитирует Reuters источника в клубе. – Кто не смог прийти лично, присылал заявки по факсу – поток звонков не прекращался ни на минуту. Пока я все это рассказываю, наши работники обрабатывают одновременно девять заявок.

Фанаты оценили действия руководства: акции разлетелись в одно мгновение, хотя никаких прав или преимуществ они своим владельцам не дают. Можно только похвалить "Унион" – клуб знает подход к своим поклонникам. Еще в 2009 году сотни болельщиков помогали реконструировать стадион на добровольных началах, а теперь отдали кровные деньги за акции этой арены.

***

Руководство "Ганзы", также выступающей во второй бундеслиге, пошло еще дальше. В конце ноября ростокские болельщики сорвали домашний матч своей команды против "Санкт-Паули", закидав поле бананами, файерами, камнями, ракетами и ранив восемь полицейских. В результате клуб наказали проведением одного домашнего матча без зрителей.

Однако руководство клуба решило: раз оно теряет существенный доход из-за выходок болельщиков, то сами болельщики и должны возмещать ущерб.

И "Ганза" пошла на неожиданный шаг: в среду в кассы поступили билеты на матч с дрезденским "Динамо", который… должен пройти при пустых трибунах. Фанатов на стадион не пустят, но клуб все равно попросил покупать билеты – из солидарности.
– Да, мы хотим уменьшить убытки, которые мы несем из-за болельщиков, – честно признался президент клуба Бернд Хофманн. – Думаем, что наши фанаты помогут в этом.
Самый дешевый билет оценивается в 5 евро, самый дорогой – в 19,65, хотя на самом деле разницы никакой – фанатов все равно на трибуны не пустят.

Видимо, болельщики и впрямь почувствовали свою вину перед командой. Как иначе объяснить то, что в первый же день продаж они купили две с половиной тысячи билетов и смели с прилавков специально выпущенные клубом футболки с надписью "Матч-призрак"?