Недавний дебют аэродинамики "БМВ Заубер" ещё памятен своей эмоциональностью. Однако эстетическое наслаждение – удел простых зрителей. Гонщики же стараются не придавать большого значения внешности, а смотреть глубже. По крайней мере, если речь идёт об автомобилях. Роберт Кубица поделился с официальным сайтом чемпионата своими опасениями относительно "начинки" автомобилей ближайшего будущего.

 

Роберт, на прошлой неделе вы тестировали машину с системой KERS и без нее. Есть ли разница?

 

Думаю, пока слишком рано говорить о различиях, поскольку, несмотря на то, что мы уже серьёзно продвинулись, система KERS находится на ранней стадии разработки. Объяснить разницу в поведении машины с KERS и без этой системы – практически невозможно. С моей точки зрения – а я высокий и тяжёлый гонщик – в KERS мало хорошего, поскольку система влияет на развесовку автомобиля, и меня это здорово ограничивает. С другой стороны, приятно нажать на кнопку и почувствовать дополнительное ускорение. Да, система работает, но мы будем делать выводы на поздних стадиях. Которая из конфигураций автомобиля быстрее – с KERS или без – мы решим перед стартом сезона, я считаю это мудрым решением.

 

Звучали призывы остановить или, по крайней мере, отложить разработку до тех пор, пока безопасность KERS не будет доказана. Что вы об этом думаете?

 

Как известно, у нас был один инцидент, в результате которого пострадал механик, но, честно говоря, я об этом мало знаю. Я не вдавался в детали проблемы безопасности, но, признаться честно, странно видеть механиков в защитных перчатках. Развитие KERS привлекает огромное внимание и, с моей точки зрения, безопасность должна быть превыше всего – риск возможных инцидентов нужно минимизировать.

 

Некоторые команды решили не внедрять KERS в следующем сезоне. Как прекращение разработки KERS могло бы сказаться на развитии F1.09?

 

Не знаю. Последние пару недель мы были свидетелями введения в регламент неожиданных изменений и ограничений. Уход "Хонда" и запрет на тесты по ходу сезона – это влияние мирового экономического кризиса, который создаёт новую действительность для всех. Разумеется, наша машина может ехать и без KERS. По-моему, автомобиль, разработанный без KERS, может ехать быстрее, чем тот, на котором система установлена, но не используется. KERS занимает много места, и, если, установив, вы её не используете, значит вы просто теряете пространство. Сейчас мы анализируем информацию и решаем, по какому пути стоит развиваться. Моё требование – подойти к первой гонке в оптимальной форме. Я бы предпочёл гоняться без KERS, потому что система создаёт для меня большие неудобства. Со мной согласятся все высокие и тяжелые гонщики – KERS добавляет машине дополнительный вес, но минимальный вес автомобиля с гонщиком остался таким же, как в прошлом году.

 

На тестах в Хересе на автомобиле появились какие-то новинки или вы просто занимались сбором информации?

 

Тесты сложные, поскольку из-за сликов мы сильно теряем в скорости. Каждый раз, когда вы ставите новый комплект шин, время на круге падает почти на две секунды, а прибавить получается только через несколько кругов – это делает тесты очень сложными. Я снова тестирую KERS, чтобы собрать больше информации и определиться с окончательными настройками. После этих тестов можно будет отдохнуть до января.

 

На прошлой неделе были приняты существенные меры по сокращению затрат. Что вы можете сказать об этом, как гонщик? Не считая того, что огромные зарплаты пилотов остаются в прошлом…

 

Последнее время всё происходит очень быстро, и мы должны адаптироваться к ситуации. Мы видели, что произошло резкое сокращение количества тестов – между гонками их больше вообще не будет – это сложная ситуация для персонала тестовых команд и, конечно, она также скажется на гонщиках. Посмотрим, как всё будет развиваться. А что касается зарплат – возможно, мы уже не увидим таких огромных сумм.

 

Означает ли запрет внутрисезонных тестов, что у команд будет мизерный шанс исправить ошибки, которые могут быть допущены зимой?

 

Да, это вполне возможно, поэтому для нас очень важно правильно выбрать путь развития. В условиях новых требований, необходимо начинать работу как можно раньше. Полагаю, возрастет роль инженеров и проектировщиков, работающих на базе. До сегодняшнего дня мы всегда имели возможность проверить эффективность той или иной детали перед внедрением, а теперь в разы возрастёт важность компьютерного моделирования и испытаний в аэродинамической трубе. Конечно, участие гонщика тоже оказывает определенное влияние, но, в конце концов, я не проектирую автомобиль – для этого на базе есть профессионалы. Полагаю, мы увидим большие отрывы между командами, и та команда, которая вырвется вперёд на старте, долго время будет лидировать. А тем, кто начнет сезон с ошибок, понадобится очень много времени на их исправление – это окажет существенное влияние на ход чемпионата.

 

На прошлой неделе и вы, и Ник Хайдфельд, показывали удивительно слабые времена на круге. Связано ли это с тем, что на ваших автомобилях было больше компонентов 2009 года, нежели у других команд?

 

На такие вопросы всегда непросто ответить, поскольку мы никогда не знаем, по какой программе работают другие команды. Полгода назад в Барселоне я гонялся на сликах и с уровнем прижимной силы, как для Монцы. Потом, опять же в Барселоне, я также использовал слики, но с нынешней конфигурацией автомобиля – разница оказалась огромна. При аналогичном уровне прижимной силы, характеристики автомобиля могут сильно меняться – по крайней мере, в нашем случае. Мы не знаем точно, насколько продвинулись, мы просто стараемся собрать побольше информации об автомобиле, KERS и сликах. Более полную картину мы увидим, когда все команды выпустят на трассу машины спецификации 2009 года. Сейчас время на круге не играет особой роли, поэтому не все у нас так плохо, как могло показаться на прошлой неделе. Посмотрим.

 

Если это так, то запрет на внутрисезонные тесты может дать "БМВ Заубер" некоторое преимущество?

 

Может, но не обязательно. Хотя нет ничего плохого в том, чтобы уже сейчас не испробовать множество компонентов для будущего года. Например, крылья – да, они отличаются от тех, что будут установлены на машину-2009, но по дизайну близки.

 

Многие считают, что переходную "БМВ Заубер" нельзя назвать красивой…

 

Просто они видели наши крылья в Барселоне. А с точки зрения гонщика, они не так важны – мы их попросту не видим. Хотя, когда преследуешь кого-то, заднее крыло смотрится немного странно. Сейчас команды используют машины спецификации как 2009, так и 2008 года, однако, когда все поставят одинаковые крылья – люди к ним привыкнут. Широкое переднее и действительно узкое заднее крыло выглядят необычно: создается впечатление, что спереди машина намного шире, чем сзади.

 

По материалам f1.com

Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru