Сегодня стало известно, что команда Формулы-1 Marussia может быть продана сербскому бизнесмену Зорану Стефановичу. @Sport.ru рассуждает над тем, что может сподвигнуть Николая Фоменко продать команду, и вспоминает о неудачных попытках Зорана Стефановича стать участником “Королевских гонок”…

Знаете, когда этот материал задумывался мной, ваш покорный слуга долго размышлял, с чего же всё-таки начать? По хронологии было бы правильно вспомнить 1998-й и далее, однако, пожалуй, для начала стоит разобраться в причинах, по которым Зоран Стефанович снова объявился на горизонте Формулы-1.

Во-первых – у команды Marussia есть множество финансовых проблем, что было понятно, пожалуй, с самого появления российско-британской конюшни в “первой Формуле”. Полное отсутствие результата, странный набор спонсоров, вроде отечественной “Лиги Ставок”, которая никому неинтересна… О каком финансовом благополучии команды Формулы-1 может идти речь? Если честно, то, несмотря на присутствие в команде рента-драйверов, создаётся ощущение, что финансовых вливаний в коллектив настолько мало, что команда бы даже в серии вроде AutoGP давно бы уже обанкротилась…

Как вы помните, команда пришла в чемпионат в далёком 2010-м году, тогда не возлагая особых надежд на результат. Однако из года в год амбиции и аппетиты команды росли. Росло всё, кроме производительности и результата. Фоменко вскоре и вовсе ушёл из коллектива, прекратив постоянные поездки на Гран-При, сославшись на большое количество работы на базе команды. Дорогие друзья, вспомните Николая Фоменко… Глупо думать о том, что Николай вовсю занимается разработкой шасси, проверкой новых деталей болида. Да и о жёстком руководстве работой команды на базе не стоит и думать – там есть кому работать и без Николая.

В прошлом сезоне Фоменко появился рука об руку с Формуло-1 единственный раз – рассказывая о желании команды сохранить прежний состав пилотов (Шарль Пик и Макс Чилтон), после этого Николая никто даже не вспоминал. Акции команды ходили из рук в руки, часть их осела в кармане у отца Макса Чилтона, что гарантировало Максу место в пелетоне на этот сезон. Однако ни о какой стабильности пока речи и не было. Да и вряд ли в ближайшее время будет. А без стабильности нет результата – такова уж логика не только Формулы-1, но и всей жизни.

А что же Стефанович? Вот здесь, пожалуй, самое время вспомнить о нескольких попытках сербского предпринимателя войти в элиту мирового автоспорта. Впервые имя Зорана замаячило на автоспортивном небосклоне ещё в далёком 1998-м году, когда Стефанович попытался выкупить старые болиды команды Lola MasterCard и с ними заявиться на новый сезон. Предприятие это не удалось, однако о Стефановиче заговорили как о потенциальном участнике чемпионата. В какой-то момент даже показалось, что Стефанович забыл об этом сомнительном занятии – во всяком случае слышно о Зоране не было довольно долго.

Но в 2009-м году, когда FIA проводила тендер на попадание в Формулу-1 трёх новых команд, Стефанович вновь напомнил о себе. Тендер тот выиграли Manor, впоследствии и ставший той самой Marussia, Campos, получивший название Hispania Racing Team, ныне уже оставшаяся дурным воспоминанием для всего пелетона и USF1 GP, оказавшаяся мыльным пузырём. Стефанович тендер не выиграл, но заговорить о себе заставил.

Как? Разумеется, при помощи скандала – Стефанович подал иск в Еврокомиссию, в котором заявлял о том, что отбор претендентов проводился пристрастно. Иск не был удовлетворён, однако после выяснения истории американской команды, которая, собрав деньги со спонсоров радостно объявила себя банкротом, появилась информация, что оставшуюся вакансию может занять именно команда Стефановича.

Долгая история о построенном на базе Toyota болида, подписанных контрактах с Жаком Вильневом и Ральфом Шумахером и приезда StefanGP в Бахрейн ничем не закончилась – Федерация автоспорта встала в стойку и не пустила Зорана в пелетон. Однако на этом попытки серба попасть в Формулу-1 не закончились.

В прошлом году FIA объявила об очередном тендере на сей раз уже на сезон 2015-го года, однако и там Стефанович явно оказался явно не на первых ролях – предпочтение Экклстоуна было отдано американцам из легендарной для Соединённых Штатов Америки команды Haas. Логично что Стефанович в итоге понял – как новая команда ему путь в Формулу-1 уже заказан, а ведь всего лишь нужно было меньше скандалить.

И вот, теперь новая информация. Более того, считается, что Стефанович ещё с ноября (а, то есть, с последнего появления Фоменко в автоспортивной прессе), Стефанович ведёт переговоры ор возможной покупке команды. Что же, в принципе, такие ходы Стефановича абсолютно логичны. Теперь гораздо больше начинает беспокоить другой вопрос – если так рано по ходу сезона пошли слухи о возможной продаже команды, закончит ли коллектив вообще этот сезон? Есть вероятность, что нет. Особенно если верить словам Флаиво Бриаторе, считающего, что Формула-1 стала слишком дорогим удовольствием, даже по сравнению с началом века, когда на гонки тратились стони миллионов долларов.

И с Бриаторе сложно поспорить – тем больше пугает прогноз Флавио о том, что треть команд могут столкнуться с отсутвием финансов ещё по ходу сезона и не закончить чемпионат. О ком же, кроме Marussia говорил Флавио? Ещё де команды, которые могут почить в бозе ещё до конца сезона? Вариатнов сразу несколько, однако это уже другая история. История же продажи российской команды сербам уже получила своё начало и развитие. Чем всё закончится? Вероятно, в следующем сезоне Зоран Стефанович исполнит свою мечту, а Берни тоже не останется в накладе – как минимум, количество участников чемпионата не скоратиться так сильно. Stefan GP быть, так и хочется заявить. Ну а российским поклонникам автоспорта не тсоит расстраиваться из-за теоретического ухода Marussia из чемпионата – слишком уж слабо выглядит на фоне своих соперников русско-британская команда, а из российского в ней в последнее время остался только Фоменко, играющий в “косынку” на базе коллектива.

Российских механиков в команде так и не появилось, есть несколько российских спонсоров, о которых никто особо и не знает. Так что продолжаем следить за развитием событий и продолжаем болеть за Даниила Квята, ибо болеть за Marussia – явно не самое прибыльное в плане положительных эмоций занятие.

Александр Кожевников, @Sport.ru