Седьмой и, возможно, последний в истории Королевских автогонок Гран-при Турции обещает весьма интригующие полтора часа в воскресенье. @Sport.ru заглядывает в прошлое в поисках любопытных закономерностей, которые не по душе некоторым фаворитам.

 

2005

 

Очковая зона: Райкконен – Алонсо – Монтойя – Физикелла – Баттон – Трулли – Култхард – Клин

Чемпион: Алонсо

 

Нет, что ни говори, а золотые были времена. Пилотов шесть лет назад штрафовали и наказывали по делу, а не за то, что в заднее колесо на полном ходу врезался конкурент. Вот и Такума Сато вынужден был стартовать с пит-лейн ввиду целой уймы провинностей: и Уэббера блокировал в квалификационном заезде, и двигатель вынужден был заменить, что по регламенту шестилетней давности уже было не смертельным, но грешком. Проблемы моторами вообще стали лейтмотивом первой в истории турецкой гонки. Шумахеру-старшему и Картикеяну также довелось их менять (индийцу даже дважды), что повлекло за собой потерю десяти позиций на стартовой решётке.

 

Для Красного Барона это были лишь цветочки – гонка для Михаэля закончилась на тридцать третьем круге по техническим причинам. Не добрался до финиша и Фелипе Масса, тогда ещё пилот Заубера, что немаловажно. А победил в итоге Райкконен, которому позарез нужны были очки, дабы опередить потерявшего чемпионский темп во второй половине сезона Алонсо. Чемпионат Кими закончит вторым.

 

2006

 

Очковая зона: Масса – Алонсо – М.Шумахер – Баттон – де ла Роса – Физикелла – Р.Шумахер - Баррикелло

Чемпион: Алонсо

 

Стоило лишь Массе пересесть за руль болида Скудерии, как победы пошли косяком. Правда, поначалу лишь локальные. Один из триумфов улыбчивого бразильца пришёлся как раз на гонку в Стамбуле, которая запомнилась непривычной даже для столь южных широт жарой (тридцать шесть градусов по Цельсию под вечер) и очередным обидным сходом Кими Райкконена, который считался одним из фаворитов, невзирая на седьмой результат в квалификации. Но понятия “Макларен” и “надёжный болид” тогда, как известно, были антонимами.

 

Попутно начинает вырисовываться одна любопытная закономерность – приходивший к финишу вторым дважды кряду Алонсо по итогам сезона оказывался в табеле о рангах выше всех. Занимательно, что и говорить.

 

“Пилотов шесть лет назад штрафовали и наказывали по делу, а не за то, что в заднее колесо на полном ходу врезался конкурент”

 

2007

 

Очковая зона: Масса – Райкконен - Алонсо – Хайдфельд – Хэмилтон – Ковалайнен – Росберг – Кубица

Чемпион: Райкконен

 

Начать стоит с того, что до финиша третьего в истории Гран-при не доехал всего один пилот – Марк Уэббер. За год до этого австралиец не без труда доехал до финиша десятым, а в 2005-м гонка закончилась для пилота BMW круге на десятом после столкновения с Массой. Нефартовое место для Марка эта Турция, не находите? То ли ещё будет.

 

Что же касается результатов.… Вы будете смеяться, но будущий чемпион в Стамбуле снова финишировал следом за победителем, которым опять оказался Масса. Для Райкконена эта гонка прошла на удивление спокойно, в отличие от прошлогодней. Да и вообще смотреть было особо не на что, если бы не взрыв передней покрышки на болиде Льюиса перед вторым пит-стопом. Британец лишился места на подиуме, а на финише довелось констатировать факт первого в истории трассы дубля. В роли первопроходцев оказались, разумеется, Феррари.

 

2008

 

Очковая зона: Масса – Хэмилтон - Райкконен – Кубица – Хайдфельд – Алонсо – Уэббер – Росберг 

Чемпион: Хэмилтон

 

Многострадальный Уэббер на сей раз не просто финишировал, а сумел набрать два очка, отстояв седьмое место. Главным сюрпризом стала погода – свободные заезды прошли на мокрой трассе под аккомпанемент мелкого дождика. Непосредственно в гонке без метеокапризов, однако, обошлось. Третью победу кряду одержал Масса, но дало ли это Фелипе какие-то дополнительные дивиденды? Правильно.

 

Отчётный Гран-при стал знаковым для Рубенса Баррикелло и истории Королевских автогонок. Доехавший до финиша в статусе кругового бразилец превзошёл достижение Риккардо Патрезе пятнадцатилетней давности – для Рубиньо гонка в Стамбуле стала двести пятьдесят седьмой в карьере, что на один этап больше, чем у итальянца. А занявший второе место в Турции Хэмилтон… правильно, завоевал первый (и, надеемся, не последний) чемпионский титул.

 

“Хочешь стать чемпионом – финишируй в Стамбуле вторым”

 

2009

 

Очковая зона: Баттон – Уэббер - Феттель – Трулли – Росберг – Масса – Кубица - Глок

Чемпион: Баттон

 

В позапрошлом году закономерность была нарушена не наевшимся пока победами Дженсоном Баттоном на болиде-сенсации имени Росса Брауна. Хотя кто его знает, как бы всё закончилось, не обгони британец в первом же повороте выигравшего накануне поул-позишн в невероятно напряженной концовке Феттеля. До финиша не доехали всего два пилота (Баррикелло и Физикелла) при том, что аварий и мелких столкновений было более чем предостаточно.

 

Nota bene: именно Стамбул становится нефартовым местом уже не столько для Марка Уэббера, сколько для его команды. Сам австралиец финишировал вторым, а что случилось с Феттелем, напоминать не нужно. Вот и получилось вместо второго дубля в истории Гран-при непонятно что.

 

2010

 

Очковая зона: Хэмилтон – Баттон - Уэббер – М.Шумахер – Росберг – Кубица – Масса – Алонсо – Сутил - Кобаяси

Чемпион: Феттель

 

Последняя пока что гонка в “городе контрастов” немного выбивается из логической цепочки. Финишируй гонщики в таком порядке в 2009-м, и главная закономерность турецкого Гран-при получила бы лишнее подтверждение своей жизнеспособности. А так приходится выделять огромное количество исключений. Самое главное из них - будущий чемпион впервые не доехал здесь до финиша. История со столкновением двух пилотов Ред Булл и крайне неадекватной реакцией на происшествие “опекуна” Феттеля Хельмута Марко известна всем, поэтому повторяться лишний раз не стоит.

 

Что мы имеем в итоге? В четырех случаях из шести пилот, которому по итогам сезона суждено возглавить личный зачёт, приезжал следом за победителем гонки. Вывод: хочешь стать чемпионом – финишируй в Стамбуле вторым. Вроде бы и шутка, но с солидной долей правды.

 

Иван Манчев, @Sport.ru