Гран При Китая, который завершился в воскресенье блестящей победой Льюиса Хэмилтона, обнажил проблему искусственности тех мер увеличения зрелищности Формулы 1, к которым прибегнул старина Берни в последние годы, и главным доказательством этого стала третья позиция Марка Уэббера, который начинал гонку с 18-го места…

После финиша австралиец то ли в шутку, то в серьёз заявил, что результат был бы ещё лучше, если бы ему не пришлось участвовать в квалификации и портить резину. Очень многие специалисты и гонщики после стартовых этапов поспешили отдать должное нынешнему поставщику шин Pirelli, который ради увеличения зрелищности согласился сделать шины менее износостойкими.

До этого, если помните руководство Формулы постановило, что в гонке необходимо использовать как минимум два типа шин, по сути, приказав командам лишний раз останавливаться на пит-стоп в течение гонки. Но любая искусственная мера рано или поздно даёт о себе знать – мог ли тот же Уэббер рассчитывать на подиум при старте с 18-го места, если бы конкуренты не обязаны были использовать жёсткий тип резины? Нет, конечно.

Австралиец начал гонку на жёстких шинах, а затем дважды переобувшись в мягкий комплект был быстрее всех на последних кругах, когда большинство ехало на более медленных жёстких покрышках. Таким образом, пилот Red Bull создал лазейку для всех команд – незачем показывать быстрые круги в квалификации – достаточно просто поберечь резину для гонки.

"Если так и дальше пойдёт, то в квалификации мы не только не будем видеть борьбы, но можем и не увидеть болидов на трассе – проехал один круг – попал в следующий сегмент – хорошо, нет – тоже неплохо, резина целее будет"

Ведь если бы Марк не участвовал в квалификации вообще, велика вероятность того, что он смог бы проехать всю гонку на двух комплектах – жёстком на старте и мягком после первой и единственной остановки в боксах. В этом случае он бы выиграл Гран При. Но это ведь маразм… Если так и дальше пойдёт, то в квалификации мы не только не будем видеть борьбы, но можем и не увидеть болидов на трассе – проехал один круг – попал в следующий сегмент – хорошо, нет – тоже неплохо, резина целее будет, а значит в гонке можно будет избежать лишнего пит-стопа. То есть по уму квалификацию можно будет не проводить – смысл в ней отпадёт.

Это не идёт ни в какое сравнение с тем, что было раньше – если ты вне первой десятки на стартовой решётке, рассчитывать на подиум было просто неимоверной глупостью.  А сейчас всё возможно даже при самом посредственном (читай - экономном для покрышек) времени в субботу – при наличии быстрой машины ты можешь выиграть Гран При. Как будет развиваться нынешнее положение дел, никто не знает, но решения проблемы этой искусственной меры пока не находится.

Гонка в Китае в очередной раз доказала, что Red Bull хоть и окрыляет, но облака не разгоняет – тучи над командой Эдриана Ньюи продолжают сгущаться, а KERS до сих пор в стадии нерешённой проблемы. Вспомните, как легко Себа прошёл Хэмилтон – преимущество в скорости было просто устрашающим и дело тут не только в покрышках.

После того, как Феттель стал вторым, он мог рассчитывать на антикрыло, но какое там… Через полкруга преимущество перевалило через секунду… Да, трасса в Китае больше подходила McLaren, но не настолько же? Да, тактика Red Bull с двумя пит-стопами не сработала, но не должны две машины, претендующие на чемпионство так отличаться в скорости?.. Если Red Bull в самое ближайшее время не решит проблему KERS, у чемпионата появится новый фаворит.

И это будет не Ferrari – подопечные Доменикали по-прежнему не могут бороться за подиум. Скудерия явно на последнем этапе предсезонной подготовки и тестов упустила темп конкурентов и сейчас ждёт обновлений машины, но помогут ли они? Есть подозрения, что итальянцев подводит их консерватизм – не получает машина преимуществ от антикрыльев и KERS , а стремление Луки Ди Монтеземоло получать пользу от Формулы для создания дорожных машин не даёт сменить вектор развития.

Глава Ferrari уже заявил, что команда может покинуть большой цирк, если гонки не будут помогать строить машины для клиентов. Подход этот можно понять лишь отчасти – хоть антикрыло в дорожную машину поставить будет сложно, но KERS в той или иной интерпретации уже давно используется.  Более вероятно, что Ди Монтеземоло стелет себе солому заранее – ведь через два года в Формуле будут четырёхцилиндровые моторы, а добиваться от них той же мощности, что выдают нынешние V8 Ferrari дело сложное и слишком затратное, тем более что покупают дорожные машины и так неплохо.

"Те позиции, что завоёвывал Петров  за счёт более долгого присутствия на трассе, конкуренты нивелировали мгновенно, объезжая жёлто-чёрную неуправляемую машину на изношенных покрышках, как стоячую"

Кто из Формулы уходить не собирается, так это Виталий Петров, который во второй раз в сезоне привёз своей команде очки. Правда дались они нелегко – становится не совсем ясно, на что рассчитывает Renault. На трассах, где играет роль максималка, было два подиума, которые закономерными назвать можно, но с очень большими допущениями – явного преимущества над конкурентами англо-французская конюшня не имела. А впереди Европа…

И ладно бы только это – команда будто специально душит своих гонщиков. Тактика пит-стопов Renault настолько ужасающая, что более худших примеров и не сыщешь. Да, два пит-стопа против трёх, да, мнимое преимущество, но в итоге ни секунды за счёт этого не было выиграно, потому что те позиции, что завоёвывал Петров  за счёт более долгого присутствия на трассе, конкуренты нивелировали мгновенно, объезжая жёлто-чёрную неуправляемую машину на изношенных покрышках, как стоячую. И тут своих вистов заслуживает россиянин, который на последних кругах смог хоть отчасти исправить проколы своего мостика.

Алексей Данилов, @Sport.ru