Тревожное время переживает сейчас Формула-1. Скандалы, конфликты, нечестная игра, диктат денег над разумом, постоянно меняющиеся правила игры, абсолютная власть Берни Экклстоуна, недовольство официальной политикой многих команд и их главных доноров. @Sport.ru за каждым из этих аспектов внимательно следит и вовремя информирует. Сегодня же хотелось поговорить ещё об одном неприятном моменте - о возможности отмены первого этапа сезона Гран-при Бахрейна.

 

Мир Формулы-1 в этом году продолжает неслабо будоражить, кидая с одной стороны в другую. После разгоревшегося скандала между двумя Лотусами, приведшего Тони Шумахера (Team Lotus) и команду Lotus Renault GP в суд, последовала ужасающая авария польского пилота Роберта Кубицы, которая чуть не оставила того инвалидом (Роберт до сих пор в больнице). Не стоит, также, забывать и о непрекращающихся разговоров о самом будущем королевских гонок, куда их заведёт руководство мудрого, но расчётливого и хитрого Берни Экклстоуна. И вот, как снег на голову, нас ошарашила новая весть - первый этап чемпионата в Бахрейне может не состояться!

 

В этом небольшом королевстве, расположенном на острове в персидском заливе, оппозиция, видимо, под воздействием народных волнений в Египте, решила и сама вывести людей на улицы. Конфликт достиг такой точки, что ряд европейских государств рекомендовали своим гражданам не ездить туда. Но, в отличие от Каира, где, собственно говоря, народ добивается неизвестно чего, в Бахрейне конфликт лежит в несколько иной плоскости и требует куда более сложного решения. Вся проблема в том, что у власти королевства стоят мусульмане-сунниты, а мусульмане-шииты добиваются расширения своих прав. К тому же, в Бахрейне лежат стратегические интересы двух мощных региональных центров влияния - Ирана и США. А это, как мы понимаем, куда более серьёзная задача, чем свергнуть власть ради лучшей жизни, которая, правда, неизвестно от чего вдруг возьмётся.

 

Ясное дело, что в такой ситуации, когда в дело уже вступила армия, а полиция применяет резиновые пули и слезоточивый газ, ни о каком Гран-при и речи быть не может. Хотя, делать сейчас окончательные выводы, когда до старта сезона ещё чуть более двух недель, за которые может много чего произойти, рано, но тенденция говорит о том, что одним этапом в этом году может стать меньше. Плохо это или хорошо? Тут как посмотреть. С одной стороны, учитывая то, что командам в этом году придётся соперничать на абсолютно новых двигателях, лишнее время для обкатки не помешает. Не уверен, многое ли потеряет сам Берни Экклстоун, а что касается главных спонсоров, то Бахрейн для них не самый лакомый рекламный рынок. Другое дело, что хоть что-то можно было сорвать с телевизионщиков, но, как известно, проблемы главных доноров Формулы-1, самого Берни не сильно волнуют. Так что, несмотря на то, что многие заверяют в готовности соревноваться, забегать вперёд не стоит.

 

"Если ситуация в королевстве останется прежней, если волнения продолжатся и дальше, мы будем вынуждены отказаться от этапа"

 

Всё должно решиться в ближайшие несколько дней. Если за это время ситуация стабилизируется, то Гран-при состоится, так как уже на следующей неделе команды собирались перебраться в Бахрейн, чтобы начать обкатку болидов на месте. "Я бы хотел, чтобы Гран-при Бахрейна состоялось, -  говорит руководитель Lotus Renault Эрик Булье. - Во-первых, это будет значить, что там больше никого не убивают, а во-вторых – нам нравится в Бахрейне. (В Сахире довольно замысловатая трасса - с четырьмя длинными прямыми участками и одним большим с множеством мелких и крутых поворотов. Каждый длинный участок трассы переходит в другой за счёт крутого загиба. В прошлом году Lotus Renault выступила тут не совсем удачно. Виталий Петров сошёл с дистанции задолго до финиша, а Роберт Кубица был лишь одиннадцатом). Но, как известно, существуют проблемы с безопасностью, и я слышал, что Берни хотел бы подождать до вторника или среды. Дело в  том, что министерство иностранных дел Великобритании рекомендовало отказаться от поездки в Бахрейн, а это значит, что я несу юридическую ответственность за то, что никто из моих людей не пострадает. Если FIA и FOM примут решение о проведении гонки, мне потребуются определённые гарантии безопасности".

 

Что же касается организаторов бахрейнской гонки, то они изо всех сил пытаются заверить в том, что всё будет в порядке и даже в таких неблагоприятных условиях можно успешно провести этап. "Мы делаем всё от нас зависящее, чтобы Гран-при Бахрейна успешно прошло в 2011-м году. Мы внимательно следим за всем, что происходит в стране и очень тесно контактируем с соответствующими органами власти", - говорится в официальном заявлении. Не спешит с окончательными выводами и Экклстоун: "Решение относительно бахрейнского этапа будет принято на следующей неделе. Во вторник или среду. Если ситуация в королевстве останется прежней, если волнения продолжатся и дальше, мы будем вынуждены отказаться от этапа. В любом случае, у нас очень мало времени и действовать необходимо быстро. Сегодня я разговаривал с принцем Бахрейна, он знает ровно столько же, как я и вы. Остаётся лишь следить за ситуацией и дождаться середины следующей недели".

 

"Если затянуть и не успеть перекинуть этап в Арабские Эмираты, то придётся проводить дополнительные тесы"

 

Куда клонит Берни, говоря о времени - понятно. В любом случае, отказ от этапа - это если и не потери для самой Ф-1 (не беря во внимание интересы команд и их доноров), то очень существенный недобор. Поэтому, пока есть время, Берни, не сомневаюсь, сделают всё возможное, если Бахрейн не успокоится, чтобы перенести первый этап в соседний Абу-Даби. Гран-при которого должно состояться в середине ноября, но если его перекинуть на март, то к ноябрю и в Бахрейне всё успокоится. Таким образом - и волки сыты, и овцы целы. Но, в чём Берни прав - действовать надо быстро. Если затянуть и не успеть перекинуть этап в Арабские Эмираты, то придётся проводить дополнительные тесы - затрат финансовых требующие больших, а отдачи не дающие практически никакой.

 

Очень жаль, если старт сезона выйдет таким вот скомканным. От этого года ждут очень многого, чемпионат обещает быть интересным как никогда. К тому же, при новых правилах, должна возрасти роль пилота, о чём накануне заявил пилот Mercedes GP Нико Росберг: "В этом году возрастёт роль гонщика – нужно уметь аккуратно обращаться с шинами в начале отрезка, рассчитывать дистанцию, которую сможет проехать резина, и беречь её до последнего круга. Это очень интересно!" Напомним, что новым партнёром Виталия Петрова в Lotus Renault GP стал не бразилец Бруно Сенна, о котором так настойчиво говорили, и не итальянец Витантонио Льюцци, а немец Ник Хайдфельд, которого @Sport.ru, говоря о возможных преемниках Роберта Кубицы, называл золотой серединой.

 

"Мы дали Нику шанс на тестах в Хересе, и он сильно нас впечатлил, - прокомментировал своё решение Эрик Булье, говоривший ранее, что оптимальным партнёром для Петрова видит Бруно Сенну. - Хайдфельд быстр, опытен, а главное — демонстрирует великолепное понимание машины и мгновенно обеспечивает нашу бригаду инженеров ценными замечаниями по доводке болида". Действительно, Ник - один из опытнейших пилотов Ф-1, хотя ни разу на высшую ступень пьедестала не поднимался, он редко когда за последние годы завершал гонку раньше времени. Думаю, для Виталия это будет идеальный напарник из всех возможных на сегодняшний день.

 

Александр Нешта. @Sport.ru