Sport.ru/Формула-1. За титул чемпиона Формулы-1 2025 года перед последним Гран-при продолжают бороться Ландо Норрис, Макс Ферстаппен и Оскар Пиастри. Норрис лидирует в чемпионате с 408 очками перед финалом сезона в Абу-Даби, Ферстаппен отстаёт от него на 12 очков, а Пиастри — на 16.

В Формуле-1 было много сезонов, когда в борьбе за титул участвовали три или более гонщиков. Это относится и к самому первому сезону Формулы-1 в 1950 году, а всего их было 11. 

1. Хуан Мануэль Фанхио, Луиджи Фаджиоли, Джузеппе Фарина в 1950-м году. Фарина с третьего места выиграл

Пилоты Alfa Romeo Хуан-Мануэль Фанхио, Джузеппе Фарина и Луиджи Фаджиоли отправились на финальную гонку сезона в Монце, чтобы побороться за первый титул в сезоне Формулы-1. Фанхио лидировал в чемпионате перед финалом, опережая Фаджиоли на два очка, а Фарину — на четыре.

В те времена победитель гонки получал 8 очков за победу и 1 очко за лучший круг. Фанхио сошёл с дистанции из-за механической поломки, Фаджиоли финишировал третьим, а Фарина выиграл гонку и завоевал титул.

2. Хуан Мануэль Фанхио, Питер Коллинз и Жан Бера в 1956 году. Фанхио выиграл с первого места

Хуан Мануэль Фанхио подошёл к финалу в Монце с 27 очками, а Питер Коллинз и Жан Бера имели по 22 очка. Фанхио сошёл на 19-м круге, Бера - на 23-м, а гонку выиграл Стерлинг Мосс. Питер Коллинз должен был становиться чемпионом, но команда приказала напарнику Фанхио передать машину итальянцу на пит-стопе. 

Два гонщика Ferrari заняли второе место и разделили 6 очков на двоих, это помогло Фанхио победить.

3. Джек Брэбэм, Стирлинг Мосс и Тони Брукс в 1959 году. Брэбэм выиграл с первого места

Джек Брэбэм подошёл к финалу сезона Формулы-1 в США, лидируя в чемпионате с 27 очками. Тони Брукс отставал от
него на 4 очка, а Стерлинг Мосс — на 5.5.

У Мосса на пятом круге отказала коробка передач, и он выбыл из борьбы. Брэбэм лидировал большую часть гонки до последнего круга, когда у него закончилось топливо. Брукс обошёл его и занял третье место, но Брэбем всё же довёл свою машину до финиша и одержал победу в чемпионате.

4 Джон Сёртис, Грэм Хилл и Джим Кларк в 1964 году. Сёртис выиграл со второго места

Грэм Хилл лидировал в чемпионате перед решающим Гран-при в Мексике, Джон Сёртис отставал от него на пять очков. Джим Кларк отставал от Хилла на девять очков, но имел шансы на титул.

Хилл сошёл с гонки после столкновения с Лоренцо Бандини. Джим Кларк был близок к победе, но из-за утечки масла он остановился на последнем круге. Сёртис, шедший тогда третьим, обошёл своего напарника по Ferrari Бандини на последнем круге и занял второе место, набрав 6 очков и выиграв титул с перевесом в одно очко.

5. Грэм Хилл, Джеки Стюарт и Денни Халм в 1968 году. Хилл выиграл с первого места

Грэм Хилл подошёл к решающему этапу чемпионата Формулы-1, имея в активе 39 очков, опережая Джеки Стюарта и Денни Халма на 3 и 6 очков соответственно. У Стюарта и Халма возникли проблемы во время гонки: Халм сошёл, а Стюарт отстал на круг. Хилл выиграл гонку и завоевал титул на Lotus.

6. Эмерсон Фиттипальди, Клей Регаццони и Джоди Шектер в 1974 году. Фиттипальди выиграл с первого места

Эмерсон Фиттипальди и Клей Регаццони подошли к финальному этапу в Уоткинс-Глене с равным количеством очков, а Шектер отставал от них на семь очков. Ни Регаццони, ни Шектер не финишировали в очках, и четвёртого места бразильца хватило, чтобы принести McLaren первый титул Формулы-1.

7. Нельсон Пике, Карлос Ройтеманн и Жак Лаффит в 1981 году. Пике выиграл со второго места.

Карлос Ройтеманн вышел на финишную прямую, опережая Пике из Brabham на одно очко, а Лаффита – на шесть очков. Лидер чемпионата Ройтеманн стартовал с поула, но по ходу гонки откатился назад. Нельсон Пике финишировал пятым и набрал два очка, завоевав титул с преимуществом в одно очко. Лаффиту нужно было выиграть гонку для титула, но он финишировал лишь шестым.

8. Ален Прост, Нельсон Пике, Рене Арну в 1983 году. Пике снова выиграл со второго места.

Прост подошёл к финалу сезона в Южной Африке, лидируя в чемпионате с 57 очками, а Пике отставал на 2 очка. Пилот Ferrari Арну имел небольшой шанс, отставая от Проста на 8 очков. И Прост, и Арну сошли с дистанции, а Пике финишировал третьим, набрав 4 очка и выиграв титул с преимуществом в два очка.

9. Найджел Мэнселл, Ален Прост и Нельсон Пике. Прост выиграл со второго места

Мэнселл лидировал в чемпионате с преимуществом в шесть очков перед Аленом Простом, занимавшим второе место, и на семь очков опережал своего партнёра по команде Williams Пике перед началом решающей гонки в Аделаиде. Мэнселл шёл третьим, что было ему необходимо для победы, независимо от того, какое место займут его соперники. Но за 19 кругов до финиша у Мэнселла отказали шины, и Williams в качестве меры предосторожности позвал на пит-стоп Пике. Это вывело Проста вперёд, и он одержал победу, став чемпионом.

10. Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен в 2007 году. Райкконен победил с третьего места

Льюис Хэмилтон дебютировал в Формуле-1 в 2007 году и лидировал в чемпионате перед финальным этапом сезона в Бразилии со 107 очками. Двукратный чемпион Формулы-1 и напарник Хэмилтона Фернандо Алонсо имел 103 очка, а Кими Райкконен имел 100 очков. В тот раз за победу начислялось 10 очков.

У Хэмилтона возникли проблемы с коробкой передач на седьмом круге, и он финишировал восьмым. Его напарник Алонсо финишировал на подиуме, а Кими Райкконен выиграл гонку. В результате Райкконен опередил пилотов McLaren всего на одно очко в борьбе за титул.

11. Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон в 2010 году. Феттель победил с третьего места

Перед финалом сезона 2010 года математические шансы на победу в чемпионате были у четырёх гонщиков, а за победу начислялось 25 очков. Фернандо Алонсо имел 246 очков, Марк Уэббер — 242, Себастьян Феттель — 231, а Льюис Хэмилтон — 222 очка.

Марк Уэббер испортил гонку после пит-стопа, вызванного небольшим контактом с ограждением. Льюис Хэмилтон финишировал вторым, а Себастьян Феттель выиграл гонку и завоевал титул. Фернандо Алонсо нужно было финишировать четвёртым, но он застрял позади Кубицы и Петрова.

Какая же позиция обеспечила наибольшее количество побед. 

Пилоты, лидирующие в чемпионате Формулы-1, выиграли титул 4 раза из 11. Столько же побед и со второго места. Пилоты, занимавшие третьи позиции перед решающим этапом, выиграли три раза.

Вячеслав Горбачёв, Sport.ru