Куда может завести мир королевских гонок алчность и жадность Берни Экклстоуна? Какие уроки следует извлечь России из стамбульского опыта? @Sport.ru крайне негативно оценивает политику главного босса Ф-1 и его готовность с лёгкостью расстаться с Гран-при Турцией, контракт с которым истекает уже в этом году.

 

Прощай, Турция? Кто знает, возможно, предстоящий этап чемпионата мира Формулы-1 Гран-при Турции - последний, который пройдёт на этой благодатной земле, частично расположенной в Европе, а частично в Азии, чем она так напоминает нашу Россию, и с которой у нас давние и очень тесные отношения. Как мирные, так и не очень. И потому, на мой взгляд, мы должны извлечь уроки из всех ошибок, совершёнными турками после подписания ими контракта с Берни Экклстоуном. А именно - реально оценивать свои силы и быть готовым к тому, что этап в Сочи придётся постоянно дотировать, а также быть готовыми к тому, что интерес у нас в стране к этому событию может оказаться на порядок ниже, чем предполагается. Сейчас, когда между этапами в чемпионате возник небольшой перерыв, можем отвлечься непосредственно от борьбы на трассе и заглянуть за кулисы королевских гонок.

 

В чём главная причина, вынуждающая турок отказаться от продления договора с Экклстоуном на проведение этапа, который завершается в этом году? Из основных - два. Деньги и популярность. Мировой финансовый кризис сказывается негативно лишь на платёжеспособности зрителей, тогда как затраты на подготовку самого этапа неуклонно растут, как и аппетиты Экклстоуна. Но и это, думаю, не остановило бы Турцию на пути проведения этапа. Количество желающих заполучить этап чемпионата Ф-1 с каждым годом растёт, словно грибы после дождя. Спрос превышает предложение, а, следовательно, даёт в руки Экклстоуна главные козыри. В следующем году в сезон необходимо включить Гран-при США, а как это сделать при уже имеющихся 20 этапах? Верно, кого-то одного подвинуть в сторону.

 

"Берни плевать на популяризацию Ф-1 в мире, ему плевать на Ф-1 в Турции точно так же как и на Ф-1 в Австралии…"

 

Гран-при Турции можно смело назвать самым мало популярным этапом среди местного населения из всех ныне существующих. В прошлом году гонку посетил всего 3,6 тысяч человек, но в Турции понимают, что главные дивиденды Гран-при приносит не на трассе, а далеко за её пределами. Это долгоиграющие инвестиции и отличная реклама страны в мире. Другое дело, что всё, в том числе и реклама, имеет свою цену. И если для Стамбула цена каждого этапа в 13 миллионов долларов была приемлема, то абсолютно обоснованы их возмущения по поводу того, что за новый договор Экклстоун требует цену уже вдвое превышающую имеющуюся. Как так? На каком основании? Турция занимает особое место в Европе и Азии, играет далеко не последнюю роль в формировании мирового рынка. С точки зрения развития Формулы, её популяризации и статуса, Гран-при в Турции выглядит вполне обоснованным. Берни любит повторять, что он расширяет географию гонок сугубо из добрых побуждений. Но всем прекрасно известна цена его слов.

 

Берни плевать на популяризацию Ф-1 в мире, ему плевать на Ф-1 в Турции точно так же как и на Ф-1 в Австралии. Страны и география его абсолютно не волнуют. Единственные, кто ему интересны и с кем он готов заигрывать, это купцы, готовые предложить за его товар максимальную цену. Турки известные торговцы, но и они не согласны переплачивать  втридорога, а потому, уверен, Экклстоун будет идти до конца и не снижать цену, чтобы вынудить их добровольно отказаться от этапа. Турки станут первыми, но не последними. Посчитайте, сколько договоров на новые Гран-при подписал Берни за последние годы - ровно от такого количества имеющихся этапов ему и предстоит избавиться. И действовать он буде жёстко, цена вопроса слишком велика.

 

"Если Турция станет первой жертвой, она не будет последней, и гарантии неприкосновенности не будут гарантированы никому…"

 

Следом за Стамбулом могут последовать Монца, в угоду Рима.  Или Австралия, в угоду той же России. А то, что его вряд ли остановят такие имена, как Монца или Спа, показали недавние переговоры с мэром Мельбурна, где он выступил с жёсткой позицией, что установленная цена снижаться не будет. А ведь схожие проблемы, с которыми столкнулись в Турции и Мельбурне, сталкиваются многие традиционные трассы. Словно слово "кризис" в лексиконе главного босса Ф-1 не существует, как и разумного индивидуального подхода к той или иной ситуации. Когда у тебя за спиной такие денежные мешки, как Ближний Восток и Россия, когда ты привык, что тебе не отказывают и исправно в срок приносят тобою же назначенные оброки. Когда никто в твоём хозяйстве не смеет тебе перечить и все твои капризы тут же беспрекословно исполняются, волей-неволей утратишь связь с реальностью. Именно это, похоже, с Берни и происходит. Трудно сказать, куда он заведёт Ф-1 таким руководством, но то, что королевские гонки заехали не на ту дорогу - очевидно.

 

Недавно появилась информация, что одни из крупнейших мировых медиа-магнатов, а по совместительству крупнейшие мировые капиталы, изъявили желание выкупить контрольный пакет акций Ф-1. Многими эта весть была воспринята с воодушевлением. Конечно, трудно себе представить, что владелец News Corporation Руперт Мёрдок или мексиканский медиа-магнат Карлос Слим Элу, являющийся богатейшим человеком на планете, стремятся заполучить Ф-1 из филантропских побуждений, но остаётся надежда, что они свой бизнес на спорте будут делать руководствуясь здравым смыслом и трезвым умом. Поэтому Турцию откровенно жаль. Не так плох этап в Стамбуле, как он не вписывается в планы Берни по развитию своей империи. Но, смею вас заверить, если Турция станет первой жертвой, она не будет последней, и гарантии неприкосновенности не будут гарантированы никому, в том числе и России.

 

Александр Нешта. @Sport.ru