Противостояние "Феррари" и "МакЛарен" (или – на другой вкус – "МакЛарен" и "Феррари") – одна из визитных карточек современной Формулы 1. Спортивная составляющая этого противостояния прекрасна всегда и совсем скоро мы вновь станем свидетелями увлекательных событий. Осталось только преодолеть последний поворот предсезонки и рассмотреть, в каком состоянии соперники подходят к началу чемпионата.

 

Стабильность в изменчивых условиях

 

Забудьте всё, что вы знали о "Феррари". Забудьте о том, что эта команда, по многолетней традиции, представила новый автомобиль одной из первых – в этом году, если говорить точнее, "алая" презентация в Мюджелло была самой первой. Забудьте о прошлом сезоне, по итогам которого "Скудерия" стала уверенным обладателем Кубка Конструкторов. И, конечно, даже не думайте о ещё одной многолетней традиции – о борьбе, как минимум, среди лидеров. "ФИА" и команды Формулы 1 начали новую эру, введя в обиход масштабные изменения регламента, которые к нынешнему моменту уже можно было заучить как манифест. Одним из последствий этих изменений должно стать следующее: "Феррари" больше не будет лидером.

 

Согласитесь, звучит абсурдно. Несмотря на происходящие изменения и преобразования, миру нужен какой-то устойчивый стержень – 16-кратный обладатель Кубка Конструкторов вполне подходит на эту роль. Отношение "Феррари" к Формуле 1 хорошо известно – это фундаментальное направление для итальянских автомобилистов. Они умеют работать сплоченно, подниматься после тяжелых поражений и адаптироваться к новым условиям. Это умение было доказано уже не раз, а последним доказательством – пусть пока и косвенным – является текущая предсезонная подготовка.

 

"Забудьте всё, что вы знали о "Феррари"

 

На первых совместных тестах, которые состоялись в начале марта в Хересе, автомобиль "F60" – с любым гонщиком в своём кокпите – показывал на удивление стабильные результаты: он постоянно маячил на второй строчке протокола по итогам дня. На этой неделе тесты прикатили в Барселону, и после трёх прошедших дней "Феррари" дважды занимала первую строчку протокола. Да, справедливости ради, всегда стоит отметить, что мы имеем дело с предсезонными тестами, когда каждая команда работает по своей программе: над новинками ли, над настройками ли или над повышением надежности. Но пока машина выглядит, как минимум, стабильной и быстрой. Кроме того, не наблюдается и критики от пилотов, по крайней мере, в прессе. И Фелипе Масса, и Кими Райкконен говорят о хорошем темпе и балансе автомобиля.

 

К слову, пилотский состав является еще одним элементом стабильности "Феррари" предсезонного образца. Они такие разные – хотя бы потому, что на Кими Райкконена в пелотоне вообще никто не похож.

 

"Вряд ли уместна формулировка из разряда "ему нужно доказывать". Нет, доказывать ему не нужно – от финна просто ждут"

 

Фелипе Массу мы знаем, как гонщика, который умеет учиться и прогрессировать. Не трудно припомнить, что в минувшем сезоне он достиг не локального, а, скорее, масштабного прогресса – до самой последней секунды бразилец боролся за чемпионство. Проиграл, испытал океан эмоций, дал ещё больше интервью, из которых можно составить брошюрку наподобие "Поражение и достоинство: инструкция по применению", и приступил к подготовке к новому сезону. В этом году несомненными целями бразильца можно назвать, во-первых, соответствие планке, установленной в сезоне-2008, во-вторых, ему нужно не стушеваться на фоне Кими Райкконена, от которого в этом году все ждут возвращения в былую форму. Вероятно, второй пункт является синонимом первого, хотя бы в том смысле, что Масса ощутил вкус лидерства и по собственной воле ему не захочется отказаться от такого лакомства.

 

Что касается Кими Райкконена, то он стал загадкой минувшего сезона. Обсуждения его мотивации надоели вам, надоели мне, и только сам Кими, пожалуй, не морщился – легко представить, как он взирал на всё это с равнодушием. Куда спрятал мотивацию обладатель титула 2007 года – не понятно. Понятно только, что талант не спрячешь, а чемпионами случайно не становятся. Вряд ли уместна формулировка из разряда "ему нужно доказывать". Нет, доказывать ему не нужно – от финна просто ждут. И ждать осталось совсем не долго…

 

Резюмируя, можно сказать следующее. Амбиции команды сомнений не вызывают, они понятны всем, даже если прямо о них не говорить, поскольку амбиции являются одной из составных частей марки "Феррари". Другой частью являются её возможности. По некоторым неофициальным предсезонным прикидкам "Скудерия" занимает третье место по объему бюджета команды, но мы все знаем, что им и этого может хватить.

 

Недостоверный "MP4-24"

 

Бюджет "МакЛарен" оценивается несколько выше: 270 миллионов евро (против 255 у "Феррари"). Но соревнования цифр – штука относительная. Гораздо важнее соревнования в грамотном применении этих самых цифр и вот здесь накануне сезона у "МакЛарен" рисуется интересная картинка. Впрочем, пойдём от обратного – начнём с острия, с гонщиков.

 

"Так или иначе, Льюис Хэмилтон в современной Формуле 1 – это явление"

 

На днях в Букингемском дворце состоялась торжественная церемония, на которой действующему чемпиону Формулы 1 сама Королева вручила орден Британской империи. Там же она призналась, что не без напряжения наблюдала за Гран При Бразилии, а, если верить таблоидам, является поклонницей Ф1 в целом и Льюиса Хэмилтона в частности. Словом, подобно тому, как Фернандо Алонсо имеет поддержку короля Испании, покровительницей Хэмилтона является британская Королева. Хороший он, в общем-то, парень – этот Хэмилтон. Со второй попытки стал самым молодым чемпионом Формулы 1, а ведь некоторым и единого шанса не выпадает. И стоило ему это больших физических и моральных сил, а также мастерства. Причем, как предполагают старшие коллеги – Дэвид Култхард, например – мастерство будет только расти. Но есть и критики, они протестуют. Так или иначе, Льюис Хэмилтон в современной Формуле 1 – это явление. Мы все будем за ним следить и обсуждать каждый поворот руля, который он совершит.

 

Сочувствующие будут всматриваться и в Хейкки Ковалайнена. У этого гонщика есть два фэн-сайта на русском языке – Хэмилтон таким похвастаться не может. А Хейкки не может похвастать стабильными результатами за "МакЛарен", впрочем, у него за плечами остался дебютный сезон в этой команде. 2008 год ушел на адаптацию, небольшую порцию плохой кармы (Ковалайнен дважды выбывал из гонок по причине механических отказов и один раз после аварии) и нервы. Однако финн сразу же проявил себя как хороший командный игрок, понимающий приоритеты команды и принципы совместной работы на результат – несомненно, ценное качество для сотрудника "МакЛарен". Кроме того, он смог одержать победу на Гран При Венгрии. Существует мнение, что потенциал Ковалайнена пока не был раскрыт. Возможно, он еще проявит себя в этом году. Нужна самая малость – хорошая машина. И здесь начинается самое интересное!

 

"…на тестах важно не обращать внимания на результаты конкурентов – только это поможет сохранить дисциплину и сделать машину быстрой"

 

Об "MP4-24" достоверно можно сказать только одно: новый автомобиль "МакЛарен" не блещет скоростью на тестах. Игры с перестановкой заднего антикрыла можно записывать в легенды межсезонья, как и визуализацию воздушного потока на автомобиле – красота, надо сказать. Проблемы команды вроде бы нашли косвенное подтверждение в словах вице-президента Mercedes-Motorsport Норберта Хауга: почтенный немец намекнул прессе, что вроде как уже рассчитывает на доводку по ходу сезона, которая сложна, но невозможной не является. Но выдохнуть "вот они, голубчики, попались", конечно, не получилось. Рон Деннис в интервью BBC произнес разумные, а потому главные слова: "Мы потеряли немного времени, но цель в том, чтобы привезти в Австралию быстрый автомобиль, а не возглавлять протокол каждого тестового дня. Наша стратегия заключается в том, чтобы внедрить новую аэродинамику непосредственно перед Гран При. А на тестах важно не обращать внимания на результаты конкурентов – только это поможет сохранить дисциплину и сделать машину быстрой".

 

С приходом весны Рон Деннис официально занял пост президента и исполнительного директора "McLaren Group", уступив капитанский мостик команды Мартину Уитмаршу. Впрочем, ни на секунду не возникало сомнений в том, что стратегически направлять "МакЛарен" по-прежнему будет та же рука и та же знаменитая философия, диктующая внимание к деталям без потери масштабного понимания происходящего. "МакЛарен" остаётся одной из тех команд, сбрасывать со счетов которую – себя не уважать.

 

Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru