На этих выходных состоится шестой этап серии Гран-при в Формуле 1. Один из девятнадцати, но самый сложный и самый ожидаемый из всех. Sport.ru вместе с Дэвидом Култхардом попытается разобраться, в чём же вся прелесть и опасность трассы в Монако.

До Гран-при Монако остаётся ещё три дня, но уже сейчас умы всех любителей автогонок, да и самих конюшен-участников перегонов заполнены мыслями о предстоящей гонке. Гран-при Монако обладаем собственным неповторимым шармом, и особым статусом. Трасса крошечного княжества достаточно коварна, сложна, но именно она даёт ответ на вопрос о том, кто является лучшим гонщиков на сегодня. Именно в Монако от пилота зависти всё, ну или по крайней мере большая часть в успехе, или неудаче. Ну и именно тут, на берегу Средиземного моря гонщики, не обладая лучшим болидом, имеют все возможности продемонстрировать своё мастерство.

Многие не любят эту трассу, называя её скучной, где главное выиграть старт, а затем просто не давать преследователем себя обогнать. Но недаром же наибольшее количество побед тут имеет великий бразилец Айртон Сенна, который не всегда ездил на лучших машинах, но непременно был участником вех чемпионских схваток. У бразильца 6 побед, по пять в активе не менее выдающихся спортсменов Грэма Хилла и Михаэля Шумахера. Одним словом, Гран-при Монако это легенда, это престиж и это марка. Это можно сравнить с большим теннисом, где есть турниры Большого Шлема, и среди них один стоит особняком, это Уимблдон. Так и в Формуле, престижно стать победителем любой гонки, но Монако это особенное.

После прошедшего этапа в Испании, многие заговорили о том, что было бы неплохо что-то сделать с той неразберихой, которая зачастую случается в гонках Формулы 1 на стартах. Но эта проблема становится особо актуальной как раз накануне Монако, самой жёсткой трассы в Формуле 1, на которой практически нет мест, где могли бы разместиться вровень сразу два болида. Но роблема не только в том, что из-за трудностей трассы многие попросту не доедут до финиша, не только в  том, что многие лидеры рискуют потерять баллы не из-за своих, а из-за ошибок других пилотов. А проблема в том, что весь технический потенциал, вся научная мысль и сама идея работы механиков Формулы 1 направлена на то, как сделать болид более скоростным, который быстро бы разгонялся и быстро тормозил. И жертвовать приходится удобством пилотов, которым в Монако приходится смотреть не только вперёд перед собой, но и по сторонам. Не говоря о том, что постоянно необходимо отвлекаться на зеркало бокового вида и смотреть, как бы кто тебя не обошёл. А вот тут то современные болиды абсолютно не отвечают тем требованием, которые к ним вполне резонно могут предъявить пилоты.

Лавирую по тесным улочкам Монако, то и дело приходится вертеть головой, что при огромных скоростях и постоянной необходимости  торможения часто приводит к авариям. Какая трасса в мире ещё настолько аварийно опасная, как в княжестве?

Особенно трудно тут приходится новичкам, особенно тем, кто выступает за новые команды, не имеющие большого опыта Гран-при Монако. Подготовка к этому этапу занимает много больше времени, чем к любому другому. Большой кусок времени занимает само изучение трассы, всех поворотов и скоростных участков, наиболее опасных мест. Доскональное знание каждого метра княжеских улочек – несомненный козырь для пилота. Но в то же время не всё зависит от тебя. Тут важна как удача, так и техническая оснащённость команд и слаженность действий каждого участника трассы с диспетчером, который обязан предупреждать пилота о всех опасностях. Дэвид Култхард, двукратный победитель Гран-при Монако 2002 и 2002 года:

"Самое опсаное, что вы можете сделать в гонке Формулы 1, так это ехать по трассе медленно". 

А ездить медленно в Монако приходится часто. В последнее время в Ф1 появилось много новых команд, команд не опытных и слабо оснащенных технически, ну, по крайней мере, не настолько, насколько заслуживают столь серьёзные  опасные соревнования. Да, свежая кровь нужна всегда и везде, но стоит ли ради количества жертвовать качеством? Ранее, чтобы попасть в одну из конюшен Ф1 проходилось пройти долгий путь, если ты конечно не гениальный гонщик, сейчас же новые имена плодятся как грибы после дождя. И этим новым пилотам не то, что с трассой знакомиться, с новым болидом некогда.

"Я с уважением и пониманием отнесусь к тем гонщикам, которые в эти выходные будут ездить не быстро, а аккуратно. В Монако вам надо входить в повороты на скорости 170 километров в час. Попробуйте это сделать, постоянно вертя головой!"

Что ж, нам остаётся запастись небольшим терпением и через несколько дней стать свидетелями самой опасной и трудной из всех гонок в Формуле 1, где победа всегда достаётся лучшему. А лучший – не обязательно самый сильный гонщик или самый сильный болид. Но зачастую самый гениальный!

Александр Нешта, Sport.ru

Sport.ru