Из трёх, представленных в заглавии брендов, по итогам предсезонки легко выбрать лишний. На фоне "Тойоты" и "БМВ", команда "Рено" смотрелась неуверенно. Но как смотрелись "Тойота" и "БМВ" на фоне целого пелотона? О "Феррари" и "МакЛарен" мы говорили в прошлый раз, теперь рассмотрим ситуацию с другими заводскими командами.

 

Путь к смыслу

 

Результаты последних сезонов "Тойота" отличает определённая стабильность. После прорыва 2005 года, когда Ярно Трулли и Ральф Шумахер привели команду к четвёртому месту в Кубке Конструкторов, "Тойота" осела в районе пятой-шестой строчки итогового протокола. Аналогично завершился и минувший сезон: красно-белые автомобили завершили выступления на шестом месте, позади "Рено" и "БМВ Заубер". Однако в этом году пути-дорожки этой тройки могут разойтись. По крайней мере, межсезонные тесты наводят на мысль о переменах к лучшему, произошедших или происходящих в "Тойоте".

 

Ярно Трулли, выступающий за японско-немецкую команду с конца 2004 года, и являющийся её лидером, в начале межсезонья высказался следующим образом: "Я выступаю за "Тойота" дольше, чем любой другой гонщик, и со времени моего прихода сюда, командой был достигнут огромный прогресс. У нас был длинный путь со спадами и подъёмами, но мы никогда не сдавались и не теряли веру". Позже в интервью британскому "Autosport" он скажет, что "TF109" – модель нынешнего года – лучший автомобиль, построенный "Тойота".

 

"Конечно, опыт и работоспособность Ярно Трулли тянут команду вперед. Но и Тимо держится достойно…"

 

На фоне тестовых результатов, подобный вывод кажется небезосновательным. Детище молодого дизайнера – 25-летнего Ацуши Нарита – смотрелось как будто бы убедительно. Констатируя табличные результаты, отметим, что Тимо Глок дважды возглавлял протокол дня в Хересе, а в Барселоне оба пилота основались на третьей-четвертой строчке. Результаты, естественно, относительны, поскольку, например, успехи Тимо пришлись на дни ненастной погоды, когда и без того разная программа испытаний становится совсем далека от соревновательного уровня. Что имеет гораздо большую важность в этой истории, так это тот факт, что за время предсезонки "Тойота" не столкнулась с какими-либо серьёзными техническими проблемами (в отличие, скажем, от "МакЛарен" или "Рено"). Вкупе с предполагаемой скоростью, это даёт основания предполагать, что команда поднялась выше собственного среднего уровня.

 

Какой смысл автоконцерну быть середняком?

 

Помимо названного Ярно Трулли, за команду также гоняется Тимо Глок. И этот пилотский состав имеет право называться "сбалансированным", поскольку здесь пока нет иерархии "звезда и оруженосец" и нет ярко выраженного сочетания "опыт и молодость". Пилоты находятся в балансе, в равных условиях. Конечно, опыт и работоспособность Ярно Трулли тянут команду вперед. Но и Тимо держится достойно – во второй половине минувшего сезона, ставшего для немца дебютным в "Тойота", он начал потихоньку подтягиваться к результатам напарника, что, собственно, и являлось его задачей. И если вы считаете, что Глоку не хватает харизмы – вы его плохо знаете. Проследите за его гоночной судьбой – по характеру он боец. К слову, сезон Трулли и Глок завершили с разницей в 6 очков.

 

Если приводить высказывания представителей одной из самых обеспеченных команд Формулы 1 (бюджет "Тойоты" оценивается  в 270 миллионов евро) к общему знаменателю, то цель вырисовывается абсолютно точная – бороться, как минимум, среди лидеров. Бороться за победы и одерживать их. Но что будет, если надежды не оправдаются? По словам руководителя "Тойота Рейсинг" Тадаши Ямашина, в это межсезонье вопрос об уходе "Тойоты" из Формулы 1 уже серьёзно поднимался. Здесь, надо думать, на сложную экономическую обстановку накладывается отсутствие смысла. Какой смысл автоконцерну быть середняком?

 

Чем они располагают?

 

Чего не хватает команде "Рено"? Пожалуй, с этической точки зрения необходимого равноправия пилотов. На совместных тестах, которые проходили в Барселоне 9-12 марта, Нельсиньо Пике провёл только один день, в остальные три - автомобиль был предоставлен Фернандо Алонсо. Этот ход получил небольшой общественный резонанс, а потому Нельсиньо пришлось давать комментарии об отсутствии дискриминации в команде, и заодно о неоспоримом опыте Алонсо, благодаря которому, опыту то есть, информация от него, то есть от Алонсо, будет более ценна для команды.

 

"Одним гонщиком Кубок Конструкторов не выигрывается"

 

В дебютном сезоне Пике не оправдал ожиданий от своей фамилии, о чем говорит сокрушительная итоговая разница между ним и Алонсо, которую не раз упоминали различные аналитики – 42 очка. Флавио Бриаторе остался предсказуемо недоволен и уже сделал заявление о том, что Нельсиньо придется здорово потрудиться, чтобы реабилитироваться в глазах команды и доказать, что он заслуживает места в Формуле 1. Звучит, если не как приговор, то как намёк на последний шанс. И здесь возникает вопрос: в каких обстоятельствах Пике должен будет этот шанс реализовывать? Определённо, не стоит раздувать шумиху вокруг того, что на каких-то там предсезонных покатушках Пике не получил второго тестового дня. Как и не стоит паниковать из-за того, что на финальных тестах для "Рено", завершившихся 17 марта в Хересе, Нельсиньо снова получил один тестовый день. Против двух у Алонсо. Но очень важно обратить внимание, что на адаптацию к новой машине, особенно в условиях смены регламента, каждый дополнительный (или отсутствующий) тестовый день оказывает существенное влияние. Пике как будто бы предоставили шанс, но не поставили ли на нём, на самом деле, крест?

 

Фернандо Алонсо бесспорно хорош в качестве лидера, вокруг которого строится команда. Да, в прошлом году двукратный испанский чемпион позволял себе жаловаться на слабую форму команды и высказывать пессимистичные прогнозы в прессе. Тем не менее, он всегда находится в тонусе, поскольку, как только представилась возможность, Фернандо выиграл две гонки подряд, а потом взобрался на вторую ступень подиума. Но при всех достоинствах есть у Алонсо один недостаток. Впрочем, это касается вообще всех пилотов. Одним гонщиком Кубок Конструкторов не выигрывается.

 

"Плюс, если "Рено" готова использовать KERS уже на первой гонке – значит, они уверены в надёжном функционировании этой системы и автомобиля, оснащённого ей"

 

Но здесь следующий вопрос: а есть ли у "Рено" то, чем этот Кубок Конструкторов выиграть? На днях команда объявила о том, что будет использовать систему KERS в Мельбурне. Но автомобиль "R29" представляет интерес и сам по себе. В предсезонную стадию команда вползла не в лучшей форме – с постоянно возникающими техническими неполадками, которые мешали выполнять полную тестовую программу, и с недостатком скорости. По следующим тестам также трудно судить о чем-либо конкретном, но команде всё же удалось повысить эффективность работы – технических проблем стало заметно меньше. Плюс, если "Рено" готова использовать KERS уже на первой гонке – значит, они уверены в надёжном функционировании этой системы и автомобиля, оснащённого ей.

 

Да, Фернандо Алонсо недавно отметил, что ряд команд, судя по всему, на шаг опережает "Рено" и пробиться в первую шестёрку на Гран При Австралии для его команды будет непросто. Сейчас они отстают от лучших тестовых результатов на пару десятых секунды – это довольно много, учитывая плотность тестовых результатов. Очень обидной будет ситуация, если полсезона "Рено" вновь проведёт "где-то там", а под конец выстрелит. Только и останется, что упрекать других в несоблюдении правил…

 

Не промежуточная цель

 

Пару недель назад в интервью британскому "Autosport" Ник Хайдфельд убедительно обозначил цель команды и степень её уверенности в собственных силах: "В предыдущие годы нам всегда удавалось добиваться промежуточных целей – надеюсь, и сейчас всё сложится удачно. Мы нацелены на борьбу за титулы".

 

"Минувший сезон "БМВ" вновь завершила на третьем месте, но от сезона-2007 оно отличается одним заметным обстоятельством…"

 

"БМВ" приобрёл команду "Заубер" в 2006 году: дебютный сезон был завершён на уверенном пятом месте, а уже в следующем сезоне "БМВ Заубер" оказался на второй строчке зачёта Конструкторов… По хорошему, на третьей, но тогда решением Всемирного Совета по Автоспорту команда "МакЛарен" была лишена очков после "шпионского скандала". Минувший сезон "БМВ" вновь завершила на третьем месте, но от сезона-2007 оно отличается одним заметным обстоятельством: на Гран При Канады Роберт Кубица одержал первую в истории команды – равно, как и первую в своей карьере – победу. Первая победа, случившаяся не в начале командного пути, а в ходе поступательного прогресса – это не просто символическая отметка. Помнится также, что вплоть до Гран При Китая Кубица сохранял пусть лишь математические, но шансы на чемпионство. Это при том, что команда к тому моменту уже вела политику, получившую порцию критики - "БМВ" "заморозил" развитие модели 2008 года в пользу подготовки конкурентоспособной машины на сезон-2009. И интересно, что при сопоставимом с "Рено" бюджете – по расчетам, у обеих команд он составляет около 210 миллионов евро – "БМВ", похоже, смог распорядиться деньгами эффективнее.  

 

"…в этом году у них уже не будет возможности говорить о том, что "машина "заморожена" во благо будущих побед"

 

По итогам предсезонных тестов, эксперты сходятся во мнении: "БМВ Заубер", наряду с "Тойота", "Феррари" и "Браун", входит в предварительную группу лидеров (по совместительству, "БМВ" с "Тойота" и "Браун" являются командами, сконструировавшими диффузоры, в легальности которых сомневаются все остальные). В частности, британский "Autosport" провёл исследование совместных тестов в Барселоне: за основу было взято время, показанное на длинных сериях кругов. Оно было скорректировано с учётом различных факторов, таких как износ резины и характеристики дорожного полотна в зависимости от погодных условий. По результатам анализа, все 10 команд уложились в промежуток 1,8с:

1. "Браун" – лидер

2. "Тойота" +0.481

3. "БМВ" +506

4. "Феррари" +7385

5. "Рено" +9965

6. "Уильямс" +1.2605

7. "Ред Булл" +1.318

8. "Торо Россо" +1.5525

9. "Форс Индия" +1.7155

10. "МакЛарен" +1.7795

 

Интересные данные. Тем более, относительно "БМВ Заубер", о которой идет речь, сомневаться в объективности цифр не приходится. Плюс, учтём, что автомобиль "F1.09" показал себя стабильным на протяжении всей предсезонной подготовки.

 

Что касается гонщиков, то у этой команды в арсенале два отличных пилота, ни у одного из которых нет проблем с мотивацией, и каждому из которых хватит опыта и данных для того, чтобы не вывести мотивацию на уровень конфликта. Роберт Кубица – самый высокооплачиваемый польский спортсмен – талантливый парень, любящий дело и знающий, как его делать. Для Ника Хайдфельда этот сезон станет юбилейным – десятым – в Формуле 1. На сегодняшний день круглую дату омрачает только отсутствие побед. Думается, и самому Нику не даёт покоя прошлогодний триумф Кубицы. Это будет настраивать его на 100% отдачу, лишь бы позволила машина. Да и в целом для "БМВ" было бы здорово оправдать собственные ожидания – в этом году у них уже не будет возможности говорить о том, что "машина "заморожена" во благо будущих побед".

Татьяна Монтоя, Sport.ru